Психологическая наука и образование
2013. Том 18. № 6. С. 101–106
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Роль подлинных эмоций в эмоциональной безопасности образовательной среды
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, эмоциональная безопасность, подлинные эмоции, психосоматические заболевания, радость, страх
Рубрика издания: Безопасность образовательной среды
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Рубцов С., Березина Т.Н., Рыбцов С.А. Роль подлинных эмоций в эмоциональной безопасности образовательной среды // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 6. С. 101–106.
Фрагмент статьи
Проблема эмоциональной составляющей психологической безопасности образовательной среды – одна из актуальнейших, потому что в школьном возрасте эмоции часто оказываются причиной и поведенческих реакций, и когнитивных суждений, а также психосоматических нарушений. В классическом определении под психологической безопасностью понимается такое состояние образовательной среды, которое свободно от проявлений психологического насилия во взаимодействии, с одной стороны, с другой, оно способствует удовлетворению потребностей субъекта в личностно-доверительном общении, с третьей, оно создает референтную значимость образовательной среды для ее участников, и в-четвертых, способствует психическому здоровью всех вовлеченных участников [16].
Литература
- Баева И. А., Семикин В. В. Безопасность обра- зовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2005. № 12.
- Баева И. А., Баев Н. Н. Психологические ресур- сы защищенности студентов как показатель пси- хологической безопасности личности // Психологи- ческая наука и образование PSYEDU.ru 2013. № 1.
- Баева И. А., Гаязова Л. А. Психологическая без- опасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение // Пси- хологическая наука и образование PSYEDU.ru 2012. № 3.
- Березина Т. Н. Возникновение позитивных и негативных базовых эмоций под влиянием базо- вых запахов // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохо- ва. Серия «Педагогика и психология» 2011. № 3.
- Березина Т. Н. Актуализация резервных воз- можностей человека и подлинные эмоции // Пси- хология и психотехника. 2009. № 7.
- Березина Т. Н. Вероятностная модель продол- жительности жизни // Психология и психотехни- ка. 2013. № 4.
- Березина Т. Н. Взаимосвязь базовых запахов и базовых эмоций // Вопросы психологии. 2012. № 4.
- Березина Т. Н. Запах и образ спиртного как факторы, влияющие на функциональное состо- яние человека // Вопросы психологии. 2009. № 4.
- Березина Т. Н. К вопросу о существовании «запаха страха» // Психология. 2009. № 1.
- Березина Т. Н. Объективное измерение по- ложительных эмоций у студентов как составля- ющая оценки безопасности образовательной среды // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2013. №1.
- Березина Т. Н. Радость и удовольствие как базовые эмоции // Психология и психотехника. 2012. № 7.
- Березина Т. Н. Реакции человека на представ- ление образов спиртного // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5. № 4.
- Березина Т. Н., Рыбцов С. А., Хитрякова Е. И. Стресс и резервные способности человека (мо- жет ли человек «мысленно» послать сигнал об опасности) // Мир психологии. 2008. № 4.
- Грачев Г. В. Информационно-психологи- ческая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М., 1998.
- Коджаспиров А. Ю. Безопасность личности в образовательной среде школы как психолого- педагогическая проблема // Безопасность об- разовательной среды: Сб. ст. / Отв. ред. и сост. Г. М. Коджаспирова. М., 2008.
- Рубцов В. В., Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды как усло- вие психосоциального благополучия школьни- ка // Безопасность образовательной среды: Сб. ст. / Отв. ред. и сост. Г. М. Коджаспирова. М.: Экон-Информ, 2008.
- Стрижиус Е. И. Влияние тревожности на ре- зультаты выпускных экзаменов (ГИА/ЕГЭ) у старшеклассников с различным уровнем успева- емости // NB: Педагогика и просвещение. 2013. № 1.
- Терещенко Р. Н. Эмоциональная креатив- ность как способность // Психология обучения. 2013. № 3.
- Ortony A., Turner T. J. What’s basic about ba- sic emotions? Psychological Review. 1990. № 97. Р. 315–331.
- Griffiths P.E. Basic Emotions, Complex Emo- tions, Machiavellian Emotions. In Philosophy and the Emotions A. Hatzimoysis (Ed.). 2003. Cambridge, CUP: 39–67.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3331
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 16
Скачиваний
Всего: 1163
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 5