Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8224Ключевые слова 20166 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Применение опросника социальной идентичности для диагностики социальнопсихологических особенностей ученической группы старших подростков 1667

Васькова О.В., аспирант факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, toskana@yandex.ru

Аннотация

В статье представлен опросник, направленный на измерение социальной (групповой) идентичности в старшем подростковом и юношеском возрасте. Данный опросник включает социально-психологические шкалы, разработанные итальянскими исследователями A. R. Graziani, M. Rubini, A. Palmonari, S. Costarelli, R. M. Calla. Осуществлены перевод, адаптация, а также апробация опросника в общеобразовательных школах Москвы. Проверка методики на надежность выявила высокий уровень согласованности шкал (альфа Кронбаха = 0,81). Анализируются результаты исследования особенностей групповой идентичности старших подростков, занимающих разное положение в статусной структуре ученической группы. В исследовании были задействованы 212 учащихся 9–10-х классов. Средний возраст участников исследования – 15,8 лет. Полученные результаты отчетливо демонстрируют наличие значимых отличий в характеристиках социальной идентичности у учащихся с различным статусом в интрагрупповой структуре школьного класса. Делается вывод, что опросник социальной идентичности может быть использован как методический инструмент диагностики социально-психологического профиля группы в практической работе психолога образования.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Диагностика социально-психологических особенностей ученических групп – одно из приоритетных направлений деятельности социального психолога, работающего в системе образования. Помимо группового структурирования, в такой группе мы можем наблюдать и другие социально-психологические феномены. Например, феномен социальной идентичности, который приобретает наибольшую значимость и выраженность в подростковом возрасте, так как именно в данный период вопросы самоопределения, идентификации, в том числе и групповой, становятся наиболее актуальными. Ученическая группа, в которой состоит большинство подростков, является важнейшей средой для такого рода идентификации. Таким образом, изучение социальной идентичности именно в ученических группах подростков становится важной задачей социального психолога.

Литература
  1. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). Минск, 2000.
  2. Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб., 2005.
  3. Кондратьев Ю. М., Сачкова М. Е. Специфика отношений межличностной значимости в студенческой группе на разных этапах обучения // Психологическая наука и образование (электронный журнал). 2011. № 1. Электронная версия: http://psyedu.ru/journal/2011/1/2061.phtml.
  4. Крушельницкая О. Б. Особенности референтных отношений студентов как фактор учебнопрофессиональной мотивации // Психологическая наука и образование (электронный журнал). 2012. № 1. Электронная версия: http://psyedu.ru/journal/2012/1/2797.phtml.
  5. Морено Я. Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. М., 2004.
  6. Тернер Дж., Оукс П., Хэслем С., Дэвид В. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа // Иностранная психология. 1994. № 4.
  7. Costarelli S., Calla R. M. Social identity threat and experienced affect: the distinct roles of intergroup attributions and social identification // Сurrent research in social psychology. 2005. № 10.
  8. Iyer A., Leach C. W. Emotions in inter-group relations // European review of social psychology. 2008. № 19.
  9. Obst P. L., White K. M. Three dimensional strength of identification across group memberships: A confirmatory factor analysis // Self and Identity. 2005. № 4.
  10. Rubini M., Graziani A. R., Palmonari A. Why adolescent groups are not all alike: the role of group functions // Abstracts of 14-th International Meeting of EAESP. 2005.
  11. Tajfel H. Social categorization // S. Moscovici (Ed.), Introduction a la psychologie sociale. Paris, 1972.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика