Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 7992Ключевые слова 19501 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологические особенности содержания профессиональной позиции учителей, работающих в разных формах обучения 723

Дмитриева С.М., Аспирантка 4 курса Московского городского психолого-педагогического университета, кафедры «Педагогическая психология», факультета «Психология образования», Москва, Россия, smdmitrieva@mail.ru

Аннотация

Представлены результаты исследования, целью которого был анализ содержания профессиональной позиции учителей начальных классов в разных формах обучения. Предполагалось, что содержательные характеристики профессиональной позиции учителя будут отличаться при фронтальной и индивидуальной формах обучения. Рассматриваемые характеристики отражаются в представлениях педагога о своих профессионально значимых качествах и выражаются в эмоционально-ценностном отношении к себе как профессионалу. Выявлены и проанализированы различия в приоритетных ценностях, самооценке, психоэмоциональном состоянии, уровне субъективного контроля и удовлетворенности трудом. Полученные результаты свидетельствуют, что педагоги, имеющие опыт индивидуальной работы с учеником, более ориентированы на личностные образовательные результаты и индивидуальный прогресс ученика, что свидетельствует об их готовности работать по требованиям нового Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В настоящее время исследование про­фессиональной позиции учителя является ак­туальной задачей современной педагогиче­ской психологии. Это связано с реализацией нового Федерального Государственного об­разовательного стандарта начального обще­го образования, в котором большое внимание уделяется развитию и учету индивидуальных особенностей каждого обучающегося (вклю­чая одаренных детей и детей с ограниченны­ми возможностями здоровья), разнообразию организационных форм обучения. Перед учи­телем стоит задача: быть профессионально готовым эффективно работать с различными детьми, следовательно, он должен владеть различными способами учебного взаимодей­ствия с учеником, уметь выстраивать свою профессиональную позицию в разных фор­мах обучения [7]. Форма выступает как усло­вие, позволяющее педагогу обновлять содержание своей профессиональной позиции.

По мнению А. М. Новикова, форму обуче­ния можно определить как «механизм упоря­дочения учебного процесса в отношении по­зиций его субъектов, их функций, а также за­вершенности циклов, структурных единиц об­учения во времени» [4, с. 344]. К общим фор­мам обучения относят фронтальные, группо­вые, коллективные, индивидуальные, разли­чающиеся по характеру взаимодействия учи­теля и учащихся [1]. Для нашего исследования имеет принципиальное значение, что в совре­менной школе чаще всего используются две из них: фронтальная и индивидуальная.

Принято считать, что при первой учитель не ориентирован на индивидуальность учени­ка, специфику его способностей и интересов. Педагогическая эффективность этой формы обучения во многом зависит от умения учите­ля держать в поле зрения весь класс, не упу­ская из виду работу каждого ученика. При ин­дивидуальной же форме обучения учитель выявляет способности каждого ученика, стро­ит содержание и методы обучения и воспита­ния, соответствующие возрастным и индиви­дуальным (личностным) особенностям и воз­можностям детей. При этом контакт между учителем и учеником более тесный.

Вслед за Л. М. Митиной мы рассматрива­ем профессиональную позицию как состав­ную часть педагогической направленности, выражающуюся в отношении к ученику, к са­мому себе, к своей деятельности. С другой стороны, если рассматривать понятие «пози­ция» как «способ реализации ценностей» [6], то профессиональная позиция педагога вы­ступает как комплексная профессионально­личностная характеристика, отвечающая не только на вопрос об отношении, но и на вопрос о способах действий, т. е. реализации своих от­ношений в образовательном процессе.

Литература
  1. Востокова Е. В. Формы обучения: категория дидактики и предметных методик // Педагогика. 2002. № 4.
  2. Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993.
  3. Митина Л. М. Учитель как личность и профес­сионал. М., 1994.
  4. Новиков А. М. Методология образования. М., 2006.
  5. Резапкина Г. В. Психологический портрет учи­теля // Школьный психолог. 2006. № 6.
  6. Сочень Л. Т. Влияние профессиональной пози­ции педагога на уровень самостоятельности уча­щихся: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2000.
  7. Федеральный Государственный образова­тельный стандарт начального общего образова­ния. Утвержден приказом Министерства образо­вания и науки Российской Федерации от 6 октя­бря 2009 г. М., 2009. Электронная версия: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
  8. Юдина Е. Г. Позиция педагогов: авторитаризм и партнерство // Теория и практика развивающе­го образования в школе В.В. Давыдова. По мате­риалам юбилейной конференции, посвященной 75-летию В. В. Давыдова. М., 2007.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика