Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8224Ключевые слова 20166 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Роль подлинных эмоций в эмоциональной безопасности образовательной среды 1182

Рубцов С., научный сотрудник Шотландского центра регенеративной медицины (SCRM), Университет Эдинбурга, Великобритания
Березина Т.Н., доктор психологических наук, профессор кафедры общей и практической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, tanberez@mail.ru

Аннотация

Дается критерий определения эмоциональной безопасности образовательной среды: минимизация отрицательных эмоций и увеличение количества по- ложительных эмоций. Выделяются две составляющих эмоциональной безопасности: уровень отрицательных эмоций (индикатор – эмоции страха, тревоги) и уровень положительных эмоций (индикатор – эмоция радости). Подлинные эмоции рассматриваются как эмоции, вызывающие значительные физиологические изменения в организме, по отношению к обычным, которые в основном протекают на уровне психологических переживаний. Обосновывается роль подлинных эмоций в обеспечении физического и психического здоровья. Рассматривается взаимосвязь подлинных отрицательных эмоций с возникновением психосоматических заболеваний в будущем и, наоборот, улучшение показателей здоровья при переживании подлинных положительных эмоций. Показывается, что подлинные отрицательные эмоции могут возникать при переживании экзаменационной тревоги, а подлинные положи- тельные – при насыщении образовательной среды мероприятиями, способствующими творческой и интеллектуальной реализации личности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проблема эмоциональной составляющей психологической безопасности образовательной среды – одна из актуальнейших, потому что в школьном возрасте эмоции часто оказываются причиной и поведенческих реакций, и когнитивных суждений, а также психосоматических нарушений. В классическом определении под психологической безопасностью понимается такое состояние образовательной среды, которое свободно от проявлений психологического насилия во взаимодействии, с одной стороны, с другой, оно способствует удовлетворению потребностей субъекта в личностно-доверительном общении, с третьей, оно создает референтную значимость образовательной среды для ее участников, и в-четвертых, способствует психическому здоровью всех вовлеченных участников [16].

Литература
  1. Баева И. А., Семикин В. В. Безопасность обра- зовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2005. № 12.
  2. Баева И. А., Баев Н. Н. Психологические ресур- сы защищенности студентов как показатель пси- хологической безопасности личности // Психологи- ческая наука и образование PSYEDU.ru 2013. № 1.
  3. Баева И. А., Гаязова Л. А. Психологическая без- опасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение // Пси- хологическая наука и образование PSYEDU.ru 2012. № 3.
  4. Березина Т. Н. Возникновение позитивных и негативных базовых эмоций под влиянием базо- вых запахов // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохо- ва. Серия «Педагогика и психология» 2011. № 3.
  5. Березина Т. Н. Актуализация резервных воз- можностей человека и подлинные эмоции // Пси- хология и психотехника. 2009. № 7.
  6. Березина Т. Н. Вероятностная модель продол- жительности жизни // Психология и психотехни- ка. 2013. № 4.
  7. Березина Т. Н. Взаимосвязь базовых запахов и базовых эмоций // Вопросы психологии. 2012. № 4.
  8. Березина Т. Н. Запах и образ спиртного как факторы, влияющие на функциональное состо- яние человека // Вопросы психологии. 2009. № 4.
  9. Березина Т. Н. К вопросу о существовании «запаха страха» // Психология. 2009. № 1.
  10. Березина Т. Н. Объективное измерение по- ложительных эмоций у студентов как составля- ющая оценки безопасности образовательной среды // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2013. №1.
  11. Березина Т. Н. Радость и удовольствие как базовые эмоции // Психология и психотехника. 2012. № 7.
  12. Березина Т. Н. Реакции человека на представ- ление образов спиртного // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5. № 4.
  13. Березина Т. Н., Рыбцов С. А., Хитрякова Е. И. Стресс и резервные способности человека (мо- жет ли человек «мысленно» послать сигнал об опасности) // Мир психологии. 2008. № 4.
  14. Грачев Г. В. Информационно-психологи- ческая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М., 1998.
  15. Коджаспиров А. Ю. Безопасность личности в образовательной среде школы как психолого- педагогическая проблема // Безопасность об- разовательной среды: Сб. ст. / Отв. ред. и сост. Г. М. Коджаспирова. М., 2008.
  16. Рубцов В. В., Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды как усло- вие психосоциального благополучия школьни- ка // Безопасность образовательной среды: Сб. ст. / Отв. ред. и сост. Г. М. Коджаспирова. М.: Экон-Информ, 2008.
  17. Стрижиус Е. И. Влияние тревожности на ре- зультаты выпускных экзаменов (ГИА/ЕГЭ) у старшеклассников с различным уровнем успева- емости // NB: Педагогика и просвещение. 2013. № 1.
  18. Терещенко Р. Н. Эмоциональная креатив- ность как способность // Психология обучения. 2013. № 3.
  19. Ortony A., Turner T. J. What’s basic about ba- sic emotions? Psychological Review. 1990. № 97. Р. 315–331.
  20. Griffiths P.E. Basic Emotions, Complex Emo- tions, Machiavellian Emotions. In Philosophy and the Emotions A. Hatzimoysis (Ed.). 2003. Cambridge, CUP: 39–67.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика