Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8160Ключевые слова 19965 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Динамика показателей ценностно-смысловой сферы личности осужденного в процессе получения высшего профессионального образования 1100

Салахова В.Б., кандидат психологических наук, заведующая учебно-исследовательской лабораторией «Психолог» Ульяновского государственного университета, Россия

Аннотация

В статье рассмотрены и проанализированы особенности формирования ценностно-смысловой сферы личности осужденного в процессе учебно-профессиональной деятельности. Дана характеристика ценностносмысловой сферы обучающихся и не обучающихся осужденных. Целью исследования являлось изучение динамики показателей ценностно-смысловой сферы личности осужденного в процессе учебно-профессиональной деятельности. Гипотеза исследования заключалась в предположении, что направленность показателей ценностно-смысловой сферы осужденных в процессе учебно-профессиональной деятельности характеризуется приближением их к показателям ценностно-смысловой сферы законопослушной личности. Лонгитюдное исследование было проведено на базе управления Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации по Ульяновской области в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 2» г. Новоульяновска. Выборочную совокупность исследования составили 50 осужденных мужского пола в возрасте от 25 до 35 лет, из них 25 осужденных, получающих высшее профессиональное образование (ООс), и 25 – не обучающихся (НООс). Эмпирическая программа исследования включала несколько этапов: первый – исследование ценностно-смысловой сферы ООс до поступления в Современную гуманитарную академию (2008 г.); второй – исследование ценностно-смысловой сферы ООс по окончании первого года обучения (2009 г.); третий – исследование ценностно-смысловой сферы ООс по окончании второго года обучения (2010 г.); четвертый – исследование ценностно-смысловой сферы ООс по окончании третьего (выпускного) года обучения (2011 г.). В результате исследования было установлено, что у обучающихся осужденных наблюдается динамика показателей ценностно-смысловой сферы (в частности, таких ее компонентов, как индивидуальные ценности личности, система убеждений, склонностей, интересов, социальных норм, мотивов и личностных смыслов) в сторону приближения их к нормоправным показателям.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проблема девиантной личности не может быть решена без исследований специфики внутренней жизни личности, ее субъективной картины мира. В ситуации качественного изменения социальных стереотипов происходит формирование «аномальных» структур индивидуального сознания, в том числе – ценностно-смысловых образований. Ценностно-смысловая сфера является центральным, ядерным образованием личности. Она оказывает влияние на общую направленность жизни, на законопослушность либо противоправность поведения человека. Как отмечает Д. А. Леонтьев, «чтобы понять поведение человека, надо раскрыть его смысл» [6, с. 59]. Однако проблема исправления и коррекции личности осужденных должна включать не только исследование и анализ особенностей ценностно-смысловой сферы как психологической категории, но и исследование факторов и механизмов ее формирования в период отбывания наказания.

Анализ функций основных средств исправления осужденных (ч. 1 ст. 9 УИК РФ): установленного порядка исполнения и отбывания наказания (режима), воспитательной работы, общественно-полезного труда, получения общего образования, профессиональной подготовки и общественного воздействия, показал, что все они служат для того, чтобы осужденный в период отбывания наказания приобрел навыки и умения, которые способствовали бы его успешной ресоциализации после освобождения от наказания.

Литература
  1. Антонян Ю. М. Преступное поведение и психические аномалии. М., 1998.
  2. Васильев В. А. Юридическая психология: Учебник для студ. вузов. СПб., 1997.
  3. Волов В. Т. Высшее образование как фактор управления социализацией осужденных в исправительном учреждении. М., 2009.
  4. Дебольский М. Г. Психологическое обеспечение деятельности воспитательных колоний [Электронный ресурс]: Глава 7. М., 2011. Электронный ресурс: http://www.psychlib.ru/inc/absid. php?absid=97457.
  5. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб., 2004.
  6. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М., 2003.
  7. Пастушеня А. Н. Комплекс факторов формирования готовности личности осужденного к нормоправному образу жизни // Совершенствование воспитательной деятельности органов, исполняющих наказание: Сб. науч. тр. Рязань, 1992.
  8. Пирожков В. Ф., Глоточкин А. Д. Психические состояния человека, лишенного свободы / Под ред. К. К. Платонова. М., 1968.
  9. Пирожков В. Ф., Глоточкин А. Д. Эмоции и чувства человека, лишенного свободы / Под ред. К. К. Платонова. М., 1970.
  10. Поздняков В.М. Отечественная пенитенциарная психология: история и современность. М., 2000.
  11. Ратинов А. Р., Ефремова Г. Х. Правовая психология и преступное поведение. Красноярск, 1988.
  12. Сухов А. Н. Криминогенное общение в среде осужденных: Учеб. пособие для учеб. заведений МВД России / М-во внутр. дел Рос. Федерации, Рязан. высш. шк. Рязань, 1993.
  13. Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Введение в пенитенциарную психологию. Рязань, 1998.
  14. Хохряков Г.Ф., Голубев В. П. Ценностные ориентации и их влияние на противоправное поведение осужденных // Социально-психологические и правовые проблемы профилактики правонарушений в ИТУ. Рязань, 1982.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика