Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности решения социальных задач-дилемм старшими подростками с разным уровнем интеллектуальных способностей 1105

Белова С.С., кандидат психологических наук, научный сотрудник, Институт психологии РАН, Москва, Россия, sbelova@gmail.com
Смирнова О.М., педагог-психолог, ГБОУ города Москвы Школа № 1505 «Преображенская», Москва, Россия, smirsoul@mail.ru

Аннотация

Рассматривается один из аспектов актуальной в свете требований ФГОС второго поколения темы формирования социальной компетентности старших подростков. Авторы предполагали, что особенности аргументирования и принятия решения старшими подростками в социальных задачах-дилеммах связаны с уровнем их интеллектуальных способностей и имеют половую специфику. Предметом исследования стала взаимосвязь интеллектуальных способностей учащихся 9–10 классов (N=115, 65% – девушки, 35% – юноши) и проявляемой ими активности и критичности аргументации, категоричности позиции в решении социальных задач-дилемм. Выявлено, что вербальный интеллект старших подростков положительно связан с критичностью аргументации. Обнаружена половая специфика взаимосвязи вербального интеллекта с активностью аргументации и категоричностью позиции в социальных задачах-дилеммах. Девушкам с высоким вербальным интеллектом свойственна высокая активность аргументации и низкая категоричность занимаемой позиции; юношам – высокая категоричность позиции. Сделан вывод, что вербальные интеллектуальные способности выступают когнитивной основой процессов социального познания старших подростков.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В центр внимания настоящего исследо­вания поставлен вопрос: какова специфика аргументирования и принятия решения в со­циальных задачах-дилеммах старшими под­ростками в зависимости от уровня развития их общего интеллекта? Иначе говоря, суще­ствуют ли особенности в социальных рассу­ждениях старших подростков разного интел­лектуального уровня и в чем они заключают­ся?

Литература
  1. Белова С. С., Валуева Е. А., Ушаков Д. В. Интеллект и адаптация // Журнал прикладной психологии. 2006. № 6 (3). С. 49–53.
  2. Белова С. С., Валуева Е. А. Проблемы куль­турной релевантности оценки интеллекта и креативности // Материалы итоговой научной сессии ИП РАН. М.: Издательство ИП РАН, 2008. С. 49–63.
  3. Белова С. С. В психометрических поисках социального интеллекта // Социальный и эмо­циональный интеллект: от процессов к изме­рениям / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Издательство ИП РАН, 2009. С. 187–215.
  4. Левинзон А. И. Креативное письмо: опыт англоязычных стран в российской школе // Вопросы образования. 2014. № 1. С. 25–45.
  5. Лытаева М. А., Талалакина Е. В. Academic skills: сущность, модель, практика // Вопросы образования. 2011. № 4. С. 178–201.
  6. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 192 с. (Серия: Работаем по новым стандартам).
  7. Райс Ф., Долджин К. Психология подростко­вого и юношеского возраста.12-е изд. / Пер. с англ. Ю. Мирончик, В. Квиткевич. СПб.: Питер, 2012. 816 с. (Серия: Мастера психологии).
  8. Равен Дж. К., Курт Д., Равен Д. Руководство к прогрессивным матрицам Равена и сло­варным шкалам. Раздел 4. Продвинутые Прогрессивные Матрицы / Пер. О. В. Лови. М.: Когито-Центр, 1998. 87 с.
  9. Ушаков Д. В. Тесты интеллекта, или Горечь самопознания // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 2. С. 76–93.
  10. Федеральный государственный образова­тельный стандарт среднего (полного) обще­го образования // Приложение к Приказу Ми­нистерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г. Москва «Об утверждении фе­дерального государственного образователь­ного стандарта среднего (полного) общего об­разования». Зарегистрирован в Минюсте РФ 7 июня 2012 г. Регистрационный № 24480.
  11. Charlton B. G. Clever sillies: Why high IQ people tend to be deficient in common sense // Medical Hypotheses. 2009, Vol. 73 (6). Р. 867–870.
  12. Woodley M. A. Are high-IQ individuals deficient in common sense? A critical examination of the «clever sillies» hypothesis // Intelligence. 2010, Vol. 38(5). Р. 471–480.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика