Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8224Ключевые слова 20166 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Нормативно-ценностные представления современных родителей, учителей, воспитателей (анализ содержания моральных суждений) 1320

Шелина С.Л., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории педагогической психологии факультета психологии, ФГБОУ ВО МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия, sve-shelina@yandex.ru
Митина О.В., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник факультета психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова», Москва, Россия, omitina@inbox.ru

Аннотация

Представлены результаты анализа моральных суждений взрослых, непосредственно связанных с процессом социализации молодого поколения в условиях современного мегаполиса (родителей, учителей, воспитателей). В качестве прототипного использовалось исследование Ж. Пиаже моральных суждений детей. Проведенный сравнительный анализ содержания суждений респондентов позволяет обсудить вопрос о степени схожести представлений о норме. Выявленные статистически значимые отличия данных в группах «родителей» и «воспитателей» дают основание поставить практический вопрос о возможности функциональной взаимозаменяемости представителей этих групп в педагогической практике. На основании проведенного анализа ставится вопрос о необходимости проведения комплексных исследований нормативно¬ценностной системы, являющейся составной частью регуляции активности детей и взрослых. Также обсуждаются более широкие вопросы, касающиеся ис-ходной объяснительной модели, отмечается неоднозначность, изменчивость и сложная структурная организация нормативно-ценностного блока регуляции деятельности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Нормы и ценности – проявления культуры. Динамика культуры, по мнению В. С. Степина [5], связана с появлением одних и отмирани­ем других надбиологических программ регу­ляции активности. Все эти программы обра­зуют сложную, развивающуюся систему, в ко­торой можно выделить три уровня.

Литература
  1. Апресян Р. Г. Идея морали и базовые норма­тивно-этические программы. М.: Институт фило­софии РАН, 1995. 353 с.
  2. Лебедева Н. М. Базовые ценности русской культуры на рубеже ХХI века // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 3. C. 73–87.
  3. Лебедева Н. М. Ценностно-мотивационная структура в русской культуре // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 3. C. 26–37.
  4. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка: пер.с фр. М.: Академический Проект, 2006. 480 с.
  5. Степин В. С. От философии и методологии на­уки к философской антропологии // Познающее мышление и социальное действие (наследие Г. П. Щедровицкого в контексте отечественной и мировой философской мысли. Антология / Сост. Н. Кузнецова. М.: Ф.А.С.-Медиа, 2004. 544 с.
  6. Субботский Е. В., Чеснокова О. Б. Совместимы ли социальный интеллект и мораль? // Национальный психологический журнал. 2010. № 2 (4). C. 22–29.
  7. Шелина С. Л. Структура регуляторной над­стройки личности. Система ценностей. Условия и возможности ресоциализации // Социализация и ресоциализация личности в условиях совре­менного общества: материалы VI Международ­ной научно-практической конференции (Киев, 8–9 ноября, 2012). Киев: Киевский националь­ный университет им. Тараса Шевченко. 2012. C. 147–155.
  8. Shelina S. L., Mitina O. V. Moral Judgents of Modern and Teenagers in Russia // Psychology in Russia: State of the Art. Scientific Yearbook / Ed. by Yu. P. Zinchenko, V. F. Petrenko. Moscow: Lomonosov Moscow State University; Russian Psychological Society, 2012 .Vol. 5. Р. 405–421.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика