Метод «школьная медиация» как способ создания безопасного пространства и его психологические механизмы

2646

Аннотация

Дается описание метода «школьная медиация», его возможностей в создании безопасного пространства и представлены психологические механизмы, обеспечивающие его эффективность. Разъясняется связь принципов медиации и «медиативного подхода» с удовлетворением базовых психологических потребностей индивида, а также работа таких психологических механизмов как принятие и обретение «Собственного», разъясняется смысл понятия «присутствие» в работе медиатора. Показано, что соблюдение принципов медиации во многом способствует удовлетворению базовых психологических потребностей как одного из ведущих механизмов психики человека, что, в свою очередь, обеспечивает успешность и эффективность медиации и «медиативного подхода». Метод «школьная медиация» представляет собой социальный инструмент, позволяющий эффективно предупреждать и разрешать споры и конфликты, создавая безопасную среду для всех участников учебно-воспитательного процесса от дошкольных учреждений до высшей школы. В статье обосновывается необходимость овладения медиативными навыками для всех участников учебно-воспитательного процесса в школе.

Общая информация

Ключевые слова: медиация, метод «школьная медиация», медиативный подход, конфликт, спорт, образовательная среда, учебно-воспитательный процесс, профилактика , коррекция, безопасное пространство, психологические механизмы, базовые психологические потребности

Рубрика издания: Медиация

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Шамликашвили Ц.А., Хазанова М.А. Метод «школьная медиация» как способ создания безопасного пространства и его психологические механизмы // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 2. С. 26–32.

Полный текст

Понимание – начало согласия. Б. Спиноза

В последние годы образовательная система претерпела большие изменения, которые, прежде всего, касаются отношений между участниками учебно-воспитательного процесса – его главными заинтересованными сторонами. Это во многом обусловлено социально-экономическими условиями, оказывающими колоссальное влияние на социально значимые области деятельности, к коим и относится образовательная сфера и общественные отношения в целом

В настоящее время система образования утрачивает многие качества, которые испокон веков ставили ее в положение наиболее уважаемой и почитаемой сферы деятельности. Так, из нее «вымывается» одна из важнейших ее составляющих – воспитательная, а участники современного учебного процесса склонны рассматривать друг друга в качестве поставщиков и соответственно получателей услуг, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Сегодня образование характеризуется усиливающейся тенденцией к регламентации и усреднению любых человеческих проявлений, что порождает многочисленные стандарты, правила, нормативы. В такой ситуации весьма затруднительно говорить о взаимоуважении и бережном отношении участников друг к другу. Стремление к подобному нормированию и объективизации процесса взаимодействия подразумевает, по сути, отсутствие ценности «Я», делает невозможным развитие ответственности и негативно влияет на формирование личности учащихся, приводя к их отчуждению от самих себя и к недоверию – себе, окружающим и социальным институтам. В лучшем случае ответственность современного педагога понимается как ответственность поставщика услуги, но никак не в высшем смысле ответственности учителя за интеллектуальное и духовное развитие общественно полезной и счастливой личности.

На этом фоне нарастает взаимное недоверие школьной администрации, преподавательского корпуса, учащихся и их родителей. Растет недоверие и к социальным институтам, и к отдельным людям. Все чаще в образовательных учреждениях встречаются проявления агрессии, насилия, что неизбежно отражается не только на качестве и результатах учебно-воспитательного процесса в целом, но, в первую очередь, на качестве жизни его участников.

Существует ли возможность изменения ситуации к лучшему?

Что является базовым условием оптимизации образовательно-воспитательной сферы?

Безусловно, одной из ключевых предпосылок продуктивного взаимодействия являются доверие участников друг к другу и их собственное чувство безопасности (в широком смысле) в этом взаимодействии. Метод «школьная медиация», разработанный Научно-методическим центром медиации и права, благодаря принципам, лежащим в его основе, позволяет создавать безопасную среду в образовательной организации как для детей, так и для взрослых.

