Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8451Ключевые слова 20578 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Цифровая компетентность российских педагогов 4867

Солдатова Г.У., доктор психологических наук, Профессор, Руководитель специализации «Психология переговоров и разрешение конфликтов», Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, soldatova.galina@gmail.com
Шляпников В.Н., кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии личности и дифференциальной психологии, НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа», Москва, Россия, shlyapnikov.vladimir@gmail.com

Аннотация

Представлены результаты исследования цифровой компетентности педагогических работников разной категории (учителей информатики – 140 человек, учителей предметников – 145 человек, других категорий – 112 человек) российских образовательных организаций в сравнении с данными Всероссийского исследования цифровой компетентности подростков и родителей (2013). Для оценки уровня цифровой компетентности учителей в работе была использована методика «Индекс цифровой компетентности». По¬лученные данные свидетельствуют о том, что учителя значимо превосходят школьников и родителей по уровню цифровой компетентности (F(2)=32,03, p<0,001), по частоте использования Интернета (χ2(14)= 597,61, p<0,001), по времени, проводимому в Интернете ежедневно (χ2(14)=472,83, p<0,001), а также отдают предпочтение другим устройствам для выхода в Интернет и видам деятельности в Сети. Показано, что по уровню цифровой компетентности учителя информатики значимо превосходят своих коллег (F(2)=14,18, p<0,001). Таким образом, современные учителя способны и готовы повышать цифровую компетентность своих учеников, используя для этого информационно-коммуникационные технологии.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В соответствии с федеральными государ­ственными образовательными стандартами один из основных метапредметных резуль­татов освоения программ основного обще­го образования – формирование умений «… активного использования речевых средств и средств информационных и коммуникаци­онных технологий (далее – ИКТ) для реше­ния коммуникативных и познавательных за­дач» [9, с. 7]. Успешное использование ИКТ может быть определено как цифровая компе­тентность, представляющая собой «…способ­ность и готовность индивида уверено, эффек­тивно, критично и безопасно выбирать и при­менять ИКТ для решения задач в различных сферах жизнедеятельности» [7, c. 17].

Литература
  1. Агранович М., Зайцева О., Ермачкова Ю. Рос­сийское образование в контексте международ­ных индикаторов. Школьный учитель: образова­ние, нагрузка, зарплата. Аналитический доклад. ФГАУ «Федеральный институт развития образо­вания» [Электронный ресурс] // Межрегиональная ассоциация мониторинга и статистики образова­ния. 2015. URL: www.mamso.ru/files/ИНТЕР%20до­клад%202014-r.docx (дата обращения: 06.11.2015).
  2. Гурылев В. Эволюция школьного компьютера // Дети в информационном обществе. 2012. №12. С. 66–73.
  3. Догоняя реальность // Дети в информацион­ном обществе. 2015. №20. С. 16–25.
  4. Солдатова Г.У., Зотова Е.Ю., Лебешева М.А., Шляпников В.Н. Интернет: возможности, компе­тенции, безопасность: метод. пособие для ра­ботников системы общего образования. Лекции. Ч. 1. М.: Центр книжной культуры «Гутенберг», 2013. 165 с.
  5. Солдатова Г.У., Зотова Е.Ю., Рассказова Е.И. Цифровая компетентность школьников и роди­телей // Справочник классного руководителя. 2014. № 5. С. 36–43.
  6. Солдатова Г.У., Зотова Е.Ю., Чекалина А.И., Гостимская О.С. Пойманные одной се­тью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об Интернете / под ред. Г.У. Солдатовой. М.: Фонд Развития Ин­тернет, 2011. 176 с.
  7. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подрост­ков и родителей. Результаты всероссийского ис­следования. М.: Фонд Развития Интернет, 2013. 144 с.
  8. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Модели пе­редачи опыта между поколениями при освоении и использовании Интернета // Вопросы психоло­гии. 2015. № 2. С. 56–66.
  9.  Федеральный государственный образова­тельный стандарт основного общего образова­ния [Электронный ресурс] // Министерство обра­зования и науки РФ. Российское образование. 2002. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/ m1897.pdf (дата обращения: 11.11.2015).
  10. Howe N., Strauss W. Generations: The history of America’s future, 1584 to 269. N.Y.: William Morrow & Company, 1991. 544 р.
  11. Internet users (per 100 people) [Электронный ресурс] // The World bank. 2015. URL: http://data.worldbank.org/indicator/IT.NET.USER.P2 (дата обращения: 06.11.2015).
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика