Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8206Ключевые слова 20121 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности формирования личности в подростковом возрасте как индикаторы качества образовательной среды * 1164

Богдановская И.М., кандидат психологических наук, доцент кафедры методов психологического познания, РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, biggi66@mail.ru
Проект Ю.Л., кандидат психологических наук, доцент кафедры методов психологического познания РГПУ им. А. И. Герцена
Богдановская А.Б., аспирант кафедры психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена

Аннотация

В статье раскрывается специфика современных условий становления личности ребенка. Проанализированы характеристики социокультурного контекста социализации в информационную эпоху, ключевое противоречие которого состоит в том, что при выраженном преимуществе в освоении стратегий использования многообразия информационных технологий ребенок нуждается в помощи взрослых при освоении социальных и культурных аспектов порождаемого ими содержания. Обсуждаются влияние процессов глобализации на различные девиантные проявления детей и подростков, рассматриваются черты современного детства, приводится классификация возможностей и рисков использования детьми и подростками информационно-коммуникационной интернет-среды.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Новый характер социокультурного контекста социализации в информационную эпоху отмечался многими российскими и зарубежными учеными. Как отмечает Д. И. Фельдштейн [14], для современного общества характерен качественный скачок, связанный с переходом к информационному обществу, которое ученый определяет как «исторически новое состояние, который некоторые исследователи определяют как цивилизационный слом, особое место отводя воздействиям информации, роли ее новых технологических систем, форм, объема и характера влияния, по сути, на все сферы жизнедеятельности современного человека» [14, с. 21]. Главные осо- бенности современного информационного общества связаны со «снятием общекультурных и психологических барьеров между разными странами, народами, все более активная представленность открытости мира человеку и человека всему миру, выход его за пределы привычной среды в принципиально новое пространство» [14, с. 22].

Литература
  1. Абраменкова В. В. Подростковая субкультура как пространство самореализации // Мир психо- логии. 2008. № 1. С. 175–189.
  2. Белинская Е. П. Информационная социали- зация подростков: опыт пользования социаль- ными сетями и психологическое благополучие // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 30. С. 6. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 28.08.2013)
  3. Гилинский Я. И. Девиантология: социология девиантности и социального контроля // Фено- менология и профилактика девиантного пове- дения: материалы Всероссийской научно-прак- тической конференции 19–20 октября 2007 г. Краснодар: Краснодар. ун-т МВД России, 2008. С. 43–46.
  4. Гуманитарные исследования в интернете [текст] // Под ред. А.Е. Войскунского. М., 2000. 431 с.
  5. Гусельцева М. С. Методологические и культур- но-исторические аспекты информационной со- циализации // Образовательная политика. 2010. № 5–6 (43–44) С. 24–33.
  6. Дмитриева О. А. Методика развития профес- сионально-педагогической компетентности в об- ласти проектирования учебных материалов по информатике у учителя начальных классов. Ав- тореф. канд. дисс. Челябинск, 2009. 21 с.
  7. Интернет в России: динамика проникновения. Зима 2012–2013 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://runet.fom.ru/Proniknovenie- interneta/10853 (дата обращения: 15.03.2013).
  8. Карабанова О. А. Социальное конструирова- ние детства // Образовательная политика. № 5–6 (43–44). 2010. С. 52–61.
  9. Кузнецова Ю. М., Чудова Н. В. Психология жи- телей Интернета. М., 2007. 229 с.
  10. Обухова Л. Ф., Корепанова И. А. Современ- ный ребенок: шаги к пониманию // Психологиче- ская наука и образование. 2010. № 2. C. 5–19.
  11. Подростки и интернет. Результаты опроса подростков в возрасте от 14 до 17 лет [Электрон- ный ресурс]. Режим доступа: URL: http://bd.fom. ru/pdf/podinter.pdf (дата обращения: 15.03.2013)
  12. Солдатова Г. В., Зотова Е. Ю., Чекалина А. И., Гостимская О. С. Пойманные одной сетью: соци- ально-психологическое исследование представ- лений детей и взрослых об интернете [текст] / Под ред. Г. В. Солдатовой. М., 2011. 176 с.
  13. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения со- временного Детства и обусловленная ими актуа- лизация психолого-педагогических проблем раз- вития образования // Вестник практической пси- хологии образования. 2011. № 1 (26). С. 44–45.
  14. Фельдштейн Д. И. Современное Детство как социокультурный и психологический феномен // UNIVERSUM: Вестник Герценовского универси- тета. 1 / 2012. С. 20–29.
  15. Hasebrink U., Livingstone S., Haddon L., & Ólafs- son K. (2009). Comparing Children’s Online Oppor- tunities and Risks Across Europe: Cross-National Comparisons for EU Kids Online. London: LSE, EU Kids Online, 2nd ed. Retrieved December 2, 2010, from http://eprints.lse.ac.uk/24368116. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants. Do They Really Thinking Differently? In: On the Hori- zon, October 2001, 9(5)NCB, December 2001, 9(6) NCB, University Press.
  16. Sherry Turkle. Life on the screen: Identity in the age of Internet. First Touchstone edition. N.Y. , 1997.
    P. 177.
  17. Walrave M., Heirman W., Mels S., Timmermans, C.&Vandebosch H. (eds.) Peter Lang (2012) eY- outh: balancing between opportunities and risks. Bruxelles, Bern, Berlin, Frankfurt am Main, New York, Oxford, Wien, 2012. 296 p.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика