Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7446Ключевые слова 17815 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Рейтинг Science Index РИНЦ
2016

1 место — направление «Психология»
1 место — направление «Народное образование. Педагогика»

16 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

3,107 —Двухлетний импакт-фактор
2,103 —Пятилетний импакт-фактор

 

Психолого-педагогические технологии в реабилитации детей с девиантно-криминальным поведением 1077

Петрынин А.Г., кандидат педагогических наук, директор муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Хабаровска, Хабаровск, Россия, petrynin@mail.redcom.ru

Аннотация

В данной статье представлены психологические технологии, используемые в процессе психолого-педагогической реабилитации детей с девиантно-криминальным поведением, – традиционные и инновационные, сложившиеся в ходе многолетней опытно-экспериментальной работы на базе федеральной инновационной площадки – Хабаровского краевого центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции. Психолого-педагогические технологии ориентированы на усвоение подростком с девиантно-кримнальным поведением нравственных норм и ценностных смыслов, развитие способностей к рефлексии, проявление оперативной адаптации в нестандартных (кризисных) ситуациях, приобретение опыта деятельности, направленной на преобразование окружающего социума и самого себя, развитие положительного субъективного опыта общения с педагогами и сверстниками, развитие у подростка способностей, направлен-ных на самопознание, саморегуляцию, самоуправление и самосозидание. Эти технологи могут быть применены на уроках, в воспитательной работе и могут рассматриваться как отдельные элементы внеучебной деятельности с детьми. В статье предложены критерии и показатели эффективности процесса психолого-педагогической реабилитации детей с девиантно-криминальным поведением.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

По признанию Министерства внутрен-волну беспризорности. Даже по самым при­них дел Российской Федерации в настоящее близительным подсчетам, в стране 2 милли­время Россия переживает третью – после она неграмотных подростков, более 6 милли­Гражданской и Великой Отечественной войн – онов несовершеннолетних находятся в соци­ально неблагополучных условиях. По стати­стике, на каждого беспризорника приходится 23 безнадзорных ребенка.

Возникающее у безнадзорных детей чув­ство одиночества и безысходности, нрав­ственной глухоты, растерянности приводит к крайним формам социальной нетерпимости и отчаяния. Такие дети, прежде всего, глубоко несчастны лично и представляют серьезную угрозу для общества.

Нами предприняты попытки системного подхода к разработке, становлению и разви­тию реабилитационно-воспитательной систе­мы для детей с девиантным и делинквентным поведением. Мы считаем, что более точно это явление отражает термин «девиантно­криминальное поведение», прописав в ис­следовании его специфическую сущность и вскрыв факторы, его обусловливающие. Предлагается иная концепция профилакти­ки девиантно-криминального поведения не­совершеннолетних, основанная на создании психолого-педагогических условий взращи­вания внутренних и замены ими внешних ре­гулятивов поведения.

В ходе реализации реабилитационно­воспитательной системы использовались психолого-педагогические технологии – тра­диционные и инновационные, сложившиеся в ходе многолетней опытно-экспериментальной работы на базе федеральной инновацион­ной площадки – Хабаровского краевого цен­тра психолого-педагогической реабилитации и коррекции. Психолого-педагогические техно­логии ориентированы на усвоение подростком с девиантно-криминальным поведением нрав­ственных норм и ценностных смыслов, разви­тие способностей к рефлексии, проявление оперативной адаптации в нестандартных (кри­зисных) ситуациях, приобретение опыта дея­тельности, направленной на преобразование окружающего социума и самого себя, развитие положительного субъективного опыта общения с педагогами и сверстниками, развитие у под­ростка способностей, направленных на само­познание, саморегуляцию, самоуправление и самосозидание. Эти технологи могут быть при­менены на уроках, в воспитательной работе и могут рассматриваться как отдельные элемен­ты внеучебной деятельности с детьми.

Литература
  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
  2. Алмазов Б. Н. Профилактика конфликтов в ра­боте с педагогически запущенными учащимися. М., 1991.
  3. Алмазов Б. Н. Средовая адаптация и социаль­ная поддержка в процессе воспитания // Соци­альная педагогика / Б. Ф. Семенов, Б. Н. Алма­зов. Свердловск, 1989.
  4. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадап­тация несовершеннолетних. Свердловск, 1986.
  5. Газман О. С. Гуманизм и свобода / Гуманиза­ция воспитания в современных условиях / Под ред. О. С. Газмана, И. А. Костенчука. М., 1995.
  6. Газман О.С. От авторитарного обращения к педагогике свободы // Новые ценности образо­вания. М., 1995.
  7. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования. М., 1995.
  8.  Дети с девиантным поведением: психолого­педагогическая реабилитация и коррекция: Ма­териалы Всерос. науч-практ. конф. Саратов, 1991 г./ (Ред.-сост. В. А. Иванников и др.). М., 1992.
  9. Дубровский А. А. Лечебная педагогика // Аль­манах МАМА. М., 1994. Вып. 1.
  10. Иванов И. П. Методика коммунарского воспи­тания: Книга для учителя. М., 1990.
  11. Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. М., 1959– 1960.
  12. Маслоу А. Мотивация и личность. Нью-Йорк, 1954.
  13. Овчарова Р. В. Психологический портрет со­циокультурно и педагогически запущенного ре­бенка. Архангельск, 1994.
  14. Овчарова Р. В. Ранняя профилактика и кор­рекция социально-педагогической запущенно­сти детей: Автореф. дис. …д-ра психол. наук. М., 1995.
  15. Овчарова Р. В. Реабилитационное простран­ство для подростка с девиантным поведением. Мат-лы Всероссийской научно-практич. конф. М.-СПб.-Екатеринбург, 1996.
  16. Роджерс К. Личные размышления относи­тельно преподавания и учения // Открытое обра­зование. 1993. № 5–6.
  17. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Станов­ление человека. М., 1994.
  18. Роджерс К. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. № 1.
  19. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. М., 1967.
  20. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973.
  21. www.genproc.gov.ru.
  22. www.newseducation.ru.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика