Психологическая наука и образование 2014. Том. 19, № 4. С. 54–63
ISSN:
1814-2052 / 2311-7273 (online)
Привлекательность детской уличной площадки. Опыт эмпирического исследования 1312
Котляр И.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Международный университет природы, общества и человека "Дубна", Дубна, Россия, iakorepanova@gmail.com Соколова М.В., кандидат психологических наук, Доцент, кафедра дошкольной психологии, ГБОУ ВПО МГППУ; Методист, Центр игры и игрушки ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия, sokolovamw@mail.ru
Представлена авторская методика оценки привлекательности детской уличной городской площадки с помощью наблюдения за деятельностью 997 посетителей (как детей, так и взрослых), которое проводилось на шестнадцати площадках Москвы, в августе-сентябре 2013 г. Фиксировалась посещаемость площадок в течение дня, способы использования объектов детьми, характер поведения взрослых, пришедших с детьми.
Отношение к детству и его ценности менялось в истории человечества [см.
анализ: 15]. Конец XX–начало XXI в. характеризуются интересом к детству и
пониманием важности всех этапов психического развития человека. Принятие и
ратификация многими странами Конвенции о правах ребенка ООН – яркое тому
свидетельство [9].
Литература
Агде Г., Нагель А., Рихтер Ю. Проектирование детских игровых
площадок / Под ред. В. А. Кос- саковского. М.: Стройиздат. 1988. 88 с.
Гейл Я. Города для людей. M.: Альпина Паблишер, 2012. 276 с.
Глазычев В. Л. Урбанистика. М.: Издательство Европа 2008. 220
с.
Зинченко В. П., Мещеряков, Б. Г. Совокупная деятельность как
генетически исходная единица психического развития // Психологическая наука и
образование. 2000. № 2. С. 18–28.
Котляр (Корепанова) И. А., Соколова М. В. Детская площадка как
предмет психологического исследования // У истоков развития. сб. науч. статей /
Ред.: Л. Ф. Обухова, И. А. Котляр (Корепанова). М.: МГППУ, 2013. С.
145–159.
Кравцова Е. Е. Игра как средство самореализации и
самоконструирования // Журнал практического психолога. 2005. № 6. С.
61–65.
Леонтьев А. Н., Розенблюм А. Н. Психологическое исследование
деятельности и интересов посетителей Центрального Парка культуры и отдыха имени
Горького // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии:
школа
П. Н. Леонтьева / Под ред. А. Е. Войскунского, А. Н. Ждан, О. К. Тихомирова.
М.: Смысл, 1999. 429 с.
Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология: учебник. М.,
Российское педагогическое агентство, 1996. 374 с.
Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве взрослых. СПб.:
Питер, 2008. 304 с.
Смирнова Е. О, Абдулаева Е., Рябкова И. Методика экспертизы
предметно-развивающей среды дошкольного образовательного // Дошкольное
образование. Приложение к газете «Первое сентября». 2009. № 3. С. 5–10.
Смирнова Е. О., Салмина Н. Г. и др. Психолого-педагогические
основания экспертизы игрушек // Вопросы психологии. 2008. № 1, С. 16–26.
Смирнова Е. О., Соколова М. В., Шеина Е. Г. Подходы к пониманию
игры в современной западной психологии [Электронный ресурс] // Современная
зарубежная психология. 2012. № 1. URL:
http://psyjournals.ru/jmfp/2012/n1/50107.shtml
(дата обращения: 10.04.2014).
Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 1999. 360 с.
Ball D. Playgrounds – risks, benefits and choices. Contract
Research Report. Sudbury: HSE Books, 2002, № 426.
Ball D., Gill T., Spiegal B. Managing Risk in Play Provision.
London: Play England. 2008. 340 p.
Henniger M. L. Planning for outdoor play // Young Children. 2004,
№ 49(4). P. 10–15.