Особенности решения социальных задач-дилемм старшими подростками с разным уровнем интеллектуальных способностей

820

Аннотация

Рассматривается один из аспектов актуальной в свете требований ФГОС второго поколения темы формирования социальной компетентности старших подростков. Авторы предполагали, что особенности аргументирования и принятия решения старшими подростками в социальных задачах-дилеммах связаны с уровнем их интеллектуальных способностей и имеют половую специфику. Предметом исследования стала взаимосвязь интеллектуальных способностей учащихся 9–10 классов (N=115, 65% – девушки, 35% – юноши) и проявляемой ими активности и критичности аргументации, категоричности позиции в решении социальных задач-дилемм. Выявлено, что вербальный интеллект старших подростков положительно связан с критичностью аргументации. Обнаружена половая специфика взаимосвязи вербального интеллекта с активностью аргументации и категоричностью позиции в социальных задачах-дилеммах. Девушкам с высоким вербальным интеллектом свойственна высокая активность аргументации и низкая категоричность занимаемой позиции; юношам – высокая категоричность позиции. Сделан вывод, что вербальные интеллектуальные способности выступают когнитивной основой процессов социального познания старших подростков.

Общая информация

Ключевые слова: старший подростковый возраст, интеллект, социальное познание, социальные дилеммы, аргументация, принятие решения, активность аргументации, критичность аргументации, категоричность позиции

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200205

Для цитаты: Белова С.С., Смирнова О.М. Особенности решения социальных задач-дилемм старшими подростками с разным уровнем интеллектуальных способностей // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 2. С. 43–54. DOI: 10.17759/pse.2015200205

Фрагмент статьи

В центр внимания настоящего исследо­вания поставлен вопрос: какова специфика аргументирования и принятия решения в со­циальных задачах-дилеммах старшими под­ростками в зависимости от уровня развития их общего интеллекта? Иначе говоря, суще­ствуют ли особенности в социальных рассу­ждениях старших подростков разного интел­лектуального уровня и в чем они заключают­ся?

Литература

  1. Белова С. С., Валуева Е. А., Ушаков Д. В. Интеллект и адаптация // Журнал прикладной психологии. 2006. № 6 (3). С. 49–53.
  2. Белова С. С., Валуева Е. А. Проблемы куль­турной релевантности оценки интеллекта и креативности // Материалы итоговой научной сессии ИП РАН. М.: Издательство ИП РАН, 2008. С. 49–63.
  3. Белова С. С. В психометрических поисках социального интеллекта // Социальный и эмо­циональный интеллект: от процессов к изме­рениям / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Издательство ИП РАН, 2009. С. 187–215.
  4. Левинзон А. И. Креативное письмо: опыт англоязычных стран в российской школе // Вопросы образования. 2014. № 1. С. 25–45.
  5. Лытаева М. А., Талалакина Е. В. Academic skills: сущность, модель, практика // Вопросы образования. 2011. № 4. С. 178–201.
  6. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 192 с. (Серия: Работаем по новым стандартам).
  7. Райс Ф., Долджин К. Психология подростко­вого и юношеского возраста.12-е изд. / Пер. с англ. Ю. Мирончик, В. Квиткевич. СПб.: Питер, 2012. 816 с. (Серия: Мастера психологии).
  8. Равен Дж. К., Курт Д., Равен Д. Руководство к прогрессивным матрицам Равена и сло­варным шкалам. Раздел 4. Продвинутые Прогрессивные Матрицы / Пер. О. В. Лови. М.: Когито-Центр, 1998. 87 с.
  9. Ушаков Д. В. Тесты интеллекта, или Горечь самопознания // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 2. С. 76–93.
  10. Федеральный государственный образова­тельный стандарт среднего (полного) обще­го образования // Приложение к Приказу Ми­нистерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г. Москва «Об утверждении фе­дерального государственного образователь­ного стандарта среднего (полного) общего об­разования». Зарегистрирован в Минюсте РФ 7 июня 2012 г. Регистрационный № 24480.
  11. Charlton B. G. Clever sillies: Why high IQ people tend to be deficient in common sense // Medical Hypotheses. 2009, Vol. 73 (6). Р. 867–870.
  12. Woodley M. A. Are high-IQ individuals deficient in common sense? A critical examination of the «clever sillies» hypothesis // Intelligence. 2010, Vol. 38(5). Р. 471–480.

Информация об авторах

Белова Софья Сергеевна, кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психологии и психофизиологии творчества, Институт психологии РАН (ФГБУН ИП РАН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1710-2180, e-mail: sbelova@gmail.com

Смирнова Ольга Михайловна, педагог-психолог, ГБОУ города Москвы Школа № 1505 «Преображенская», Москва, Россия, e-mail: smirsoul@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2412
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 820
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2