Модель и модули подготовки прикладных бакалавров для работы в сфере дошкольного образования

844

Аннотация

Раскрываются ведущие характеристики разработанной в РГПУ им. А.И. Герцена новой модели и модулей подготовки прикладных бакалавров для работы в сфере дошкольного образования. Выделены факторы, обусловливающие необходимость изменения системы подготовки педагогов-воспитателей, определены ключевые направления этих изменений. Описаны целевые, содержательные, инструментальные и результативные характеристики модели, ориентированной на совокупность измеряемых образовательных результатов, соответствующих требованиям профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном образовании), ФГОС дошкольного и ФГОС высшего образования по направлению подготовки "Психолого-педагогическое образование". Дана структура пилотной площадки по апробации, описаны принципы и требования к участникам пилотной площадки. Выявлены эффекты реализации новой модели и модулей подго-товки прикладных бакалавров для работы в сфере дошкольного образования в условиях сетевого взаимодействия участников пилотной площадки.

Общая информация

Ключевые слова: модель подготовки прикладных бакалавров для работы в сфере дошкольного образования, модули основной профессиональной образовательной программы, модернизация педагогического образования, пилотная площадка

Рубрика издания: Педагогическое образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200509

Для цитаты: Гогоберидзе А.Г., Головина И.В. Модель и модули подготовки прикладных бакалавров для работы в сфере дошкольного образования // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 5. С. 99–107. DOI: 10.17759/pse.2015200509

Полный текст

 

Очередной этап реформирования системы педагогического образования, отраженный в Комплексной программе повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (2014 г.), инициировал реализацию проектов по разработке новых модулей основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по педагогическим направлениям подготовки. Ключевые элементы новой системы подготовки педагогов определяются необходимостью «радикально повысить качество людей, получающих педагогическую подготовку, и изменить содержание и технологии педагогической подготовки так, чтобы обеспечить реализацию нового профессионального стандарта и новых стандартов школьного образования» [1, с. 32]. Очевидны как основная направленность таких изменений, так и первоочередные действия: «Главная цель предстоящих изменений заключается в том, чтобы будущие педагоги, заканчивая педагогические вузы, были подготовлены к работе как теоретически, так и практически. Для ее реализации предстоит разработать и апробировать новые образовательные модули - сформировать ядро современных программ педагогического образования на уровне бакалавриата и магистратуры» [2, с. 4].

Герценовский университет в рамках реализуемого проекта [2] разработал и апробировал новую модель и модули основной образовательной программы подготовки бакалавра для работы в сфере дошкольного образования.

Актуальность разработки новой модели практико-ориентированной подготовки педагога дошкольного образования обусловлена:

■ особенностями социальных, экономических, информационных, политических, кросс- культурных процессов, происходящих в России и мире, которые находят отражение в соответствующих ценностно-целевых ориентирах современного образования (ориентация на развитие инициативной, самостоятельной, мобильной, творческой, толерантной личности) и тенденциях его развития (гуманизация, гуманитаризация, субъектная направленность, деятельностный характер, многовариантность, непрерывность) [6];

■  особенностями модернизации системы общего, в том числе и дошкольного образования в России. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» впервые определил статус дошкольного образования как ступени системы общего образования. Это определило необходимость обеспечения нового качества дошкольного образования, проектирования программ дошкольного образования на основе Федерального государственного образовательного стандарта, поддержки разнообразия детства, сохранения его уникальности и самоценности в условиях личностно развивающего и гуманистического взаимодействия взрослых и детей и в особенных формах детской деятельности и культурных практик ребенка;

■изменениями качества профессиональной деятельности педагога дошкольного образования (воспитателя), которые зафиксированы в Профессиональном стандарте, требующем от педагога умений осуществлять психолого-педагогическую поддержку успешной социализации и индивидуализации детей раннего и дошкольного возраста в образовательной и специфических детских видах деятельности, на основе и с учетом социальной и культурной ситуации развития ребенка [7].

В связи с этим модернизация системы подготовки педагога дошкольного образования предполагает изменения:

■ ценностно-целевых ориентиров подготовки, которые должны быть связаны с формированием образовательных результатов, позволяющих выпускнику выполнять основные, обозначенные в стандарте, функции профессиональной деятельности, обеспечивать реализацию образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования;

■ содержательных и технологических ориентиров подготовки педагогов, способных сопровождать процессы развития детей в разных видах деятельности, которые должны быть связаны с переносом акцентов подготовки на ее практико-ориентированность, формирование практических (инструментальных) образовательных результатов, реализацию процесса подготовки и организацию практик студентов в условиях высококачественной профессиональной среды. Такая среда может быть создана при использовании ресурсов сетевого взаимодействия и партнерства организаций дошкольного, высшего и среднего профессионального образования, что позволит формировать и развивать у обучающихся требуемые образовательные результаты.

Таким образом, актуальным становится разработка модели подготовки активного, инициативного, ответственного, компетентного педагога дошкольного образования (воспитателя) принимающего, понимающего и помогающего ребенку раннего и дошкольного возраста прожить самоценный период Детства и готового:

■  к непрерывному саморазвитию, самопознанию, построению своей образовательной траектории и профессиональной карьеры;

■    взаимодействию и общению с ребенком и членами его семьи;

■  познанию, пониманию и помощи ребенку в проживании самоценных, специфически детских видов деятельности;

■  оказанию психолого-педагогической поддержки успешной социализации и индивидуализации детей раннего и дошкольного возраста;

■    проектированию элементов образовательных программ и сред дошкольного образования;

■   организации детской образовательной деятельности;

■   помощи детям с особыми образовательными потребностями.

■   Для реализации этой цели процесс подготовки должен носить характер:

■   практико-ориентированности;

■  сетевого взаимодействия с организациями общего дошкольного и среднего профессионального образования;

■обусловленности образовательной деятельности студента условиями и своеобразием профессиональной педагогической деятельности;

■ обусловленности взаимодействия студентов и преподавателей условиями профессиональной образовательной среды.

В рамках реализации задач проекта коллективом разработчиков и участников пилотной площадки была апробирована новая модель и новые модули подготовки прикладных бакалавров для работы в сфере дошкольного образования.

Проектирование данной модели осуществлялось на основе базовой идеи о подготовке бакалавров как процессе психолого­педагогической поддержки студента в самостоятельном решении актуальных задач образовательно-профессиональной деятельности. Были определены подходы к пониманию феномена образовательно-профессиональной деятельности студента как деятельности по решению системы чередующихся и возникающих в реальном образовательном процессе задач, и ее потенциал для реализации модели; даны характеристики деятельности студента в образовательном процессе (профессионально­личностная, профессионально-развивающая, профессионально-деятельностная, профессионально-педагогическое взаимодействие); обоснована особая значимость самоаналити- ческого аспекта деятельности студента в образовательном процессе; охарактеризованы особенности деятельности преподавателя.

Целевые характеристики модели подготовки прикладных бакалавров для работы в сфере дошкольного образования ориентированы на совокупность измеряемых образовательных результатов, соответствующих требованиям стандарта профессиональной деятельности педагога дошкольного образования, ФГОС дошкольного образования и ФГОС высшего образования по направлению «Психолого-педагогическое образование».

В модели и апробируемых модулях определен перечень компетенций (образовательных результатов) как результатов освоения выпускниками программы бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (воспитатель) на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования. При определении перечня компетенций (образовательных результатов) учтены: требования стандарта профессиональной деятельности педагога в части общепедагогических и специальных функций и трудовых действий; требования ФГОС дошкольного образования; требования ФГОС ВО по направлению «Психолого­педагогическое образование» (ФГОС ВО 3+). Выделены соответствующие обобщенным трудовым функциям педагога дошкольного образования (воспитателя) группы образовательных результатов, которые могут быть сформированы у студента. Выделен ряд образовательных результатов, формируемых в условиях сетевого взаимодействия с образовательными организациями, реализующими программы среднего профессионального образования, при делегировании содержательной и инструментальной ответственности за их формирование этим организациям.

Содержательные характеристики модели формализовано представлены основной профессиональной образовательной программой, построенной с учетом требований ФГОС высшего образования по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», имеющей базовую и вариативную части. В содержании программы предусмотрены части, которые реализуются на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования. Основная профессиональная образовательная программа проектируется в данной модели как модульная, при этом модуль рассматривается как организованная образовательно-профессиональная деятельность студента по решению определенного круга задач и проблем, связанных с достижением определенного набора образовательных результатов [5]. Практико-ориентированность содержания подготовки в данной модели обеспечивается подходом к рассмотрению структуры модуля как определенной последовательности этапов решения задач образовательно-профессиональной деятельности в условиях образовательных учреждений высшего, среднего профессионального и общего дошкольного образования [4].

В инструментальных характеристиках модели подготовки прикладных бакалавров для работы в сфере дошкольного образования обоснованы: увеличение доли практики в содержании подготовки, применение стратегии и технологий проблемного обучения, особенности сетевой среды взаимодействия и необходимость организации процесса особого надпредметного сопровождения студента.

В результативных характеристиках образовательные результаты рассматриваются как способности и умения студента, которые он может продемонстрировать по окончании освоения модуля или программы, ведущим инструментом оценки определены работы (продукты деятельности) студента и демонстрация образовательных результатов в практике работы с детьми.

Апробация новой модели и новых модулей в 2014-2015 учебном году осуществлялась в условиях функционирования специально созданной пилотной площадки, открытой, методически оснащенной системы, обеспечивающей «стартовую» апробацию новых модулей основной профессиональной образовательной программы подготовки прикладных бакалавров для работы в сфере дошкольного образования. Она была организована как сетевое образовательно-профессиональное пространство, объединяющее образовательные организации высшего, среднего профессионального и дошкольного образования по кластерному типу.

Вузы - участники апробации новых модулей:

■  Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена;

■  Балтийский федеральный университет им. И. Канта;

■  Забайкальский государственный университет;

■  Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева;

■  Новосибирский государственный педагогический университет;

■  Томский государственный педагогический университет;

■  Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого.

 Задачами пилотной площадки стали:

■  создание единого образовательно-профессионального пространства в учреждениях высшего, среднего профессионального и дошкольного образования;

■  создание полноценных условий для апробации новых модулей;

■  развитие форм сетевого взаимодействия и сотрудничества образовательных организаций высшего, среднего профессионального и дошкольного образования.

Образовательные организации - участники пилотной площадки были объединены по кластерному типу.

Образовательный кластер пилотной площадки по апробации - совокупность взаимосвязанных организаций высшего, среднего профессионального и дошкольного образования, которые объединены вариативными формами сетевого взаимодействия и представляют собой единую образовательно­профессиональную среду апробации новых модулей ОПОП, которая позволяет:

■  организовать учебный процесс при изучении модулей в контексте деятельностного подхода;

■формировать у обучающихся компетенции (образовательные результаты), обеспечивающие реализацию трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом педагога;

■ апробировать новые формы организации практико-ориентированной подготовки обучающихся к профессиональной деятельности в соответствии с профессиональным стандартом педагога;

■ апробировать новые формы организации практики, реализуемые в сетевом взаимодействии университета с организациями СПО и организациями системы общего дошкольного образования.

Образовательный кластер пилотной площадки включал в себя:

■    базовую организацию пилотной площадки - вуз-участник апробации новых модулей ОПОП;

■     участников пилотной площадки:

■   образовательные организации среднего профессионального образования (педагогические колледжи) - партнеры по сетевому взаимодействию;

■   дошкольные образовательные организации - партнеры по проведению практики.

Статус участника пилотной площадки по апробации присваивался образовательному учреждению, которое соответствовало выделенным требованиям к пилотной площадке по определенным индикаторам (в том числе требованиям к образовательной организации, учебно-методической подготовленности кадров, организационно-техническим условиям для апробации).

Критерии и требования к образовательным организациям высшего образования, среднего профессионального образования и дошкольного образования, входящим в состав пилотной площадки на основе сетевого взаимодействия, базируются на следующих принципах:

■  принцип учета новых ценностно-целевых ориентиров подготовки при апробации новых модулей ОПОП. Ориентация на формирование образовательных результатов, позволяющих выпускнику выполнять основные, обозначенные в стандарте, функции профессиональной деятельности, обеспечивать реализацию образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования предполагает погружение обучающихся в высококачественную образовательно­профессиональную среду, которая может быть обеспечена в образовательных учреждениях, соответствующих определенным требованиям;

■  принцип учета практико-ориентированного характера подготовки в процессе апробации новых модулей ОПОП. Изменение содержательных и технологических ориентиров подготовки педагогов, способных сопровождать процессы развития детей в разных видах деятельности, которые должны быть связаны с переносом акцентов подготовки на ее практико- ориентированность, формирование практических (инструментальных) образовательных результатов, реализацию процесса подготовки и организацию практик студентов в условиях высококачественной профессиональной среды. Такая среда может быть создана при использовании ресурсов сетевого взаимодействия и партнерства организаций дошкольного, высшего и среднего профессионального образования;

■принцип учета новых подходов к проектированию апробируемых модулей ОПОП. Сущностная характеристика модуля - единство теоретических и прикладных (практических) сторон содержания обучения с ориентацией на образовательно-профессиональную в настоящем и профессиональную в будущем деятельность выпускника. Данная характеристика предопределяет совокупность требований к уровню учебно-методической подготовленности кадров, участвующих в апробации;

■   принцип учета приоритетных технологий реализации новых модулей ОПОП. Применение технологий, обеспечивающих процесс психолого-педагогической поддержки студента в самостоятельном решении актуальных задач образовательно-профессиональной деятельности также обуславливают совокупность требований к уровню учебно-методической подготовленности кадров, участвующих в апробации;

■  принцип учета деятельностного подхода к достижению и оценке результатов апробации новых модулей ОПОП. Ведущим способом достижения образовательных результатов выбрана стратегия проектного обучения. Образовательные результаты рассматриваются как способности и умения студента, которые он может продемонстрировать по окончании освоения модуля. Ведущий инструмент оценки - работы (отчуждаемые продукты деятельности) студента и демонстрация образовательных результатов в практике работы с детьми, что требует особой учебно-методической подготовленности кадров, участвующих в апробации;

■принцип отбора образовательных организаций, предъявляющих инновационные, продуктивные образовательные практики, лучшие образцы профессиональной деятельности.

Работа пилотной площадки строилась в соответствии со следующими требованиями.

Группа требований к образовательным организациям высшего образования, среднего профессионального образования и дошкольного образования, входящим в состав пилотной площадки на основе сетевого взаимодействия:

■   право ведения образовательной деятельности (по соответствующему уровню образования);

■    государственная аккредитация;

квалификация профессорско-преподавательского педагогического состава (стаж работы, наличие отраслевых наград и почетных званий, наличие опыта реализации образовательных программ психолого­педагогического направления, наличие опыта участия в сетевом взаимодействии, в том числе дистанционном, наличие опыта участия в экспериментальной и инновационной деятельности);

■  положительные результаты мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций;

■  наличие опыта организации практики студентов;

■ наличие опыта организации системы «наставничества» и/или наличие педагогов, имеющих опыт наставничества или руководства практикой студентов;

■учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности по направлениям УГСН «Образование и педагогические науки»;

■  наличие опыта организации совместных мероприятий с участниками пилотной площадки (совместных семинаров, вебинаров, видеоконференций, конференций, конкурсов для педагогов и студентов, ярмарок педагогических инноваций и проектов, экспертиз качества инновационных продуктов и т. п.).

Группа требований к уровню учебно­методической подготовленности кадров, участвующих в апробации:

■  повышение квалификации преподавателей (педагогов);

■ участие в методических мероприятиях, семинарах, конференциях регионального, федерального и международного уровня;

■  участие в конкурсных и грантовых мероприятиях;

■  публикационная активность преподавателей;

■готовность преподавателей (педагогов) осуществлять практико-ориентированную подготовку в соответствии с требованиями профессионального стандарта и ФГОС дошкольного образования;

■  готовность к реализации деятельностного подхода в организации образова-тельно- профессиональной деятельности студентов;

■  готовность применять формы и средства оценки сформированности образовательных результатов;

■  готовность к участию в сетевом взаимодействии.

Анализируя результаты апробации новой модели и модулей подготовки прикладных бакалавров для работы в сфере дошкольного образования в условиях сетевого взаимодействия участников пилотной площадки, можно зафиксировать следующие эффекты:

■ реализация действительно практико-ориентированного подхода, который «запускает» особую профессионально-ориентированную мотивацию и деятельность студента:

■   пробующего себя в практике взаимодействия с детьми;

■   понимающего, зачем и какие образовательные результаты необходимы для успешной практической деятельности;

■   приобретающего действительный интерес к собственному образованию и будущей профессии;

■  изменение статуса педагога детского сада, сопровождающего и демонстрирующего студенту примеры профессиональных действий. Как следствие реализации этого подхода еще ярче обозначаются лучшие, инновационные, продуктивные образовательные практики, лучшие образцы профессиональной деятельности. По всей видимости, можно прогнозировать создание особого образовательно-профессионального пространства подготовки будущего педагога, которое к тому же имеет сетевой характер;

■  рождение сетевого взаимодействия, общения и профессионального творчества. Реализация новых модулей стала возможна только командой преподавателей, которые не просто преподают дисциплину модуля, а хорошо понимают, как связаны все дисциплины модуля и какой образовательный результат может быть достигнут только при условии общекомандной работы со студентами;

■   создание нового пространства, в котором преподаватели и студенты начали общаться друг с другом, решая общие профессионально-образовательные проблемы. А ситуации непосредственного и одновременного общения студентов и преподавателей Калининграда, Читы, Саранска, Новосибирска, Тулы, Томска, Санкт-Петербурга вызывают, в первую очередь, эмоциональный подъем и вселяют уверенность в успешной модернизации системы педагогического образования.

Конечно, в ходе апробации остались нерешенные или недостаточно решенные вопросы и проблемы, но хочется верить, что новая ситуация развития профессионального сообщества и появление нового образовательно­профессионального пространства позволит приблизиться к решению основной проектной идеи - подготовки воспитателя для современных детей в современном образовательном пространстве.

 Финансирование

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации: Государственный контракт № 05.043.11.0027 от 16.06.2014 г.; проект «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей “Образование и педагогика” по направлению подготовки “Психолого-педагогическое образование” (Воспитатель) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования»

 

 

[2]«Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей “Образование и педагогика” по направлению подготовки “Психолого-педагогическое образование” (Воспитатель) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования» (руководитель проекта - ректор университета, профессор В.П. Соломин).

Литература

  1. Болотов В. А. К вопросам о реформе педагогического образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. № 3. С. 32–40.
  2. Климов А. А. Вступление // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 4.
  3. Марголис А. А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. № 3. С. 41–57.
  4. Марголис А. А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3.
    С. 105–126.
  5. Нормативно-правовые основы и концепция формирования и развития научно-образовательной среды современного университета: учеб. пособие / Баранова Е.В. и др. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, НИИ непрерывного педагогического образования. СПб.: Свое издательство, 2014. 81 с.
  6. Соломин В. П. Векторы модернизации педагогического образования: в преддверии институциональных изменений // Образование: цели и перспективы. 2014. № 35. С. 5–15.
  7. Соломин В. П., Гончаров С. А. Педагогические кадры: новый образ, новое образование // Просвещение в России: традиции и вызовы нового времени. Материалы VI сессии общественно-педагогического форума. МОФ «Центр Национальной Славы», Санкт-Петербургский государственный университет, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. СПб., 2014. С. 52–63.

Информация об авторах

Гогоберидзе Александра Гививна, доктор педагогических наук, профессор, директор Института детства, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: agg1868@gmail.com

Головина Инна Валентиновна, кандидат химических наук, директор, института постдипломного образования, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: igolovina1@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2970
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 844
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0