Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 6956Ключевые слова 16548 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Учебно-методическое сопровождение обучения студентов с инвалидностью в вузе 363

Айсмонтас Б.Б., кандидат педагогических наук, доцент и профессор кафедры педагогической психологии факультета "Психология образования" МГППУ, Москва, Россия, abronius@yandex.ru
Панюкова С.В., доктор педагогических наук, директор РУМЦ, ФГБОУ ВО МГППУ, s.panyukova@mail.ru
Саитгалиева Г.Г., кандидат социологических наук, директор центра по учебно-методическому сопровождению деятельности региональных ресурсных центров по обучению инвалидов, ФГБОУ ВО МГППУ, ggg2910@mail.ru

Аннотация

В статье представлены материалы, касающиеся организации образовательного процесса и создания условий для получения образования в вузах студентов с инвалидностью. Особенное внимание уделено вопросам разработки и использования специального учебно-методического обеспечения, предназначенного для той или иной нозологии. Перечислены подходы к созданию и обеспечению студентов с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата печатными и электронными образовательными ресурсами (учебниками, учебными пособиями, дидактическими мате- риалами) в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации. Перечислены условия информированности студентов о способах доступа к содержанию специальных учебно-методических материалов. Авторами статьи подчеркивается необходимость создания единого информационно-образовательного и методического фонда материалов по различным аспектам обучения студентов с инвалидностью. Раскрыты особенности реализации в учебном процессе основных педагогических технологий, в том числе с использованием дистанционного взаимодействия между преподавателем и студентом. Рассмотрены методики обучения студентов с различными нозологиями, подчеркивается эффективность практикоориентированного характера обучения студентов с инвалидностью.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Обучение  студентов  с  инвалидностью  в вузах потребует создания для них необходимых условий, которые обеспечивают равный доступ  к  высшему  образованию  и  удовлетворение их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [6]. В  Федеральном  законе  «Об  образовании  в Российской  Федерации»  (2012  г.)  зафиксировано требование общедоступности приема на обучение в вузы студентов с особыми образовательными потребностями.

Литература
  1. Айсмонтас Б. Б. Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного    обучения,    дистанционных образовательных технологий: учеб. пособие для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с инвалидностью. М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2015. 196 с.
  2. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для  обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в  образовательных  организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05вн) [Электронный ресурс]      // Информационно-правовой      портал «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70680520/ (дата обращения: 15.01.2017).
  3. Научно-методическое обеспечение учебного процесса для студентов с нарушениями опорно- двигательного аппарата. М.: МГППУ, факультет информационных технологий. 2015. 266 с.
  4. Письмо Минобразования РФ от 23.09.2002 № 27-55-570/12 «О терминах “учебник” и “учебное пособие”» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=EXP;n=308862#0 (дата обращения: 15.02.2017).
  5. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / Под ред. С.М. Вишняковой. М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.
  6. Разработка требований к составу специальных условий   для    разных    нозологических    групп при  обучении  студентов  с   инвалидностью   в вузах осуществлена в ходе выполнения части I Государственного   контракта   №   05.020.12.0005 от «25» апреля 2016 г. на выполнение работ (оказание услуг) по проекту: «Учебно-методическое сопровождение деятельности региональных ресурсных центров высшего образования для инвалидов» (Номер конкурса: 2016-01.04-05-020-Ф- 36.002).
  7. Рубцов В. В. О межведомственном взаимодействии в реализации социальной и образовательной инклюзии для социально уязвимых групп населения // Психологическая наука и образование. 2016. № 1. Т. 21. С. 87–93.
  8. Рубцов В. В. Социальная и образовательная инклюзия детей с особыми потребностями: подход научной школы Л.С. Выготского // Психическое здоровье человека ХХI века:  сб. научных  статей по  материалам  Конгресса.  М.:  Издательский  дом «Городец», 2016. С. 75–78.
  9. Федеральный   закон   от   29   декабря   2012   г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://мин- обрнауки.рф/документы/2974    (дата    обращения: 15.02.2017).
  10. Шаяхметова Н. Н. Ишембитова З. Б., Саитгали- ева Г. Г. Профессиональная ориентация и социальная адаптация обучающихся с инвалидностью в условиях инклюзивного образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2016. №  7  (68). С. 152–155.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика