Сравнительный анализ оценки педагогами и родителями общественного участия в разработке основных образовательных программ

761

Аннотация

В статье рассматривается проблема оценки педагогами и родителями общественного участия в разработке основных образовательных программ. Гипотеза состояла в том, что оценки педагогами и родителями общественного участия в разработке основных образовательных программ имеют существенные различия; при этом педагоги менее доверяют компетенциям родителей в отношении их участия в деятельности образовательной организации, чем сами родители, имеющие неадекватно завышенную самооценку своих возможностей. В исследовании, проведенном в 74 регионах России, приняли участие 9772 педагога и 4565 родителей. Использовались специально разработанные анкеты. Основными критериями оцен- ки выступили частота обращений образовательных организаций к родителям по тем или иным вопросам, учет их мнений и удовлетворенность методами обучения и воспитания. По всем критериям оценки педагогов и родителей статистически значимо различаются. При этом большинство педагогов не считают правильными попытки родителей оказывать влияние на содержание образования, условия обучения, формы и методы обучения и воспитания, в то время как родители не всегда обоснованно заявляют о готовности к этому.

Общая информация

Ключевые слова: оценка, участие общественности, образовательная организация , основная образовательная программа, педагоги , родители (законные представители), содержание образования, условия обучения, методы обучения и воспитания

Рубрика издания: Педагогическое образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210402

Для цитаты: Вачков И.В., Вачкова С.Н., Воропаев М.В., Зададаев С.А., Реморенко И.М. Сравнительный анализ оценки педагогами и родителями общественного участия в разработке основных образовательных программ // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 4. С. 19–31. DOI: 10.17759/pse.2016210402

Фрагмент статьи

В настоящее время в системе образования Российской Федерации все четче проявляется тенденция на расширение участия различных групповых и индивидуальных субъектов образовательного процесса (в форме общественных организаций и государственных институтов, а также в лице отдельных граждан или групп, в том числе родителей (законных представителей) и с самих обучающихся), в деятельности образовательных организаций.

Литература

  1. Алехина С.В.,  Алексеева М.Н.,  Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успеш- ности инклюзивного процесса в образовании // Пси- хологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83–92.
  2. Карнозова Л.М., Чиркина Р.В., Аникина В. Г., Аруин С. Е. Анализ ситуации в системе управления кон- фликтами и социальными рисками в образователь- ных комплексах Москвы, находящихся на разных этапах реорганизации [Электронный ресурс] // Пси- хология и право. 2014. № 3. С. 10–31. URL: http:// psyjournals.ru/psyandlaw/2014/n3/72711.shtml (дата обращения: 27.05.2016).
  3. Пантелеева Н.Г. Социальное партнерство детско- го сада и родителей [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n4/65802.shtml (дата обращения: 27.05.2016).
  4. Приказ Минобрнауки от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государ- ственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Миню- сте России 06.02.2015 № 35915) [Электронный ре- сурс]. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/data/d_10/m1897.html (дата обращения: 27.05.2016).
  5. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного обра- зовательного стандарта начального общего обра- зования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 № 15785) [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/922/file/748/%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1_%D0%9D%D0%9E%D0%9E.pdf (дата обращения: 27.05.2016).
  6. Приказ  Минобрнауки  России  от  17.05.2012  № 413 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистри- ровано в Минюсте России 07.06.2012 № 24480) [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/news/education/16913/ (дата обращения: 27.05.2016).
  7. Семаго Н.Я., Семаго М.М., Семенович М.Л., Дми- триева Т.П., Аверина И.Е. Инклюзивное образова- ние как первый этап на пути к включающему обще- ству // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 51–59.
  8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 27.05.2016).


Информация об авторах

Вачков Игорь Викторович, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии факультета психологии, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО "Московский институт психоанализа"), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7784-7427, e-mail: vachkoviv@mgppu.ru

Вачкова Светлана Николаевна, доктор педагогических наук, доцент, директор института системных проектов, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Москва, Россия, e-mail: svachkova@gmail.com

Воропаев Михаил Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора, профессор кафедры педагогики, Институт педагогики и психологии образования, Московский городской педагогический университет (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1031-7277, e-mail: vrpmv@mail.ru

Зададаев Сергей Алексеевич, кандидат физико-математических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов, Московский городской педагогический университет (ГАОУ ВО МГПУ), Доцент Департамента анализа данных, ФГОБУ ВО "Финансовый университет при Правительстве РФ", Москва, Россия, e-mail: zadadaev@mail.ru

Реморенко Игорь Михайлович, доктор педагогических наук, доцент, доцент, почетный работник общего образования, магистр по специальности «Менеджмент в сфере образования» University of Manchester (Великобритания), Московский городской педагогический университет (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8775-4248, e-mail: RemorenkoIM@mgpu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2330
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 761
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1