Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Роль неформальной коммуникации в самореализации преподавателя технического университета 1055

Яковицкая Л.С., кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии и политологии Донецкого национального технического университета (Украина)

Аннотация

Проанализированы преимущества неформальной межличностной научной коммуникации, ее свойства и функции: оперативность, избирательность, оценка, извлечение прикладного содержания, передача неформального содержания, обратная связь. Описываются результаты эмпирического исследования, проведенного в Донецком национальном техническом университете, целью которого было изучение специфических функций неформальной межличностной коммуникации, оказывающих влияние на деятельность личности в научно-технической сфере и на ее возможности самореализации. Предполагалось, что преподаватели технических вузов с высоким уровнем самореализации для эффективного разрешения профессиональных задач отдают предпочтение неформальной межличностной научной коммуникации. В исследовании принимали участие специалисты со стажем работы от 5 до 40 лет и выше: профессора, доценты, инженеры, ассистенты, заведующие лабораториями (выборка 262 человека). Показано, что наиболее значимыми составляющими неформального общения для преподавателей технического университета с высоким уровнем самореализации являются обратная связь, функция передачи неформального содержания.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Профессиональная научно-техническая деятельность также предполагает совместную ответственность специалистов за свои действия. Примером этого может служить усовершенствование технической установки или производственного станка, которое приводит к потере авторства. «Все становится анонимным, – писал К. Ясперс. – Достижения одного человека тонут в достижениях других» [7, с. 122]. Требование общей ответственности приводит в конечном итоге к осознанию необходимости достижения межличностного взаимопонимания. Таким образом, научно- техническая деятельность в вузе проявляется и как активная способность, и как объединительная сила, свойственная не столько отдельно взятой личности, сколько всему коллективу профессионалов в целом.

Литература
  1. Баранников К. Ю. Взаимопомощь в трудовом коллективе и ее связь с силовыми параметрами организационной культуры [Электронный ре- сурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2012. № 4. URL: http://psyedu.ru/
  2. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991.
  3. Коммуникация в современной науке / Сост., общ. ред. и вступит. статья Э. М. Мирского и В. Н. Садовского. М., 1976.
  4. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
  5. Петровский В. А. Деятельностное опосредст- вование межличностных отношений: феномены, сущность // Социальная психология и общество. 2011. № 1. C. 5–16.
  6. Сачкова М. Е. Западноевропейский подход к исследованию феноменов власти и статусных отношений в группах разного типа [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2010. №5. URL: http://psyedu.ru/
  7. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
  8. Allen T. J. Criteria for Selection of Informa- tion Source [Електронний ресурс] / T. J. Allen,
    P. G. Gerstberger // Report. Cambridge, MIT, 1967. URL :dspace.mit.edu/bitstream/handle/1721.1/.../ criteriaforselec00alle.pdf?.
  9. Carlson W. M. Engineering Information for Nation- al Defense // Engineering Societies and their Litera- ture Programs. N.Y., 1967.
  10. Menzel H. Information Needs and Uses in Sci- ence and Technology //Annual Review of Informa- tion Science and Technology, N.Y. Vol. 1. 1966.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика