Вступление

577

Общая информация

Рубрика издания: От редакции

Тип материала: редакторская заметка

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200501

Для цитаты: Климов А.А. Вступление // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 5. С. 4. DOI: 10.17759/pse.2015200501

Фрагмент статьи

Обсуждая сегодня промежуточные итоги проекта модернизации педагогического образова­ния в России, который стартовал два года назад по инициативе Министерства образования и науки Российской Федерации, хотелось бы остановиться на трех принципиально важных вещах.

Полный текст

Обсуждая сегодня промежуточные итоги проекта модернизации педагогического образова­ния в России, который стартовал два года назад по инициативе Министерства образования и науки Российской Федерации, хотелось бы остановиться на трех принципиально важных вещах.

Во-первых, в ходе реализации проекта нам удалось преодолеть, быть может, коренную проблему всего российского образования последних десятилетий. Дело в том, что существую­щие и во многом устаревшие программы подготовки педагогов стали сильно отставать от це­лей и задач самой системы общего образования, кардинально и стремительно обновляющей­ся в связи с принятием и внедрением таких амбициозных (в хорошем смысле слова) докумен­тов, как Профессиональный стандарт педагога и ФГОС общего образования.

Устраняя это противоречие, мы, в рамках проекта, разработали более 110 новых модулей основных профессиональных образовательных программ подготовки педагогических кадров: все эти модули, по заключению экспертов, соответствуют требованиям профессионального стандарта педагога и ФГОС общего образования.

Разработанные участниками проекта инновационные программы прикладного и академи­ческого бакалавриата, профессиональной (педагогической) и исследовательской магистрату­ры не только создали условия для деятельностного, профессионально-ориентированного под­хода в подготовке педагогов, перехода на модульный принцип обучения в вузах, но и позво­лили привлечь школы в качестве равноправных партнеров университетов в обучении будущих педагогов, повысить академическую мобильность студентов, создав гибкие образовательные траектории. Совершив такой прорыв в будущее, мы теперь ясно видим горизонты дальнейше­го развития всей системы педагогического образования в России.

Во-вторых, очень важно то, что проект модернизации педагогического образования, по сути, стал проектом общенациональным. В его орбиту включились все категории педагогиче­ских работников – будь то школьный учитель, педагог дополнительного образования, воспита­тель детского сада, профессор высшей школы. При этом речь идет как о педагогических вузах, так и о классических университетах.

Чрезвычайно широкой оказалась и география проекта. Его активными сторонниками стали десятки ведущих университетов нашей великой страны – от Калининграда на западе до Читы на востоке. Новые модули основных профессиональных образовательных программ сегодня апробируются в 13-ти вузах-участниках проекта и 32-х вузах-соисполнителях. В этой апроба­ции принимают участие более 6000 студентов. Вот почему уже в самое ближайшее время мы ожидаем очень хороших, позитивных системных эффектов в деле подготовки педагогов во всех регионах Российской Федерации.

И наконец, несколько слов о будущем. Начиная с 2016 года, мы планируем масштабирова­ние проекта модернизации педагогического образования. Здесь, как мне думается,– хорошее поле деятельности для недавно созданного Координационного совета по укрупненной группе специальностей и направлений «Образование и педагогические науки». На протяжении сле­дующих трех, возможно, пяти лет Совету предстоит заняться еще более широким, адресным распространением лучших практик и кейсов проекта, разработкой и внедрением новых при­мерных образовательных программ, которые позволят университетам существенно перестро­ить подходы в системе обучения педагогов.

Не сомневаюсь в том, что новации обязательно дойдут до каждого университета, в котором готовят педагогов. Все вместе мы будем создавать такую ситуацию, когда процесс модерни­зации педагогического образования станет необратимым.

Александр КЛИМОВ, Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации

Информация об авторах

Климов Александр Алексеевич, заместитель Министра, Образования и науки Российской Федерации

Метрики

Просмотров

Всего: 2538
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 577
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1