Программа развития педагогического образования: новые вызовы (Актуальное состояние и тенденции развития государственной политики в сфере высшего педагогического образования)

1394

Аннотация

Рассмотрен общий контекст ситуации, возникшей в российском образовании после введения в действие положений нового Федерального закона от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» и определившей необходимость разработки новой концепции педагогического образования. Обращается внимание на то, что в настоящее время около 270 об¬разовательных организации высшего образования реализуют программы в области педагогического образования, что составляет примерно 30% от общего количества российских вузов. Отмечено, что доля таких вузов постоянно растет. Представлены основные результаты мониторинга деятельности педагогических вузов РФ. Отмечены новые содержательные и организационные задачи, которые стоят перед проектом модернизации педагогического образования.

Общая информация

Ключевые слова: модернизация педагогического образования, мониторинг эффективности деятельности вузов, профессиональный стандарт

Рубрика издания: Педагогическое образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200502

Для цитаты: Соболев А.Б. Программа развития педагогического образования: новые вызовы (Актуальное состояние и тенденции развития государственной политики в сфере высшего педагогического образования) // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 5. С. 5–12. DOI: 10.17759/pse.2015200502

Полный текст

Проект, который мы сейчас называем проектом модернизации педагогического образования, стартовал около двух лет назад.

По своему замыслу он с самого начала был направлен на изменение содержания и моделей подготовки современных педагогов.

По поручению Министра образования и науки Российской Федерации была создана рабочая группа, в которую входили более 30 человек, в их числе - ректоры и проректоры вузов, эксперты в области педагогического образования, эксперты РАО. Основная задача рабочей группы состояла в предложении содержательных изменений в области программ подготовки, универсальных решений, направленных на повышение качества и эффективности педагогического образования. Была разработана концепция, проект которой и ее основные идеи обсуждались на разных площадках во многих регионах России на протяжении 2013 года. В этом процессе приняли участие более трех тысяч человек: преподавателей вузов, учителей, руководителей системы образования. Проект Концепции модернизации педагогического образования был одобрен на заседании Комиссии по развитию образования Общественной Палаты Российской Федерации, рассмотрен несколькими региональными органами управления образованием. И в завершении, она была рассмотрена на заседании Комитета по образованию Государственной Думы Российской Федерации. В результате этот документ вобрал в себя мнения и идеи самых широких кругов педагогического сообщества. Он вошел необходимой составной частью в более широкую работу по модернизации педагогического образования и послужил основой для разработки Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций.

Если рассматривать общий контекст, определивший необходимость разработки новой концепции педагогического образования, то он обусловлен рядом новаций содержательного и технологического плана, связанных с введением положений нового Федерального закона от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». Отметим главные.

Во-первых, принципиально важным было введение нового перечня укрупненных групп направлений и специальностей подготовки. Раньше мы работали в рамках перечня, который включал 29 укрупненных групп направлений и специальностей подготовки, в который входили примерно 600 направлений бакалавриата, специалитета и магистратуры. Основная причина создания нового перечня была связана с необходимостью гармонизации с общеевропейскими подходами, для которых характерно выделение «образовательных полей». В нашей терминологии - это «область образования». Сейчас все направления и специальности подготовки сгруппированы в девяти основных образовательных областей. Шесть из них совпадают с международной классификацией, при этом «Инженерия» чуть увеличена, и три появились дополнительно: это «Военные науки», «Искусство и культура» и «Медицинские науки». На втором уровне классификации - 57 укрупненных групп направлений и специальностей подготовки, из них 2 - закрытые, 55 являются открытыми. Третий уровень перечня содержит все направления и специальности подготовки. В дальнейшем вся нормативная, содержательная деятельность и деятельность учебно­методических объединений была сосредоточена в рамках этого перечня. Для педагогики есть отдельная группа, в которую входят 5 направлений подготовки. Сейчас уже создан и функционирует координационный совет, который формирует образовательную политику в области педагогического образования, и УМО, включающее группы экспертов, специалистов, работодателей, занимающихся вопросами развития содержания образования в данной области.

Во-вторых, были внесены изменения, в том числе и содержательные, в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. Эта работа изначально имела задачу приведения стандартов к терминологии Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Однако в ходе корректировки было принято решение модернизировать стандарты, дав вузам большую свободу в проектировании образовательных программ. Стандартом предусмотрена возможность ведения обучения в форме сетевого взаимодействия, электронного обучения; в нем заложены требования к ин­клюзивному образованию. С одной стороны, это открывает новые возможности для проектирования образовательных программ; с другой - ставит определенные ограничения для программ в плане лицензирования и аккредитации образовательной деятельности. Важно учитывать эти новации и то, как они будут реализовываться в практике, каким образом можно строить сетевые образовательные программы, в том числе в области педагогики, используя ресурсы общеобразовательных организаций, колледжей, создавая базовые кафедры, позволяющие вести образовательную деятельность на удаленных площадках.

Если говорить конкретно о педагогическом образовании, то можно выделить следующие факторы, которые обострили ситуацию.

Во-первых, это результаты ежегодного мониторинга эффективности деятельности вузов, проведенного впервые в 2012 году. Этот мониторинг проводился во исполнение указов Президента Российской Федерации. Критерии этого мониторинга активно обсуждаются до сих пор, совершенствуются.

Результаты мониторинга деятельности педагогических вузов говорят о следующем. Статистика показывает, что общая численность вузов и филиалов вузов, реализующих образовательные программы в области педагогического образования, по сравнению с 2013 годом сократилась примерно на 7%.

В настоящее время около 270 образовательных организации высшего образования реализуют образовательные программы в области педагогического образования. Это составляет примерно 30 % от общего количества российских вузов.

 

Традиционно в качестве сферы профессиональной деятельности педагогов рассматриваются образовательные учреждения системы общего среднего образования. Ежегодная потребность системы школьного образования Российской Федерации на замещение естественно-возрастного выбытия составляет 4-5%, что составляет около 50 тыс. человек.

В последнее время отмечается рост заинтересованности молодежи в получении педагогического образования. Так, конкурс на педагогические направления подготовки и специальности в 2015 году составил более 7,4 человек на место, а в прошлом году 5,9 человек на место. Интерес к педагогическим специальностям и направлениям подготовки объясняется, в первую очередь, высоким процентом трудоустройства выпускников-педагогов. Так, по данным мониторинга трудоустройства выпускников 2014 года, 77% выпускников оказались трудоустроены. Это неплохой показатель по сравнению со средним общероссийском показателем трудоустройства выпускников, равном 75%. В сопоставлении с цифрами потребностей системы школьного образования это означает, что кадры с базовым педагогическим образованием, помимо работы по специальности, хорошо востребованы на широком рынке труда.

Масштаб подготовки педагогических кадров в 2015 году

Контингент студентов

Общая численность студентов, тыс. человек

% от общей численности студентов вузов РФ

Численность студентов, обучающихся на бюджетной основе

Численность студентов, обучающихся на внебюджетной основе

Обучающихся по программам педагогического образования, в том числе:

438 065

9,25 %

261 191 (59,62% от общей численности студентов, обучающихся по педагогическому профилю)

176 874 (40,38% от общей численности студентов, обучающихся по педагогическому профилю)

По программам бакалавриата

380 635

10,85%

227 075

153 560

По программам магистратуры

36 293

11%

23 605

12 688

По программам специалитета

21 137

2,36%

10 511

10 626

Кроме того, в последние годы отмечается увеличение уровня заработной платы педагогических работников. По данным Росстата, прирост уровня средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций общего образования в целом по России в первом полугодии 2015 года составил 1,5% по сравнению с 2014 годом (в 2015 году заработная плата педагогических работников составила 33 124 рубля, в 2014 году - 32 611 рублей). Политика по увеличению заработной платы школьных педагогов продолжится. Сейчас для нас важно чтобы в систему образования пришли молодые амбициозные люди, имеющие эффективную профессиональную подготовку.

Не менее важным является то, что повышается престижность профессии учителя, в том числе из-за роста заработной платы.

Оценивая качество приема студентов на образовательные программы педагогической направленности, отметим положительную тенденцию. В 2015 году средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджет на педагогические направления подготовки и специальности составил 62,6 балла, что на 2,6 балла ниже, чем в среднем по стране.В то же время в прошлом году средний балл педагогов был ниже среднероссийского значения на 3,3 балла, т е. качество подтягивается.

Хотелось бы отметить,что при подаче данных в мониторинг каждый вуз мог сам определить, относит ли он себя вне зависимости от названия к категории классических, педагогических, гуманитарных и т. д. вузов. Среди вузов, которые относили себя к педагогическим, только 30% в 2013 г. не имели признаков неэффективности. Для филиалов - цифра еще больше. По решению межведомственной комиссии большая часть педагогических вузов, имеющих признаки неэффективности, были признаны нуждающимися в оптимизации деятельности и вовсе не в реорганизации. Однако было очевидно, что необходимо предпринимать меры для исправления ситуации. Причем эти меры должны были быть скорее не организационными, а содержательными.

Во-вторых, был утвержден Профессиональный стандарт педагога - очень сложный и еще не апробированный регулятор большого числа вопросов педагогической работы: трудоустройства педагога, определения его должностных обязанностей, аттестации, оценки труда, оплаты труда.

Рабочая группа, проанализировав ситуацию, предложила разбить задачи на две большие группы.

Первая группа - это группа проблем и задач,которые лежат в самой сфере педагогического образования.

Вторая группа проблем находится вне этой сферы: это все, что связано с трудоустройством, с возможностью развития профессиональных требований и стандартов, с развитием системы профессионально­общественной аккредитации образовательных программ, введением системы сертификации профессиональных квалификаций или специального экзамена для ввода в профессию. Данная часть проблем была зафиксирована, но основное внимание разработчиков лежало в плоскости именно образования.

Основные положения Концепции, на которых строился проект:

-   разработка и реализация прикладного бакалавриата, т. е. усиление практико­ориентированной части педагогического образования для повышения качества подготовки педагогических кадров;

-  введение широкого социально-гуманитарного бакалавриата. Анализ ситуации трудоустройства и существующая практика показывают, что, с одной стороны, есть необходимость в мобильности студентов, с другой стороны, в педагогическую работу часто приходят выпускники гуманитарных программ классических университетов. С этой точки зрения, необходимо дать возможность сдвига образовательных траекторий учащихся программ гуманитарного профиля на определенном этапе (на 2-3 курсах) на программы педагогического профиля, и наоборот. В этой части программ зафиксированы механизмы, которые позволяют делать такие сдвиги;

- научные и прикладные педагогические магистратуры, обеспечение подготовки по «клиническому принципу».

Разработка образовательных модулей, обеспечивающих цели Концепции - результат, который планировался в программе. Отмечу, что программа была реализована с учетом административных действий Минобрнауки России, синхронизированых с основными мероприятиями программы. В первую очередь, это новый механизм распределения контрольных цифр приема по педагогическим направлениям. Совместно с рядом экспертов рабочей группой были разработаны долговременные тренды в разрезе каждого региона по всем педагогическим направлениям. Был создан центр ответственности, который разрабатывает общую политику, после чего цифры распределяются в регионы, где местные органы управления образованием определяют цифры, которые распределяются в пределах региона. Общий прогноз объема и структуры контрольных цифр по педагогическому образованию не только разработан федеральной рабочей группой, он согласован с каждым из регионов. Таким образом, у ректоров появляется возможность влияния на эти цифры. Разыгрывание цифр происходит исходя из потенциала классических и педагогических вузов, с учетом потенциала образовательных программ.

Другой момент был связан с мероприятиями, касающимися мониторинга оценки эффективности деятельности педагогических вузов. Все результаты мониторинга, касающиеся деятельности педагогических вузов, стали рассматриваться на специальной рабочей группе, в которую входят ключевые эксперты в области педагогики, и именно они принимают решение относительно эффективности или неэффективности педагогических вузов.

В то же время, кроме формальной задачи, решаемой в рамках проекта, была поставлена общая цель, которая заключалась в обеспечении возможности изменения содержания всей системы педагогического образования. Речь не только об образовательных модулях, которые должны задать стандарт качества подготовки педагогов. Речь и об организационных решениях, позволяющих интегрировать высшее педагогическое образование со средним профессиональным и со школами.

Образовательные модули, организационные решения должны быть не только разработаны, но и апробированы, проверены на реализуемость в реальных условиях. Основными инструментами таких изменений должны стать новые, современные образовательные программы и вузы, участвующие в их реализации в рамках проекта.

Совместная работа над проектами позволила создать межрегиональное сетевое взаимодействие, устойчивые связи, позволяющие объединить вузы, реализующие программы, по единым направлениям подготовки. Вузы, реализующие педагогические программы (а это не только педагогические вузы, но и широкий круг университетов), должны готовить педагогов, соответствующих Профессиональному стандарту педагога, способных реализовывать новые федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального, основного и среднего общего образования. Основными инструментами таких изменений должны стать новые, современные образовательные программы и вузы, участвующие в их реализации в рамках проекта.

По результатам первого этапа этой работы нам предстоит провести общественное обсуждение промежуточных результатов выполнения конкретных проектов. Общественное обсуждение - очень важный элемент Проекта. Если мы хотим действительно оказать влияние на всю систему педагогического образования, нам нужно вовлечь в совместную работу и в обсуждение результатов как можно большее число участников- профессионалов, сделать оценку результатов публичной и тем самым задать новую планку качества педагогического образования для всей системы.

Сейчас перед Проектом стоят новые задачи.

1. Содержательные. Требуется определиться с принципиальной моделью педагога в рамках тех возможностей, которые появляются сейчас. Необходимо сформулировать требования к результатам обучения, обсудить на координационном совете и зафиксировать их в примерных образовательных программах и стандартах четвертого поколения. Очевидно, что в силу разнообразия деятельностных позиций тут не может быть полной унификации. Однако на уровне общепрофессиональ­ных компетенций и для профилей на уровне профессиональных такие требования должны быть сформулированы. Также должен быть указан инструментарий их формирования и оценки. Несмотря на простоту постановки такой задачи, сейчас она не только не решена, но и сама постановка такого вопроса является дискуссионной.

Весьма важным вопросом является разработка и актуализация ООП с учетом требований профессиональных стандартов.

Здесь необходимо решить следующие задачи:

-   разработка и введение в действие стандартов четвертого поколения;

-   обеспечение высоких требований к качеству подготовки, включая требования к абитуриентам;

-   развитие модели педагогической магистратуры на основе исследований и разработок;

-   тиражирование практик на основе сетей и сетевых программ, вовлечение вузов- участников;

-   масштабирование и тиражирование результатов;

-   создание сетевых модульных ОПОП по профилям.

2.   Организационная. Требуется организационное решение функционирования педагогической школы в составе многопрофильного современного университета. В современных университетах магистерская и бака­лаврская подготовка зачастую разнесены по разным департаментам, вопросы формирования образовательных тереков для студентов и формирование гибких образовательных программ не являются тривиальными, особенно с учетом обучения в рамках широких стандартов.

Отдельной задачей является запуск полноценного функционирования новой системы УМО, объединенных Координационным Советом.

Глобальной организационной задачей является вовлечение в проект всех университетов, в которых реализуются программы педагогической направленности. Важно, чтобы уже полученные результаты и те, которые будут реализованы, что называется, с колес, были доступны не только педагогам, но и студентам региональных вузов и колледжей.

3.   Проект нуждается в тесной интеграции со всеми процессами реформ в системе педагогического образования. В первую очередь, это вовлечение региональных министерств в систему целевой подготовки студентов через новую систему распределения КЦП с учетом условий целевой подготовки.

Информация об авторах

Соболев Александр Борисович, доктор физико-математических наук, профессор, директор, Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 3229
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 1394
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2