Компетентностно¬деятельностный подход к проектированию и разработке новой модульной ОПОП исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании»: направление подготовки – Психолого-педагогическое образование

1715

Аннотация

В статье рассматривается комплекс требований к проектированию и разработке новых модулей основной профессиональной образовательной программы магистратуры по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки — Психолого-педагогическое образование). Представлены содержание и структура модулей программы исследовательской магистратуры по культурно-исторической психологии и деятельностному подходу: «Методология психолого-педагогических исследований: деятельностный подход», «Методы психолого-педагогических исследований», «Научные исследования и коммуникация в практике образования и социальной сфере», «Теоретические и экспериментальные исследования обучения и развития», а также практики (в том числе, научно-исследовательской работы). В основу подготовки будущих исследователей положена работа магистратов над проблемами учебной деятельности, с которыми они знакомятся в процессе прохождения практики в различных образовательных учреждениях. Получая такую подготовку, магистры будут способны выполнять практико-ориентированные психолого-педагогические исследования, проектировать новые способы организации учебной работы. Новизна предложенной магистерской программы обусловлена тем, что подготовка педагогов-исследователей организована по типу профессиональной исследовательской деятельности.

Общая информация

Ключевые слова: учебная деятельность, проектирование модульной программы исследовательской магистратуры по психолого-педагогическому направлению, сетевое взаимодействие образовательных учреждений различной направленности, профессиональный стандарт, исследовательские компетенции магистров, трудовые действия исследовательского и проектного характера, практикоориентированные исследования в образовании, культурно-историческая психология, деятельностный подход

Рубрика издания: Педагогическое образование

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Рубцов В.В., Гуружапов В.А., Макаровская З.В., Максимов Л.К. Компетентностно¬деятельностный подход к проектированию и разработке новой модульной ОПОП исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании»: направление подготовки – Психолого-педагогическое образование // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 3. С. 127–142.

Фрагмент статьи

Комплекс требований к проектированию и разработке новых модулей основной про­фессиональной образовательной программы (ОПОП) магистратуры по укрупненной груп­пе специальностей «Образование и педаго­гика» (направление подготовки — Психолого­педагогическое образование) обусловлен вве­дением в РФ нового профессионального стан­дарта педагога.

Литература

  1. Болотов В.А. Программа модернизации пе­дагогического образования 2014–2017 [Элек­тронный ресурс] // Портал сопровождения про­ектов модернизации педагогического обра­зования. URL: http://педагогическоеобразова­ние.рф/documents/show/14 (дата обращения 17.07.2014).
  2. Вересов Н.Н., Смолка А.Л., Парадиз Р. Разви­вая культурно историческую теорию: четвертое поколение приходит? // Культурно-историческая психология. 2013. №3. С.46—55.
  3. Каспржак А.Г. Институциональные тупики российской системы подготовки учителей // Во­просы образования. 2013. № 4. С. 261—282.
  4. Максимов Л. К. Теория и практика деятель­ностного подхода к обучению // Историческое об­разование: особенности реализации системно­деятельностного подхода в современной школе: матер. Межд. науч.-практ. конф. (Волгоград, 20 ноября 2012 г.). М.: Планета, 2013. С. 34—40.
  5. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образователь­ных программ (ОПОП) подготовки педагогиче­ских кадров в соответствии с профессиональ­ным стандартом педагога: предложения к реа­лизации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU. ru. 2014. № 2. C. 1—18. URL: http://psyedu.ru/ journal/2014/2/Margolis.phtml (дата обращения: 25.07.2014).
  6. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 16.04.2010 № 376 «Об утверждении и введе­нии в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профес­сионального образования по направлению под­готовки 050400 Психолого-педагогическое обра­зование (квалификация (степень) «магистр»)» (ред. от 31.05.2011).
  7. Профессиональный стандарт «Педагог» (пе­дагогическая деятельность в сфере дошкольно­го, начального общего, основного общего, сред­него общего образования) (воспитатель, учи­тель) [Электронный ресурс]: Приложение к При­казу Минтруда России № 544н от 18.10.2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного об­щего, среднего общего образования) (воспита­тель, учитель)”» // Министерство труда и соци­альной защиты Российской Федерации. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения 17.07.2014).
  8. Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. О деятельностном содержании психолого­педагогической подготовки современного учи­теля для новой школы // Культурно-историческая психология. 2010. № 4. C. 62–68.
  9.  Рубцов В.В. Социально-генетическая психо­логия развивающего образования деятельност­ный подход // Культурно-историческая психоло­гия М.: МГППУ, 2008. 416 с. С. 367–386.
  10. Рубцов В.В, Марголис А.А., Гуружапов В.А. Культурно-исторический тип школы (проект раз­работки) // Психологическая наука и образова­ние. 1996. № 4. С. 79–94.
  11. Сидоркин А.М. Профессиональная подготов­ка учителей в США: уроки для России // Вопросы образования. 2013. № 1. С. 136–155.
  12. Технология оценки образовательной среды школы / под ред. В.В. Рубцова, И.М. Улановской. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. 256 с.
  13. Федеральные государственные образова­тельные стандарты общего образования / Мини­стерство Образования и Науки РФ. Документы. 1 марта 2012 года.
  14. Юдин Э. Г. Деятельность и системность // Си­стемные исследования. Ежегодник. 1976. М.: На­ука, 1977. С. 11–37.
  15.   Юдин Э. Г. Системный подход и принцип де­ятельности: Методологические проблемы совре­менной науки. М.: Наука, 1978. 391 с.

Информация об авторах

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Гуружапов Виктор Александрович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия

Макаровская Зоя Вячеславовна, доктор технических наук, председатель Учебно-методического совета, член Ученого совета МГППУ, проректор по учебной работе, профессор, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: MakarovskayaZV@mgppu.ru

Максимов Леонид Константинович, доктор психологических наук, профессор, научный консультант, МОУ Лицей № 8 «Олимпия», Волгоград, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2911-9836, e-mail: lalemaks@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3268
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1715
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 3