На протяжении многих лет в разных странах предпринимались попытки привнесения идей медиации в школьную жизнь. При этом в образовательном пространстве до последнего времени ее рассматривали как способ быстрого, по возможности недирективного улаживания конфликтов. Кроме того, некоторые ее элементы использовали для обучения детей навыкам дружественного, мирного урегулирования споров. Накопленный опыт позволяет говорить, что на данный момент медиация – один из лучших инструментов (или даже единственный), позволяющих не только решить проблему насилия в школе, но и оказать существенное влияние на сам дух учебного процесса, вселить в детей чувство защищенности и научить их принимать взгляды и убеждения других людей, отвергая паттерны насильственного взаимодействия.

Центр медиации и права в соответствии с основополагающими принципами медиации в русле концепции «понимающего подхода» разработал направление – «медиативный подход» как способ позитивного общения и взаимодействия в повседневной профессиональной и бытовой жизни1, которое создает условия для безопасного, конструктивного взаимодействия не только в сложившемся конфликте, но и при разногласиях, потенциально несущих в себе опасность развития и эскалации конфликтных отношений. «Школьная медиация» является не только способом разрешения споров в образовательной среде, но и методом профилактики и коррекции взаимодействия, позволяющим научить как детей, так и взрослых конструктивному поведению в конфликте и потенциально конфликтных ситуациях. Она дает возможность предупреждать конфликты, правонарушения и ситуации острого противостояния, а также способствует изменениям привычных негативных, деструктивных способов взаимодействия. Ее главная задача – воспитание умений вести диалог и выходить из конфликтных ситуаций без «потерь», отстаивать свои интересы и принимать другого человека, уважая его право на защиту собственных интересов. Иными словами, «школьная медиация» – это инструмент формирования и самопознания личности в условиях любого учебно-воспитательного процесса, будь то семья, дошкольное учреждение, школа или вуз, причем речь идет о личности всех участников этого процесса – ученика, учителя, родителей учащегося.

В медиативном подходе, лежащем в основе обсуждаемого метода, априори заложено позитивное отношение к личности и признание за ней права оставаться аутентичной [7, с. 2]. «Школьная медиация» опирается на те же принципы, что и медиация, как альтернативный внесудебный метод разрешения споров: добровольность, открытость, доверие, уважение, непредвзятость, равноправие всех сторон. При разрешении спора соблюдается конфиденциальность, а основная задача медиатора состоит в том, чтобы создать условия для диалога спорщиков, помочь им осознать собственные интересы и прийти к взаимоудовлетворяющему решению. В любом случае, медиатор не подталкивает участников спора к принятию решения, а лишь помогает им в процессе диалога нащупать пути к выходу из конфликтной ситуации. Но если в обычном процессе медиации достаточным результатом считается заключение выполнимого, жизнеспособного соглашения или компромисса между спорящими сторонами, то в школьной медиации медиатор всегда стремится к более глубокому результату – к достижению консенсуса.

«Речь идет о таком разрешении спора, который одновременно позволяет изменить отношение участников не только к данному конфликту, но и способствует формированию культуры конструктивного поведения в конфликте в ситуациях напряжения вообще» [5, с. 16].

 

Важно понимать, что создание благоприятного климата и безопасного пространства, а в конечном итоге и повышение качества обучения невозможны без понимания простой, но часто игнорируемой истины, что общение есть воспитание.

«От качества общения зависит и качество образования. Именно поэтому одной из основ метода школьной медиации является позитивное общение» [6, с. 3].

Как уже было сказано, создание безопасной среды и безопасного пространства для всех участников взаимодействия (как детей, так и взрослых) в равной мере – одна из важнейших задач метода. Для того чтобы пространство было физически и психологически безопасным, должны быть соблюдены определенные условия. Эти условия были представлены Абрахамом Маслоу в описании содержания потребности в безопасности: стремление к «защищенности; стабильности; зависимости; защите; отсутствию страха, тревоги и хаоса; потребности в структуре, порядке, законе и ограничениях; силе покровителя» [1, с. 63], которые в значительной мере реализуются как в процедуре медиации, так и в медиативном подходе. В первую очередь, это происходит благодаря соблюдению принципов и правил медиации, предполагающих запрет на оскорбления, насильственные действия, нарушение конфиденциальности и способствующих удовлетворению потребности человека в защищенности. Благодаря тому, что при первой встрече дается подробное разъяснение целей и задач процедуры медиации, а также ее пошаговое описание, у участников снимается чувство тревоги и удовлетворяется их потребность в стабильности, в структуре и порядке, в отсутствии хаоса и неопределенности. Удовлетворение же потребностей в защите и зависимости осуществляется с помощью безоценочного и эмпатичного отношения медиатора к сторонам конфликта.

Кроме того, психологическая безопасность в большой мере зависит от проявлений уважения. В самом звучании слова «уважение» угадывается глубокий смысл этого понятия: восприятие, переживание, выражение важности кого-либо для субъекта. На наш взгляд, это определение отражает основное психологическое содержание уважительных взаимоотношений людей и уважения субъекта к себе самому. В последнем случае речь идет о переживании собственной ценности («важности» себя).

В культуре принято обусловливать содержание «важности», «ценности» обладанием теми или иными свойствами, достижениями, достоинствами или умениями человека. Несмотря на то что такое обоснование широко распространено и более привычно, мы полагаем, что оно хоть и расширяет вышеприведенное понимание отношения уважения, но принципиальным образом его не меняет. В данном случае, на наш взгляд, речь идет о проявлении признания, что также существенно. Кроме того, в переживании отношения уважения существенную роль играет понимание границ. Известно, что потребность в уважении – одна из базовых потребностей. А. Маслоу описывает ее содержательные компоненты следующим образом.

«Все люди в нашем обществе … имеют потребность в стабильной, обоснованной, обычно высокой самооценке, в самоуважении или чувстве собственного достоинства и в уважении окружающих. Следовательно, эти потребности можно отнести к одному из двух подклассов. К первому из них относятся сила, достижения, адекватность, мастерство и компетентность, уверенность перед лицом внешнего мира, независимость и свобода. Ко второму мы отнесем то, что можно назвать желанием хорошей репутации или престижа (определяя их как уважение или оценку со стороны других людей), а также статус, известность и славу, превосходство, признание, внимание, значительность, чувство собственного достоинства или признательности» [1, с. 67]

Процесс медиации и медиативный подход способствуют переживанию спорящими сторонами их собственной силы, постепенному приобретению опыта адекватного поведения в сложной конфликтной ситуации. По мере накопления подобного опыта появляется возможность быть уверенным в себе (благодаря принятию и росту самоуважения), оставаться самим собою, проявляя независимость и свободу в отграничении и отстаивании «Собственного».

«При этом не страдает ничья репутация; каждый участник конфликта получает подлинное внимание, сохраняя чувство собственного достоинства и подтверждая свою если не значительность, то значимость (благодаря внимательности, затраченному времени и серьезному отношению медиатора)» [2, c. 20–21].

Таким образом, уважительная и безопасная атмосфера, создаваемая в процессе медиации и возникающая благодаря медиативному подходу, способствует удовлетворению базовых потребностей в безопасности и уважении.

Еще одна базовая потребность – в любви, привязанности и принадлежности – также в определенной мере находит свое удовлетворение в процессе медиации и в медиативном подходе. Представляется маловероятным, что потребность в любви в ее глубоком понимании может быть удовлетворена в медиативном процессе. Однако собственно потребность в принадлежности может быть удовлетворена, поскольку медиаторы проявляют принятие, сочувствие и уважительное отношение ко всем участникам конфликта, не отдавая никому предпочтения.

«Благодаря этим важнейшим условиям, нивелируются переживания страха отвержения и непринятия группой сверстников (или коллективом учителей). Переживания различной степени остракизма могут быть смягчены или сведены на нет» [3, с. 20].

А учащиеся, особенно подростки, могут испытывать чувства принятия и принадлежности к той группе взрослых и сверстников, члены которой с помощью медиации способствуют интегрированию участников конфликта в группу в широком смысле: в коллектив класса, школы, в круг сверстников.

«Существуют определенные условия, представляющие непосредственные и необходимые предпосылки удовлетворения базовых потребностей. Такие предпосылки, как свобода слова, свобода делать то, что тебе хочется, если это не мешает другим, свобода самовыражения, свобода получения сведений и доступа к информации, свобода защищать себя, правосудие, справедливость, честность, дисциплина в группе являются примерами предварительных условий для удовлетворения базовых потребностей» [1, с. 68–69].

Именно принципы медиации во многом создают подобные условия. Например, свобода обеспечивается принципами добровольности, ответственности и самоопределения и ограничивается правилами взаимодействия, о которых договариваются стороны конфликта и медиатор; свобода получения сведений и доступа к информации обеспечивается принципом прозрачности; свобода защищать себя обеспечивается правилами взаимодействия, в том числе – правилом «стоп» (участник процесса в любой момент имеет право прервать общение).

Таким образом, соблюдение принципов медиации во многом способствует удовлетворению базовых психологических потребностей как одного из ведущих механизмов психики человека, что, в свою очередь, обеспечивает успешность и эффективность медиации и медиативного подхода.

Другой механизм – принятие, которое может быть описано следующим образом.

«Это стремление к сочувствующему пониманию другого и предоставление ему свободы быть самим собой в своих переживаниях в данный момент, то есть в момент взаимодействия. Это, прежде всего, согласие с фактом существования этого человека, такого, как он есть, без стремления исправлять, советовать, оценивать. Соответственно, получается, что это согласие относится не только к факту существования, но и к чувствам и переживаниям человека» [3, с. 71].

Безоценочные принятие и уважение, на наш взгляд, связаны теснейшим образом. Более того, для выполнения задачи по созданию пространства принятия и уважения медиатору необходимо обладать таким важным качеством, как «присутствие». По словам Д. Бьюдженталя, «присутствие – это название для качества бытия в ситуации или отношениях, когда человек искренне намерен участвовать настолько полно, насколько это возможно. Присутствие выражается через мобилизацию сензитивности человека – как внутренней (к субъективному), так и внешней (к ситуации и другим людям в ней) – и через актуализацию его способности реагировать» [7, с. 27]. Иными словами, качество присутствия предполагает, в первую очередь, готовность медиатора к открытости, тонкому улавливанию смысловых и чувственных оттенков во взаимодействии участников конфликта и к деликатному отклику на все происходящее в ходе процедуры медиации.

Еще одним существенным психологическим механизмом, позволяющим переходить от эмоциональной «захваченности» [4, с. 120], «заряженности» и непринятия одним участником конфликта другого, становится более ясное и глубокое понимание своих интересов, ценностей, потребностей и переживаний, которое можно обозначить как обретение «Собственного»2. В данном контексте «Собственное» можно описать как ясное отношение к произошедшему и происходящему в разбираемом конфликте. Значение этого обретения велико. Ведь оно становится опорой, которая позволяет дистанцироваться от автоматически занимаемой защитной позиции, – той, что представляется в обыденном сознании само собой разумеющейся: когда человек чувствует себя зависящим от конфликта как социального взаимодействия специфического вида, в котором есть определенные «правила поведения».

Таким образом, метод «школьная медиация», разработанный Центром медиации и права – это социальный инструмент, позволяющий эффективно предупреждать и разрешать споры и конфликты, создавая безопасную среду для всех участников учебно-воспитательного процесса от дошкольных учреждений до высшей школы [6]. Это инновационный метод, вобравший в себя и реализующий современные гуманитарные ценности и достижения [4], в первую очередь, благодаря созданию безопасного пространства, в котором в определенной мере происходит удовлетворение базовых психологических потребностей, принятие медиатором участников спора или конфликта, обретение ими «Собственного», проявляется такое важное качество медиатора, как «присутствие». Кроме того, инновационность метода заключается в том, что он направлен на обеспечение «правовой безопасности» участников образовательного процесса, благодаря блоку юридического просвещения. Еще один блок нацелен на помощь педагогам в их работе с учащимися, имеющими объективные трудности с учебой. Это нейропсихологический блок. Он способствует созданию психологически безопасной среды для таких учащихся и, по сути, профилактике правонарушений среди них [6].

«Школьная медиация» – это способ, которым могут и должны владеть все участники учебно-воспитательного процесса. При этом нет необходимости вводить специальную штатную единицу «школьного медиатора» в образовательном учреждении. Одной из наиболее значимых составляющих функционирования службы школьной медиации в образовательной организации является создание «групп равных», позволяющих активно вовлекать в работу самих учащихся. Владение навыками метода должно стать неотъемлемой частью профессиональной подготовки учителя, педагога, школьного психолога, социального педагога, сотрудника отдела по работе с несовершеннолетними правонарушителями, секретарей комиссий по делам несовершеннолетних. Доступ к изучению и метода «школьной медиации», и навыков медиативного подхода должен быть и у родителей. Служба школьной медиации, в работе которой принимают участие люди, профессионально владеющие методом, – это внутренний ресурс образовательной организации, позволяющий ей противостоять конфликтам, неизбежно возникающим в повседневной жизни, снижая риски развития острых ситуаций, грозящих негативными последствиями.

 

 

1. Медиативный подход разработан Научно-методическим центром медиации и права как способ осмысленного, осознаваемого позитивного взаимодействия в любых ситуациях повседневной, профессиональной и бытовой жизни, позволяющий предупреждать возникновение и эскалацию конфликтов, урегулирование разногласий там, где использование процедуры медиации нецелесообразно и/или не представляется возможным. Базируется на принципах медиации.

 

2. Под «Собственным» мы, вслед за А. Лэнгле, понимаем то, что человек воспринимает и переживает как ему присущее и принадлежащее. (Альфрид Лэнгле – доктор медицины и доктор философии, практикующий терапевт и психотерапевт, президент Международного общества логотерапии и экзистенциального анализа – GLE- International).

Литература

  1. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2007. 352 с.
  2. Хазанова М. А. Путь становления личности. Психологические основы и социальная значи- мость «школьной медиации» // Медиация и право. 2008. № 2. С. 18–23.
  3. Хазанова М. А. Значение и возможности ме- тода медиации в современной образователь- ной системе // Медиация и право. 2012. № 4. С. 66–74.
  4. Хазанова М. А. Медиация как возможность выхода из экзистенциальной пассивности // Экзистенциальный анализ:   Бюллетень. 2013. № 5.
  5. Шамликашвили Ц. А. Что такое «Школьная ме- диация» в теории и на практике? // Медиация и право. 2008. № 2. С. 16–17.
  6. Шамликашвили Ц. А. Школьная медиация как действенный инструмент в защите прав детей // 30.08.13. ИА «Гарант». [Электронный ресурс] URL: http://www.garant.ru/ia/opinion/author/shamli-kashvili/509291/ (Дата обращения 20.03.2014).
  7. Bugental J. F. T. The Art of the Psychoterapist. N.Y.: W.C. Norton&Company Inc., 1987.

Информация об авторах

Шамликашвили Цисана Автандиловна, кандидат медицинских наук, профессор, Научный руководитель, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный институт медиации», заведующий кафедрой медиации в социальной сфере Московского городского психолого-педагогического Университета, Москва, Россия, e-mail: president@mediacia.com

Хазанова Марина Александровна, Старший научный сотрудник лаборатории помогающей деятельности в системе образования в Федеральном государственном научном учреждении «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО, e-mail: khazanovama@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3620
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 2646
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 3