Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8224Ключевые слова 20166 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Экспертная оценка состояния образовательной среды на предмет комфортности и безопасности 2764

Баева И.А., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и образования, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Москва, Россия, irinabaeva@mail.ru
Лактионова Е.Б., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования психологопедагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена., Россия

Аннотация

В статье обосновывается значимость психологической экспертизы образовательной среды, построенной на основах гуманитарной экспертизы. Доказывается, что психологическая экспертиза является адекватным средством определения комфортности и безопасности образовательной среды как характеристик, необходимых для полноценного личностного развития ее субъектов. Аргументируется необходимость глубже анализировать именно субъективную (психологическую) составляющую, которая и является предметом психологической экспертизы, так как в образовательной среде тесно переплетены объективные и субъективные условия и предпосылки для развития. Предлагается ввести понятие «социальная ситуация развития в образовательной среде» для характеристики отношения индивида с образовательной средой, выступающей для него в качестве условия и фактора развития. Обосновывается, что для разработки концепции психологической экспертизы образовательной среды ключевыми являются основные положения теоретической концепции субъекта. Описывается концептуальная модель психологической экспертизы образовательной среды и результаты ее эмпирической апробации.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Психологические закономерности разви- тия детей могут обсуждаться только с учетом реальности, которая сложилась в конкретной образовательной среде, поэтому экспертиза в настоящее время становится своего рода способом психологического анализа условий обучения и воспитания. Актуальность иссле- дований в области экспертизы деятельности образовательных учреждений связана со становлением ее и как средства управления со- стоянием образовательной сферы.

Традиционная система оценки эффективности образования ориентировалась, прежде всего, на такой показатель успешности обучения, как отметки по предметам. Современные представления об эффективности образования связывают с оценкой показатели не столько обученности, сколько психического развития. В психологическом отношении указанное изменение целей образования смещает акцент с развития предметно-обусловленных познавательных способностей школьников на создание условий образовательной среды, необходимых для полифункционального развития познавательной и личностной сфер школьника.

Литература
  1. Баева И. А., Лактионова Е. Б. Экспертиза психологической безопасности образо- вательной среды // Народное образование, 2009. № 2. С. 273–277.
  2. Баева И. А., Волкова Е. Н., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность обра- зовательной среды: Учеб. пособие / под ред. И. А. Баевой. М.: Экон-Информ, 2009. 248 с.
  3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1–3. М.: Педагогика, 1982.
  4. Лактионова Е. Б. Психологическая экспер- тиза образовательной среды. Автореф. дисс. … д-ра психол. наук. СПб., 2013. 53 с.
  5. Лебедева В. П., Орлов В. А., Панов В. И. Психодидактические аспекты развивающего об- разования // Педагогика. 1996. № 6.
  6. Панов В. И. К проблеме психолого-педагогического проектирования и экспертизы об- разовательного учреждения // Психологиче- ская наука и образование. 2001. № 2.
  7. Рубцов В. В. Психологическая поддержка современного образования // Известия Рос- сийской академии образования. М., 1999.
  8. Слободчиков В. И. Антропологический под- ход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии. 2001. № 4.
  9. Улановская И. М., Поливанова Н. И., Ермакова И. В. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? // Вопросы психоло- гии. 1998. № 6. С. 34–41.
  10. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Академия, 2001.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика