Системно-личностный подход к формированию социальной безопасности будущего педагога*

825

Аннотация

Анализируется проблема обеспечения социальной безопасности субъектов образования (учащихся и педагогов) и необходимость подготовки педагога в данном направлении в системе профессионального образования. Работа основана на использовании системно-личностного подхода, способствующего личностному и профессиональному развитию будущего педагога как индивида, личности и субъекта социальной безопасности. Для обеспечения социальной безопасности субъектов образования, формирования у них состояния защищенности в современном социуме педагог в процессе профессиональной подготовки должен приобретать такие социально и профессионально важные качества и навыки, как навыки психической саморегуляции, стрессоустойчивость, критическое мышление, моральность, нравственность, профессиональная направленность, профессиональная ответственность, антиципация, коммуникативные навыки. Для этого на занятиях используются методы проблемного обучения, методы активного обучения, проектирование моделей авторских систем деятельности с последующей отработкой в педагогической практике.

Общая информация

* Статья подготовлена в рамках гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых рос- сийских ученых (№ МК-1565.2013.6).

Ключевые слова: индивид, личность, субъект деятельности, системно- личностный подход, социальная безопасность, подготовка педагога

Рубрика издания: Безопасность образовательной среды

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Кисляков П.А. Системно-личностный подход к формированию социальной безопасности будущего педагога // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 6. С. 73–79.

Полный текст

Угрозы социального характера в современном обществе актуализируют идею самоценности человека, понимание его как цели, а не средства экономической и политической жизни страны. Особое внимание необходимо уделить исследованию социальной безопасности, включающей в себя систему мер по предупреждению и отражению вызовов и угроз, способных дестабилизировать социальную сферу, подорвать главную движущую силу общества – человеческий потенциал [5]. Проблематика безопасности личности многоаспектна. Большинство авторов указывают на интегративность категории «безопасность личности», состоящую в том, что ее можно рассматривать:

-     как свойство личности, состоящее в способности человека противостоять разрушительным воздействиям внутренних и внешних сил и сохранять свою жизнеспособность;

-     специфический вид деятельности, направленной на выявление, предупреждение, устранение и отражение опасностей и угроз, способных принести ущерб развитию личности, общества, государства, а также создание необходимых условий для благоприятной жизни, реализации жизненных стратегий, планов, потребностей индивидов и целей общественного и государственного развития;

-     состояние, при котором индивид испытывает ощущение защищенности [2] даже при наступлении какой-либо опасности (угрозы отсутствуют или незначительны).

В целом проведенный нами анализ дает основание утверждать, что понятие «социальная безопасность» является категорией теории личности (ее отношения и установки); категорией теории деятельности (состояние и процесс); категорией теории профессиональной подготовки.

В современных условиях неизбежно формируется социальный заказ на разработку психолого-педагогических основ проблем социальной безопасности как компонента национальной безопасности страны [1]; [4]. Именно образовательное пространство призвано вернуть человеку чувство связанности с другими, избавиться от ощущения ничтожности и незащищенности перед окружающим миром [3].

В образовательном учреждении обучающийся проводит зачастую больше времени, чем в семейной среде, и степень влияния данного микросоциума на социализацию, развитие, здоровье и поведение ребенка или юноши трудно переоценить. Вместе с тем ситуация с комплексным обеспечением безопасности и здоровьесбережения в образовательных учреждениях далека от благополучия. К факторам риска образовательной среды можно отнести функциональную неграмотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья; педагогическую тактику, провоцирующую возникновение стресса у обучающихся и межличностных конфликтов; унижения, агрессию со стороны учащихся; экстремизм и межнациональные столкновения среди детей, низкую толерантность и неготовность участников образовательного процесса к конструктивному разрешению конфликтов и преодолению стрессовых состояний.

Вышесказанное обусловливает необходимость развития социальной безопасности личности, включая подготовку к безопасному существованию в современном социуме, формирование умений защитить себя и своих близких в случае возникновения экстремальной, кризисной ситуации социального происхождения. Кроме того, личность, сформированная в соответствии с идеологией социальной безопасности, демонстрирует неприязнь к насилию и агрессии, асоциальному поведению, активно способствует распространению гуманистического, духовно-нравственного опыта.

Анализ практики образовательных учреждений позволил выявить значимость обеспечения социальной безопасности субъектов образования как от внешних, так и от внутренних угроз. Школа сегодня рассматривается как социально значимый объект обеспечения безопасности, в котором должны быть созданы условия для охраны здоровья и обеспечения безопасности детей и педагогов. Безопасность образования в свою очередь напрямую зависит от качества подготовки педагогов к реализации данных функций.


Учителя в своей педагогической деятельности проецируют ценности и установки, которые они освоили за время профессионального образования, поэтому подготовка студентов педагогических и гуманитарных вузов должна обеспечить высокий уровень готовности к работе по обеспечению социальной без­
опасности обучающихся различных социальных групп. Содержание педагогического образования должно быть направлено на развитие социально значимых качеств студентов в процессе их личностно-профессионального становления, поскольку поступающая в вузы молодежь уже имеет накопленные факторы риска асоциального поведения.

Таким образом, перспективным видится разработка комплексного системно­личностного подхода к проектированию системы формирования социальной безопасности будущего педагога. Системный подход представляет собой специфический способ определения свойств личности. Взаимодействуя с элементами разных систем, человек проявляет или приобретает различные качества, которые раскрываются как системные. При их исследовании выходят за пределы индивида и рассматривают его как элемент системы - общества. Личностные свойства конкретизируют социальность индивида, его социальное поведение [7].

Системный подход к изучению личности можно охарактеризовать как системно­личностный, получивший развитие в акмеологии при целостном изучении человека как индивида, личности и субъекта деятельности (А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. А. Бода­лев, Е. В. Селезнева и др.).

Таким образом, системно-личностный подход к формированию социальной безопасности будущего педагога способствует его личностному и профессиональному развитию, приобретению социально и профессионально ценных качеств, знаний и навыков, необходимых для обеспечения социальной безопасности субъектов образования, формированию состояния защищенности в современном социуме. В основе данного подхода лежит понимание и рассмотрение студента как индивида юношеского возраста с присущими ему социально­психологическими особенностями, уровнем здоровья и накопленными факторами риска асоциального поведения, испытывающего комплекс негативных воздействий психологического, информационного и социального характера и, как следствие, потребность в безопасности и защищенности; как личности, представителя учащейся молодежи, носителя системы ценностей и идеалов, определяющих его безопасное поведение в нормальных условиях и в условиях экстремальной ситуации; как субъекта профессионального становления, субъекта образовательного процесса в вузе, будущего педагога, который в перспективе должен осуществлять профессиональную деятельность по проектированию социально безопасной образовательной среды, обеспечивать социальную безопасность субъектов образования (учащихся и педагогов), быть носителем системы социальных, духовно­нравственных норм, эталонов здорового и безопасного образа жизни для учеников, а также иметь хорошее физическое, психическое и нравственное здоровье, необходимое для успешной педагогической деятельности.

Остановимся на рассмотрении направлений формирования социальной безопасности будущего педагога в рамках названных категорий.

Человека как индивида характеризуют психофизиологические качества, которые проявляются в чувствительности человека к обнаружению сигналов опасности. Обеспечение физической безопасности требует соблюдения человеком определенных инстинктивных или выработанных опытом норм и правил поведения в профессиональной деятельности, в повседневной жизни, в быту.


На поведении человека в нормальных условиях жизнедеятельности и в условиях экстремальной ситуации сказывается его психическое и физическое состояние. Соответственно подготовка студентов должна быть направлена на развитие способностей к психической саморегуляции и реализацию здорового образа жизни. В процессе обучения студенты должны осваивать технологии психической саморегуляции эмоционального и психофизиологического состояния, необходимые для предупреждения экстремальных ситуаций, снижения социальной напряженности в образовательном пространстве (техника управляемого дыхания, управление вниманием, создание чувствительных
образов и др.); приемы экстренной само- и взаимопомощи при психических нарушениях и психосоматических расстройствах (стресс, тревожность, депрессия, страх, паника и пр.).

Подверженным несчастным случаям более свойственны агрессивность, импульсивность, рассеянность, эмоциональная неуравновешенность, высокая динамика истощения и пр., в связи с чем у будущих педагогов необходимо развивать такие качества, как эмоциональная уравновешенность, внимательность, лидерские качества, способствующие в перспективе обеспечению безопасности школьного коллектива.

Социальная часть индивида связана с процессом социализации личности. Помогая ребенку в процессе социализации адаптироваться к условиям жизни, родители и педагоги, не желая того, одновременно снижают уровень его внушаемости, делают более подверженным любой манипуляции в будущем. Здесь с целью предупреждения опасности манипулирования личностью важно формировать у будущего педагога критическое мышление, обучать основам информационно-психологической безопасности. Освобождению сознания от информационной зависимости могут способствовать приобщенность к искусству, а также творческое отношение к жизни и профессиональной деятельности. Будущему педагогу нужно знать цели, методы и средства современного манипулирования сознанием людей и уметь контролировать степень своей зависимости от внешних воздействий.

Личность как социальное по своей природе, относительно устойчивое образование представляет собой социальное качество индивида; систему мотивационных отношений; индивидуальную форму существования и развития социальных связей и отношений [8]. Личностный уровень безопасности человека основывается на освоении конкретным индивидом общественных и групповых ценностей и развитием у него таких личностных качеств как моральность, нравственность, личное достоинство, разумность, ответственность. Таким образом, на уровне личности социальная безопасность - это уже особая система взглядов, ценностей, мотивов, установок как результат принятия и усвоения безопасности как ценности.

Безопасность - это явление, обеспечивающее нормальное развитие личности. Потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностей человека (А. Маслоу). Вместе с тем она редко выступает как активная сила, а доминирует только в экстремальных ситуациях, побуждая организм мобилизовать все силы для борьбы с угрозой. В этом отношении у педагога должна быть сформирована потребность в обеспечении социальной безопасности учащихся как приоритетной национальной задачи, а также потребность в безопасности в повседневной жизни, проявляющаяся в виде желания избегать конфликтные ситуации в быту и профессиональной сфере, строить гармоничные отношения с окружающими, избегать потенциально опасные места [5].

С психологических позиций субъект рассматривается как источник активности, носитель предметно-практической деятельности, обладающий способностью самоопределения, саморазвития, самоорганизации путем саморегуляции и разрешения человеком различного рода противоречий [8]. Соответственно на уровне субъекта деятельности социальная безопасность представляет собой совокупность способов и технологий активности, создающих или снижающих угрозу другому человеку или обществу в целом [1].


О. Ю. Зотова установила, что в качестве субъекта социальной безопасности человек может проявлять свои специфические особенности на уровне группы, которые могут иметь как положительный, так и отрицательный вектор: альтруистическая субъектность, когда человек стремится к всеобщей безопасности, способствуя безопасности других; эгоистическая субъектность, когда человек, обеспечивая себе безопасность, лишает безопасности других; исследовательская субъектность, когда человек стремится к преодолению опасности, нарушая безопасность других [4]. Социальная безопасность педагога допускает только пер­
вый вариант, когда его деятельность способствует сохранению жизни и укреплению здоровья учащихся. При этом социальная безопасность педагога как субъекта профессиональной деятельности определяется сформированностью у него таких профессионально важных качеств, как профессиональная направленность, профессиональная ответственность, антиципация, коммуникативные навыки.

Профессиональная направленность педагога в сфере социальной безопасности характеризуется наличием у него гуманистических, социально обусловленных ценностей педагогической деятельности, таких как воспитание свободной, гармоничной личности ребенка, нравственное воспитание личности, актуализация творческого потенциала воспитанников, способствование их свободному самоопределению и т. п. Важным также является соответствие педагога индивидуально-личностным качествам безопасного стиля поведения.

Профессиональная ответственность педагога перед собой, учащимися, их будущим понимается нами как качество личности, основанное на способности брать на себя ответственность за то, что происходит с ним самим и с учащимися, владении искусством проектирования деятельности по предупреждению в образовательном учреждении опасных и экстремальных ситуаций.

Социальная безопасность человека, актуализируясь в ходе общения и профессиональной деятельности, обеспечивается развитием коммуникативных навыков, овладением этическими нормами профессионального общения. Таким образом, можно говорить о социальной безопасности педагога в социальном взаимодействии с субъектами образования в различных межличностных коммуникативных ситуациях.

Для обеспечения социальной безопасности педагог должен владеть следующими коммуникативными навыками:

-     способность к личностно-ориентированному, доверительному взаимодействию в ходе образовательного процесса [1], включая доброжелательность, вежливость;

-     навыки делового демократического общения, включающие умение выслушивать, понимать, убеждать, разъяснять, полемизировать и т. п.;

-     умение сохранять эмоциональное равновесие, предотвращать и разрешать конфликты конструктивным способом, включая способность к сотрудничеству, достижению компромиссов;

-     умение объективно оценить ситуации взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Принципиально важно развитие у педагога способности к антиципации, которая определяется способностью прогнозировать возможные последствия жизненных событий и ситуаций, в том числе опасных. Развитая антиципация позволит педагогу спрогнозировать возникновение в образовательном учреждении опасных ситуаций социального характера, исходящих, в первую очередь, от участников образовательного процесса; предвидеть исход кризисных ситуаций, что, следовательно, поможет предпринять действия по минимизации факторов, отрицательно воздействующих на здоровье учащихся.


Формированию у будущих педагогов субъектной позиции в области социальной безопасности способствуют психолого­педагогические технологии, направленные на развитие личности в контексте ее жизненного и профессионального пути, широко востребующие в процессе их реализации весь спектр личностных и профессиональных качеств. К таким технологиям относятся методы проблемного обучения, методы активного обучения, проектирование моделей авторских систем деятельности, которые позволяют каждому студенту проявить инициативу, самостоятельность; стимулируют их к решению проблемы на основе личных знаний и жизненного опыта. При этом объектами изучения должны выступать реальные опасные ситуации социального характера, присущие образовательной среде. К ним в частности относятся ситуации, когда учащийся оказался в трудной жизненной ситуации (потеря близкого, неразделенная любовь, трудности в общении с одноклассниками, отказ от вредных привычек и пр.); ког­
да учитель или школьный коллектив сталкивается с проблемами асоциального поведения одного или нескольких учащихся (насилие в школе, экстремистские настроения учащихся, совершение учащимися преступлений, агрессия учащихся в отношении учителя и пр.). При этом важным здесь является учет характеристик социальной среды (политических, информационных, психологических, национальных, конфессиональных и пр.) как образовательного учреждения, так и города, региона и страны в целом.

Названные нами составляющие социальной безопасности будущего педагога (как индивида, личности и субъекта деятельности) взаимосвязаны и взаимозависимы, поскольку личная безопасность педагога является главным условием эффективности его профессиональной деятельности.

На основании вышеизложенного социальная безопасность педагога понимается нами как состояние защищенности и личностно-профессионального развития, которое характеризуется системой социальных норм; осознанным отношением к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; практической деятельностью по выявлению, предупреждению, ослеблению и устранению социальных опасностей и угроз в образовательной среде, возникающих на уровне личности, группы, общества; развитостью психологических и духовно-нравственных качеств, реализацией здорового и безопасного образа жизни.

Данные положения легли в основу разработанной нами Концепции подготовки педагогов к обеспечению социальной безопасности, реализуемой в Шуйском филиале Ивановского государственного университета как в рамках основных образовательных программ педагогических профилей (спецкурсы «Социальная безопасность образовательной среды», «Акмеология безопасности жизнедеятельности»), так в системе повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Внедрение системно-личностного подхода в современное педагогическое образование в целом и в области социальной безопасности в частности, является действенным фактором, обеспечивающим усиление профессиональной мотивации будущих педагогов, стимулирующим развитие их творческого потенциала, позволяющим выявить и плодотворно использовать личностные ресурсы для достижения успеха в профессиональной деятельности.

Литература

  1. Баева И. А. и др. Психология безопасности как теоретическая основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии / Под ред. И. А. Ба- евой. СПб., 2007.
  2. Баева И. А., Баев Н. Н. Психологические ре- сурсы защищенности студентов как показатель психологической безопасности личности // Пси- хологическая наука и образование. www.psyedu. ru. 2010. № 2.
  3. Грачев Г. В. Информационно-психологи- ческая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М., 1998.
  4. Зотова О. Ю. Социально-психологическая безопасность личности: Автореф. дисс. … д-ра психол. наук. М., 2011.
  5. Кисляков П. А. Психолого-акмеологические основания развития социальной безопасно- сти субъектов образования // Акмеология. 2012. № 3.
  6. Кораблин Ю. А. Личность как субъект социаль- ной безопасности общества: http://slavzso.narod. ru/1-9/16.html.
  7. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретиче- ские проблемы психологии. М., 1984.
  8. Селезнева Е. В. Общая акмеология: учеб- ное пособие / Под общ. ред. А. А. Деркача. М., 2010.

Информация об авторах

Кисляков Павел Александрович, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии, конфликтологии и бихевиористики, Российский государственный социальный университет (ФГБОУ ВО РГСУ), главный научный сотрудник НИИ ФСИН России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1238-9183, e-mail: pack.81@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2154
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 825
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0