Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психофизиологические и поведенческие показатели школьной тревожности 2150

Тарасова С.Ю., кандидат психологических наук, Ст. н. сотр. лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии, ФГНУ «Психологический институт» РАО, Москва, Россия, syutarasov@yandex.ru
Осницкий А.К., доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии, Психологический институт Российской академии образования (ПИ РАО), Москва, Россия, osnizak@mail.ru

Аннотация

Представлены результаты лонгитюдного исследования (2007–2012; 2013 – по настоящее время), в котором установлены закономерные взаимосвязи между психологическими и физиологическими показателями адаптации детей к условиям школьного обучения. В частности, обнаружено, что риск формирования школьной тревожности связан со статусным положением ребенка в классе. Физиологическим маркером переживания тревожности у детей этой группы риска является содержание кортизола в пробах слюны. Выявлена чувствительность индекса симпато-адреналового тонуса к состоянию тревожности у «неадекватно спокойных» детей. В ученическом коллективе эти школьники стабильно изолированы и демонстрируют нарушения поведения. Описаны предварительные результаты трех последовательных измерений показателей школьной тревожности и агрессивности. Выясняется, в какой мере риск агрессивного поведения связан с враждебностью как негативной смысловой установкой личности. Установлено, что враждебность положительно коррелирует со школьной, самооценочной и межличностной тревожностью детей.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Последнее десятилетие проблеме адап­тации детей к обучению уделяют внимание представители разных научных дисциплин: врачи, физиологи, психологи, социологи и пе­дагоги [5; 6]. Они обсуждают проблемы фор­мирования школьных трудностей, факторы риска развития устойчивых или ярко выра­женных поведенческих трудностей ребенка. У обычных школьников проявляются те или иные конкретные социально ориентирован­ные страхи: смерти родителей, физическо­го насилия со стороны незнакомца, неудачи, неуспеха, собственной смерти и даже страха перед тестами и контрольными работами [9].

Литература
  1. Берковиц Л. Агрессия. СПб.: НЕВА, 2001.512 с.
  2. Ениколопов С. Н. Современный терроризм и агрессивное поведение // Психология и психо­патология терроризма. Гуманитарные стратегии / Под ред. М.М. Решетникова. СПб.: Восточно­
  3. Психометрический анализ русскоязычной вер­сии опросника диагностики агрессии А.Басса и М.Перри // Психологический журнал. 2007. № 1. С. 115–124.
  4. Каплан А. Я. Вариабельность ритма сердца и характер обратной связи по результату опе­раторской деятельности у человека // Журнал высшей нервной деятельности. 1999. Т. 48. С. 345–350.
  5. Кайгородова Н. З. Эколого-физиологические аспекты исследования особенностей адапта­ции первоклассников к школе: дисс... докт. биол. наук. Барнаул, 2010. 25 с.
  6. Колесникова И. А. Особенности формиро­вания здоровья и физической подготовлен­ности детей и подростков в период школьно­го обучения: автореф. дисс... канд. мед. наук. Архангельск, 2008. 24 с.
  7. Малых Т. В. Вариабельность сердечного рит­ма как индикатор функциональных систем ор­ганизма детей младшего школьного возраста: дисс... канд. биол. наук. Ижевск, 2005. 24 с.
  8. Осницкий А. К., Тарасова С. Ю. Психо­физиологические показатели школьной тревож­ности [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2011. № 2(16). URL: http://psystudy. ru/index.php/num/2011n2-16/455-osnitsky­tarasova16.html (дата обращения: 14.02.2014).
  9. Прихожан А. М. Психология тревожности. М.: Питер, 2009. 192 с.
  10. Хрулёва Л. В. Психофизиологические де­терминанты школьных трудностей: дисс... канд. биол. наук. Ярославль, 2004. 24 с.
  11. Nordahl H. M., Wells A., Olsson C. A., Bjerkeset O. Association between abnormal psychosocial situations in childhood, generalized anxiety disor­der and oppositional defiant disorder // Aust. NZ  J. Psychiatry. 2010. Vol. 44(9). P. 852–858.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика