РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийской конференции «Участие субъектов Российской Федерации в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы: результаты и перспективы»

437

Общая информация

Рубрика издания: Государственная политика в области защиты прав детей: результаты и перспективы

Тип материала: документ

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210106

Для цитаты: РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийской конференции «Участие субъектов Российской Федерации в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы: результаты и перспективы» // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 1. С. 83–86. DOI: 10.17759/pse.2016210106

Полный текст

22–23 октября 2015 года в городе Москве состоялась Всероссийская конференция «Участие субъектов Российской Федерации в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы: результаты и перспективы» (далее – Конференция).

Конференция прошла при поддержке Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012– 2017 годы (далее – Координационный совет), ее организаторами выступили Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский городской психолого-педагогический университет – оператор мониторинга Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы. В работе Конференции принимали участие члены Координационного совета, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, специалисты и эксперты в области детства.

Рассмотрев и обсудив актуальные проблемы реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы (далее – Национальная стратегия), участники Конференции отмечают. Национальная стратегия в 2012 году определила на шестилетний период основные направления деятельности федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, муниципалитетов, профильных организаций в сфере детства. В 2012–2013 годах во всех субъектах Российской Федерации были разработаны документы, регулирующие реализацию

Национальной стратегии на уровне региона. При этом в 80% субъектов Российской Федерации разработаны не только региональные стратегии (программы) действий в интересах детей, но и планы их реализации. Для повышения эффективности этой работы во многих регионах созданы специализированные координирующие органы при руководителе региона. В настоящее время ведется разработка и обновление региональных планов на 2015–2017 годы, в том числе уже разработан и утвержден план реализации Национальной стратегии в городе Севастополе.

На федеральном уровне принятие Национальной стратегии положило начало разработке и утверждению комплекса взаимосвязанных и взаимодополняющих стратегических документов по защите прав и обеспечению интересов детей, таких как:

– Концепция государственной семейной политики на период до 2025 года;

– Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2020 года;

– Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

– Концепция развития дополнительного образования детей;

– Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года;

– Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

На пленарном заседании Конференции, состоявшемся 22 октября 2015 года в Совете Федерации, результаты реализации региональных стратегий (программ) действий в интересах детей представили субъекты Российской Федерации: Камчатский край, Чеченская Республика, Республика Бурятия, Ханты-Мансийский автономный округ, город Санкт-Петербург, город Москва, Липецкая, Московская, Омская, Брянская области. Ступинским муниципальным районом Московской области была представлена своя муниципальная стратегия по шести направлениям действий в защиту детей, московским Центром содействия семейному воспитанию – результаты реализации стратегического направления по реформированию детских домов-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основной отличительной особенностью Конференции стала демонстрация значимости одного из механизмов реализации Национальной стратегии – научной составляющей. Научные исследования во всех сферах позволяют выявить потребности детей, их ценности и социальные установки, готовность быть активным участником Национальной стратегии, обосновать необходимость принимаемых мер, оценивать риски и делать прогнозы на будущее. Примерами использования научных достижений стали: программа «Как дома» для реформирования домов ребенка, разработанная Санкт-Петербургским государственным университетом; положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года № 481, – учитывающие результаты исследований отечественной научной психолого-педагогической школы.

Обсудив проблемы и перспективы реализации Национальной стратегии в субъектах Российской Федерации, вопросы участия в ней региональных и муниципальных органов власти, участники Конференции рекомендуют:

1. Координационному совету проработать вопрос о подготовке Национальной стратегии действий в интересах детей в период с 2018 года, обеспечив преемственность действующей стратегии с учетом современных вызовов в сфере детства, и обратиться к Президенту Российской Федерации с предложением о продлении действия Национальной стратегии после 2017 года.

2. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить принятие проекта федерального закона № 649934-6 «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Трудовой кодекс Российской Федерации в части передачи детей на социальное воспитание», позволяющего обеспечить устройство в семьи детей-сирот отдельных категорий (детей подросткового возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья, братьев и сестер и т. д.).

3. Правительству Российской Федерации:

– совместно с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах рассмотреть возможность: создания системы координации выполнения Национальной стратегии в федеральном округе; распространения лучших социальных практик на территории федерального округа, в том числе путем организации обучения участников реализации Национальной стратегии по всем ее направлениям (кураторов, операторов мониторинга, специалистов) для субъектов Российской Федерации, входящих в состав федерального округа;

– проработать вопрос о включении в состав показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации унифицированных показателей реализации Национальной стратегии на территории региона;

– проработать вопрос об актуализации положений Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в том числе в части приведения их в соответствие с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

– рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части создания при следственных изоляторах отделений «Мать и дитя», предусмотрев их полное оснащение в соответствии с потребностями детей;

– ускорить работу по внедрению в практику утвержденных Министерством труда и социального развития Российской Федерации новых профессиональных стандартов специалистов, работающих в социальной сфере;

– поддерживать научные исследования в области защиты прав и интересов детей, в том числе в части прогнозирования дальнейшего развития и оценки рисков, оптимизации системы показателей и индикаторов реализации Национальной стратегии;

– проработать вопрос об организации всероссийского конкурса «Столица детства» по шести номинациям, соответствующим шести направлениям Национальной стратегии, включающим лучшие программы, социальные практики, технологии, научные исследования, обеспечивающие эффективную реализацию Национальной стратегии на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

– продолжить практику организации и проведения всероссийских мероприятий по вопросам защиты детства, таких как всероссийские форумы приемных семей;

– обеспечить продолжение работы сайта мониторинга реализации Национальной стратегии как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации;

– содействовать популяризации и широкому информационному освещению результатов государственной политики Российской Федерации в области детства, в том числе на международном уровне;

– разработать комплекс мер по привлечению к оказанию услуг в сфере детства социально ориентированных некоммерческих организаций, волонтеров, в том числе наставников, социально ответственного бизнеса.

4. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальным органам власти:

– активизировать разработку и актуализацию региональных планов реализации Национальной стратегии на 2015–2017 годы.

– обеспечить выделение в необходимом объеме финансовых средств на реализацию региональных стратегий (программ) в интересах детей;

– проводить регулярный мониторинг и оценку реализуемых мероприятий на уровне субъектов Российской Федерации;

– предусмотреть включение детей и подростков в реализацию региональных стратегий, учет их мнений при разработке документов по защите прав и обеспечению интересов детей;

– обеспечить подготовку кадров в соответствии с профессиональными стандартами в социальной сфере; повышение квалификации специалистов, работающих в области детства.

5. Общественной палате Российской Федерации усилить общественный контроль за реализацией Национальной стратегии и привлечь региональные общественные палаты к организации общественного контроля за реализацией Национальной стратегии.

Метрики

Просмотров

Всего: 1475
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 437
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0