Цифровая компетентность российских педагогов

5307

Аннотация

Представлены результаты исследования цифровой компетентности педагогических работников разной категории (учителей информатики – 140 человек, учителей предметников – 145 человек, других категорий – 112 человек) российских образовательных организаций в сравнении с данными Всероссийского исследования цифровой компетентности подростков и родителей (2013). Для оценки уровня цифровой компетентности учителей в работе была использована методика «Индекс цифровой компетентности». По¬лученные данные свидетельствуют о том, что учителя значимо превосходят школьников и родителей по уровню цифровой компетентности (F(2)=32,03, p<0,001), по частоте использования Интернета (χ2(14)= 597,61, p<0,001), по времени, проводимому в Интернете ежедневно (χ2(14)=472,83, p<0,001), а также отдают предпочтение другим устройствам для выхода в Интернет и видам деятельности в Сети. Показано, что по уровню цифровой компетентности учителя информатики значимо превосходят своих коллег (F(2)=14,18, p<0,001). Таким образом, современные учителя способны и готовы повышать цифровую компетентность своих учеников, используя для этого информационно-коммуникационные технологии.

Общая информация

Ключевые слова: цифровая компетентность, цифровая грамотность, индекс цифровой компетентности, учителя, школьники, подростки, родители, интернет, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), информатизация образования

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200401

Для цитаты: Солдатова Г.У., Шляпников В.Н. Цифровая компетентность российских педагогов // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 4. С. 5–18. DOI: 10.17759/pse.2015200401

Фрагмент статьи

В соответствии с федеральными государ­ственными образовательными стандартами один из основных метапредметных резуль­татов освоения программ основного обще­го образования – формирование умений «… активного использования речевых средств и средств информационных и коммуникаци­онных технологий (далее – ИКТ) для реше­ния коммуникативных и познавательных за­дач» [9, с. 7]. Успешное использование ИКТ может быть определено как цифровая компе­тентность, представляющая собой «…способ­ность и готовность индивида уверено, эффек­тивно, критично и безопасно выбирать и при­менять ИКТ для решения задач в различных сферах жизнедеятельности» [7, c. 17].

Литература

  1. Агранович М., Зайцева О., Ермачкова Ю. Рос­сийское образование в контексте международ­ных индикаторов. Школьный учитель: образова­ние, нагрузка, зарплата. Аналитический доклад. ФГАУ «Федеральный институт развития образо­вания» [Электронный ресурс] // Межрегиональная ассоциация мониторинга и статистики образова­ния. 2015. URL: www.mamso.ru/files/ИНТЕР%20до­клад%202014-r.docx (дата обращения: 06.11.2015).
  2. Гурылев В. Эволюция школьного компьютера // Дети в информационном обществе. 2012. №12. С. 66–73.
  3. Догоняя реальность // Дети в информацион­ном обществе. 2015. №20. С. 16–25.
  4. Солдатова Г.У., Зотова Е.Ю., Лебешева М.А., Шляпников В.Н. Интернет: возможности, компе­тенции, безопасность: метод. пособие для ра­ботников системы общего образования. Лекции. Ч. 1. М.: Центр книжной культуры «Гутенберг», 2013. 165 с.
  5. Солдатова Г.У., Зотова Е.Ю., Рассказова Е.И. Цифровая компетентность школьников и роди­телей // Справочник классного руководителя. 2014. № 5. С. 36–43.
  6. Солдатова Г.У., Зотова Е.Ю., Чекалина А.И., Гостимская О.С. Пойманные одной се­тью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об Интернете / под ред. Г.У. Солдатовой. М.: Фонд Развития Ин­тернет, 2011. 176 с.
  7. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подрост­ков и родителей. Результаты всероссийского ис­следования. М.: Фонд Развития Интернет, 2013. 144 с.
  8. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Модели пе­редачи опыта между поколениями при освоении и использовании Интернета // Вопросы психоло­гии. 2015. № 2. С. 56–66.
  9.  Федеральный государственный образова­тельный стандарт основного общего образова­ния [Электронный ресурс] // Министерство обра­зования и науки РФ. Российское образование. 2002. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/ m1897.pdf (дата обращения: 11.11.2015).
  10. Howe N., Strauss W. Generations: The history of America’s future, 1584 to 269. N.Y.: William Morrow & Company, 1991. 544 р.
  11. Internet users (per 100 people) [Электронный ресурс] // The World bank. 2015. URL: http://data.worldbank.org/indicator/IT.NET.USER.P2 (дата обращения: 06.11.2015).

Информация об авторах

Солдатова Галина Уртанбековна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии личности факультета психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломоносова), заведующая кафедрой социальной психологии, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО «МИП»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6690-7882, e-mail: soldatova.galina@gmail.com

Шляпников Владимир Николаевич, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии личности и дифференциальной психологии, НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4301-4229, e-mail: shlyapnikov.vladimir@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 5088
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 5307
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 12