Модель работы ресурсного учебно-методического центра Российского государственного социального университета в части профессионального и трудового ориентирования лиц с инвалидностью и ОВЗ

1010

Аннотация

Рассматривается особая значимость профессионального и трудового ориентирования для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Отражена актуальность ведения профориентационной работы для людей с инвалидностью и ОВЗ, описаны основные подходы к ведению профориентации для данной категории абитуриентов, обозначены технологии мотивации людей с инвалидностью и ОВЗ к получению образования и осознанному выбору профессии. Исследование направлено на разработку модели профориентационной работы, проводимой ресурсными учебно-методическими центрами (далее – РУМЦ), создаваемыми Минобрнауки России на базе образовательных организаций высшего образования. Представлены результаты разработки модели профессионального и трудового ориентирования для людей с инвалидностью, дан алгоритм внедрения данной модели в РУМЦ. Приведены рекомендации по изменению технологий взаимодействия между вузами субъекта Российской Федерации, региональными отделениями центров занятости и отделений медикo-социальной экспертизы (далее – МСЭ).

Общая информация

Ключевые слова: профориентация, инклюзия, ОВЗ, ресурсный учебно-методический центр

Рубрика издания: Инклюзивное образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220105

Для цитаты: Бикбулатова А.А., Карплюк А.В., Тарасенко О.В. Модель работы ресурсного учебно-методического центра Российского государственного социального университета в части профессионального и трудового ориентирования лиц с инвалидностью и ОВЗ // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 26–33. DOI: 10.17759/pse.2017220105

Полный текст

 

Для цитаты:

Бикбулатова А.А., Карплюк А.В., Тарасенко О.В. Модель работы ресурсного учебно­методического центра Российского государственного социального университета в части профессионального и трудового ориентирования лиц с инвалидностью и ОВЗ // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. C. 26-33. doi: 10.17759/pse.2017220104

Введение

Численность людей с инвалидностью в нашей стране - 12, 3 млн человек, что составляет 10% населения, при этом доля работающих инвалидов в общей численности инвалидов, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, составляет только 20,5% [5]. По данным мониторинга образовательных организаций, проведенном Минобрнауки России в 2015 г., в системе общего образования обучалось 481 587 инвалидов и лиц с ОВЗ, в системе профессионального образования - 16 232 человек, высшего образования - 18 035 человек, что составляет менее 1% от общего числа людей с инвалидностью. Большинство инвалидов и лиц с ОВЗ обучаются в вузах, подведомственных Ми­нобрнауки России (70% от всех обучающихся данной категории). В вузах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, обучается 26,9% инвалидов и лиц с ОВЗ. В негосударственных вузах - 3,1% [2].

В настоящее время у людей с инвалидностью и ОВЗ ограничен выбор профессий и места работы, проявляется недостаточная информированность о профессиях, профессиональной подготовке, состоянии рынка труда и требованиях работодателей [1]. Инвалиды относятся к слабо конкурентным на рынке труда категориям, зачастую для их трудоустройства требуются особые приспособления и специально оборудованные рабочие места. Значительной части людей с инвалидностью и ОВЗ из-за финансовых проблем сложно получить второе образование или пройти переобучение другой профессии. Все это говорит о том, что цена ошибок в выборе профессии у лиц с ОВЗ гораздо выше, чем у здоровой части населения, а поэтому требования к профориентационной работе с инвалидами должны быть высокими [4].

Получение инвалидами и лицами с ОВЗ общего и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности [3].

Проблема профориентации учащихся и выпускников школ с ОВЗ и трудоустройства молодых инвалидов для нашей страны была и остается высоко актуальной и часто - трудно разрешимой, в связи с чем необходим комплексный подход к ведению профориентационной работы среди людей с инвалидностью и ОВЗ [1; 9].

Методы реализации и проблемы развития инклюзивного образования, результативности профориентационной работы

Профориентационная работа среди людей с инвалидностью и ОВЗ реализуется посредством следующих мероприятий:

•  ведется информационное сопровождение профориентационной работы посредством размещения информации по профориентации на специально созданных информационных ресурсах на официальных сайтах органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования;

•  издаются методические рекомендации, учебно-методические пособия, информационные буклеты, справочники о мире профессий и формах и методах профориентационной работы;

• функционируют федеральные стажиро- вочные и инновационные площадки профессионального образования, реализуются областные целевые программы по профориен- тированию;

• разработаны реализуются образовательные программы повышения квалификации для ответственных за организацию профориентации в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях;

• в региональных центрах дистанционного обучения детей-инвалидов оказывается кон­сультативно-методическая помощь по профориентационной работе, проводятся вебинары;

• в субъектах Российской Федерации в практическую деятельность образовательных организаций внедряются программы и учебно-методические комплексы по пред- профильной подготовке и профессиональной ориентации детей с ОВЗ [6].

Итак, на данный момент в регионах активно реализуется комплекс мер по профориентации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по обеспечению доступности для них профессионального образования и содействие их трудоустройству.

1. В целях обеспечения доступности, повышения качества профессионального образования и показателей трудоустройства людей с инвалидностью в Российской Федерации происходит модернизация системы образования. Проведенный нами анализ показал, что можно выделить следующие проблемы, сдерживающие развитие инклюзивного образования и результативность профориентационной работы. Отсутствует координация и межведомственное взаимодействие в вопросах профориентации, получения образования и последующего трудоустройства людей с инвалидностью, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Не разработаны логически выстроенная и непрерывная система получения услуг инвалидами и механизмы финансирования этих услуг.

2. Наблюдается географическая неравномерность размещения образовательных организаций, реализующих образовательные услуги для лиц с инвалидностью, в регионах Российской Федерации;

3. Отсутствует комплексная организационная модель инклюзивного образования, не разработан стандарт качества оказания образовательных услуг, не создана инфраструктура в системе среднего профессионального образования и высшего образования, в том числе отсутствует единый перечень оборудования для оснащения аудиторий и лабораторий образовательных организаций, позволяющий инвалидам различных нозологических групп осваивать образовательные программы, стандарт по доступности социальной инфраструктуры и занятий физической культурой.

4. Перечень образовательных программ, предлагаемых для обучения людей с инвалидностью, традиционен и узок, не связан с запросами регионального рынка труда.

5. Отсутствуют единые подходы к содержанию, принципам разработки и реализации адаптированных образовательных программ. Наблюдается ограниченный спектр адаптированных образовательных программ по направлениям подготовки.

6.  Отсутствуют массовые технологические решения по адаптации образовательной среды, а также по разработке и внедрению асси- стивных технологий, позволяющих получать и усваивать информацию в доступной форме людям с нарушением слуха, зрения, а также тотально слепым, глухим и слепоглухим.

7.  Отсутствуют специалисты, имеющие комплексную квалификацию по вопросам профориентации и содействию в трудоустройстве, а также специалисты по сопровождаемому трудоустройству.

Профориентация в условиях общеобразовательной и профессиональной школы на современном этапе ее развития требует обеспечения планомерного ее проведения, координации действий предприятий и организаций, государственных и муниципальных органов, школы, семьи, общественности и других социальных институтов, участвующих в ее решении, разграничения функций между ними, непрерывного и своевременного решения научных и организационных вопросов [5].

Государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011­2020 годы предусмотрено создание сети ресурсных учебно-методических центров (всего 21 центр), деятельность которых будет направлена на повышение качества инклюзив­ного образования и обеспечение его доступности в вузах Российской Федерации. В 2016 г. на базе МГППУ, РГСУ и МГТУ имени Баумана открыты РУМЦ с целью формирования комплекта документов и форматов развертывания проекта по созданию сети РУМЦ.

Целью деятельности РУМЦ РГСУ является повышение доступности и качества высшего образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ, а также развитие и реализация эффективной системы профориентации среди людей с инвалидностью и ОВЗ в регионах Российской Федерации.

Развитие профориентации в Российской Федерации должно основываться на межведомственном взаимодействии центров трудовой занятости, территориальных центров профориентации, ресурсных центров в системе образования по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ [8]. С 1 января 2017 г. начала работу Федеральная государственная информационная система «Федеральный реестр инвалидов» (далее - ФГИС ФРИ). Наполнение системы сведениями и подключение к ней всех заинтересованных ведомств, в том числе на уровне субъектов Российской Федерации, должно завершиться в 2017 г. В последствии ФГИС ФРИ должен стать единым источником как получения статистических данных о людях с инвалидностью и ОВЗ, так и единым источником информирования и ведения адресной работы с инвалидами [2].

Проблема неоднородности рынка образовательных программ и возможности получения образования инвалидами и лицами с ОВЗ кроется в отсутствии планирования контрольных цифр приема в вузы (далее - КЦП) с учетом анализа регионального рынка труда и запроса по трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ.

Обучение в системе общего образования и по программам среднего профессионального образования обеспечивается региональными бюджетами субъектов Российской Федерации; обучение в вузах осуществляется за счет федерального бюджета. На наш взгляд, в настоящее время наблюдается отсутствие преемственности образовательных программ разных уровней; так, выпускников школы и колледжа, как правило, значительно больше, а их запрос на образовательные программы высшего образования существенно шире того, который имеется в пределах квоты бюджетных мест в вузах, выделяемых для приема инвалидов и лиц с ОВЗ.

Мы предлагаем рассмотреть возможность выделения до 10% КЦП по всем направлениям подготовки, реализуемых вузами субъекта Российской Федерации, вне зависимости от наличия бюджетных мест для приема инвалидов и лиц с ОВЗ. При этом заявки от вузов должны приниматься с учетом проведенной ими совместно с работодателями и региональными службами занятости профориентационной работы. Координацию данной деятельности предлагается возложить на РУМЦ.

Индивидуальные программы реабилитации или абилитации (далее - ИПРА) инвалида разрабатываются федеральными государственными учреждениями МСЭ. Выписка по профессиональной реабилитации или абилитации ИПРА заполняется специалистами МСЭ и направляется в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, курирующий направление содействия занятости населения. Выписка содержит: мероприятия по профессиональной ориентации; рекомендации по условиям организации обучения и содействию в трудоустройстве; заключение об отсутствии или наличии противопоказаний для обучения по программам бакалавриата и программам специалитета в образовательных организациях высшего образования; рекомендации по трудоустройству, в частности, по доступным видам труда и трудовым функциям, выполнение которых затруднено; рекомендации по условиям труда и оснащению (оборудованию) специального рабочего места для трудоустройства инвалида [2; 3].

Зачастую специалисты МСЭ не обладают необходимой квалификацией, позволяющей им грамотно заполнить рекомендации, чем вызывают много нареканий со стороны самих инвалидов. Нет грамотно подготовленных специалистов, которые помимо знания психологии обладают познаниями в мире профессий, способны провести диагностику и дать рекомендации по самоопределению инвалида [2]. Решить указанную задачу позволит переподготовка, с последующим присвоением квалификации «Профконсультант», психологов образовательных организаций, специалистов МСЭ и территориальных служб занятости. Именно психолог-профконсультант обеспечит построение индивидуальной траектории развития, профессиональной деятельности и образовательной подготовки лиц с инвалидностью и ОВЗ. Профконсультант должен обладать компетен­циями и в области сравнительного психологического профессиоведения, и в стадиальных областях личностного и профессионального развития, и в области коммуникативной компетентности на уровне овладения массовыми, групповыми и индивидуальными методами профориентационной работы [8]. Успешность профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ напрямую зависит от успешности профессиональной деятельности профконсультанта, который должен обладать целым спектром разнообразных знаний, умений и навыков, развитой способностью использовать в своей профессиональной деятельности инновационные психологические технологии и техники (техники профессиоведческого интервью, проведения телефонной консультативной и диагностической беседы, анализа индивидуальной ситуации выбора/смены профессии лицами с инвалидностью и ОВЗ; технологии использования генограмм, социограмм, алгоритма составления диагностической карты интеллектуального и эмоционального развития ребенка и подростка с инвалидностью и ОВЗ, технологии формирования их профессиональных планов и др.) [7].

Необходимо рассмотреть возможность делегировать полномочия по заполнению раздела профессиональной реабилитации или абилитации ИПРА сертифицированным профконсультантам.

С целью учета абитуриентов, планирующих поступление в вуз, создана система электронной регистрации на портале РУМЦ. При регистрации на портале абитуриент заполняет форму, в которой указывает данные о себе, инвалидность, индивидуальные достижения, и прилагает портфолио. При этом на портале формируется личный кабинет абитуриента и ему присваивается идентификационный номер. При регистрации данный номер высылается на почту абитуриента и позволяет ему получить доступ к консультационным услугам РУМЦ в части профориентации и описания условий поступления в вуз. Данные студента автоматически попадают в Электронную систему управления образовательным процессом1.

Данные по работе с профконсультантом отражаются в личном кабинете абитуриента, где на основе диагностики представлены рекомендации по выбору профессий и последующему трудоустройству.

Профориентация лиц с инвалидностью и ОВЗ является системным мероприятием. С целью уточнения индивидуальной траектории развития профдиагностику целесообразно проводить регулярно. Профконсультант может ежегодно проводить профдиагностику и отражать ее результаты в личном кабинете инвалида, как на этапах выбора профессии в школе, обучении в вузе и его окончании, так и в момент обращения в службу занятости в случае приобретенной инвалидности.

Пользователь личного кабинета имеет право дать согласие на возможность просмотра его личных данных для других пользователей, например, образовательных организаций- партнеров РУМЦ, заинтересованных в его обучении, а также работодателей - партнеров РУМЦ, готовых к трудоустройству инвалида.

Регистрация абитуриентов на портале должна быть выстроена системно через сеть общеобразовательных и специализированных организаций, центры занятости, при этом и консультирование, и занесение данных в личный кабинет выполняется сертифицированным психологом-профконсультантом, работающим в организации. Эффективным современным механизмом профориентационной работы является участие школьников и обучающихся профессиональных образовательных организаций в конкурсах профессионального мастерства среди людей с инвалидностью Абилимпикс. Важно не столько участие в конкурсах, сколько межчемпионатная подготовка, организуемая по той или иной профессии на базе вузов и колледжей. Победителями конкурсов, успешно трудоустроившимися ребятами с инвалидностью, проводятся мастер классы и профориентационные мероприятия.

Результаты и предложения

Подводя итоги исследования по методам ведения профориентации и модели работы РУМЦ Российского государственного социального университета в части профессионального и трудового ориентирования лиц с инвалидностью и ОВЗ, предлагаем следующее.

1.         Разработать профессиональный стандарт профконсультанта.

2.         Разработать и ввести процедуру сертификации профессиональной квалификации специалистов, осуществляющих трудовое и профессиональное ориентирование инвалидов.

3.         Разработать стандарт профориентационной услуги и условий ее реализации в отношении лиц с инвалидностью и ОВЗ.

4.         Провести разработку:

- сегментов рынка труда для лиц с инвалидностью и ОВЗ;

-           методик психодиагностики профессионального самоопределения лиц с инвалидностью и ОВЗ;

-           программ повышения квалификации специалистов для обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ;

-     электронного образовательного контен­та консультативной модели личностного и профессионального развития лиц с инвалидностью и ОВЗ;

-           методических рекомендаций для педагогов, психологов, представителей семейного и социального окружения по вопросам профессионального ориентирования лиц с инвалидностью и ОВЗ;

-           обмена опытом консультирования инвалидов и лиц с ОВЗ (организация семинаров, конференций, круглых столов и пр.).

РГСУ разработана модель РУМЦ по профориентации, которая основана на адресном подходе к профоконсультированию через личный кабинет абитуриента с отражением результатов ежегодной профдиагностики, реализуемой очно, а также через онлайн и офлайн консультирование профоконсультантами. Модель работы предполагает выстраивание сетевого взаимодействия между организациями общего образования, специальными коррекционными школами, организациями профессионального образования и высшего образования, региональными отделениями МСЭ и служб занятости. Представителям данных учреждений, ответственным за профориентационную деятельность, целесообразно пройти профессиональную переподготовку по программе «Профконсультант» для грамотного проведения профдиагностики и ориентировки в мире профессий. Важно организовать с абитуриентами общую и предпрофильную подготовку перед поступлением в вуз.

Для обеспечения доступности услуг по про­фоконсультированию разработан электронный контент консультативной модели личностного и профессионального развития лиц с инвалидностью и ОВЗ, направленный на самостоятельное получение ими информации, самообразование, расширение представлений о возможностях и ограничениях профессионального самоопределения и карьерных ориентаций.

Таким образом, через сеть РУМЦ обеспечивается возможность получения сведений о профессиональной склонности абитуриентов из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, благодаря чему в регионе будет выстроена комплексная система профориентации и содействия их трудоустройству. Дальнейшим шагом в развитии системы является интеграция сведений по профодиагностике (как одной из услуг для инвалидов и лиц с ОВЗ) личного кабинета РУМЦ и портала ФГИС ФРИ.

Заключение

Профориентационная работа с инвалидами в настоящее время в стране ведется не си­стемно, выделяются отдельные точки роста в системе, не образуя систему в целом. Задачу по выявлению лучших практик профориентации, обобщению и систематизации применяемых методов должны решить РУМЦ, которые сформируют сеть из организаций высшего образования. Целесообразно наделить РУМЦ функциями по координации развития и обеспечения доступности получения образования инвалидами в субъектах Российской Федерации, ведению базы данных потенциальных абитуриентов, организации адресной работы с ними через регистрацию в личном кабинете и организацию консультирования сертифицированными профконсультантами. РУМЦ также должен обобщать сведения о возможностях получения образования в регионе, об адаптированных образовательных программах, условиях, созданных для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, в той или иной образовательной организации для последующего размещения данной информации во ФГИС ФРИ.

Профессиональная ориентация, в первую очередь, должна исходить из запросов рынка труда. Психологическое обеспечение профессионального становления личности с ОВЗ должно опираться на полноценное информирование о целостном мире профессий. В современных условиях отсутствия государственной службы профориентирования деятельность РУМЦ нацелена на оказание учебно-методической помощи тем специалистам, которые несут ответственность за успешность предпрофильной подготовки лиц с инвалидностью и ОВЗ. Данную деятельность должна осуществляться специально обученными и сертифицированными специалистами-профконсультантами.

В целях мотивации ребят с инвалидностью к получению профобразования необходимо привлекать их к участию в конкурсах профессионального мастерства

[1] Электронная система РГСУ работает на платформе 1С. Разработанные решения по формированию ЭОС для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть интегрированы в другие системы электронного управления образовательным процессом

Литература

  1. Бикбулатова А.А., Ким Е.Н. Комплексная модель трудоустройства инвалидов // Актуальные вопросы трудового и профессионального ориентирования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2016 / РГСУ; под науч. ред. Н.Б. Починок, Е.А. Петровой. М.: Изд-во РГСУ, 2016. С.39–52.
  2. Бикбулатова А.А., Петрова Е.А., Карплюк А.В. Методические рекомендации по внедрению модели ресурсного учебно-методического центра трудового и профессионального ориентирования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и совершенствованию профориентационной работы: учеб.-метод. Пособие. М.: Изд-во РГСУ, 2016. 150 с.
  3. Бикбулатова А.А., Солдатов А.А., Невская М.В. Создание центров содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ в высших учебных заведениях // Вестник УГАЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2015. № 3(13). С. 36–40.
  4. Бонкало Т.И., Цыганкова М.Н. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников с    ограниченными    возможностями    здоровья    в условиях инклюзивного образования  // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015. Т. 14. № 1 (128). С. 52–59.
  5. Топилин М.А.: Весной будет принят закон о контроле органов власти за доступностью услуг для инвалидов [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ. RL: http://www.rosmintrud.ru/ social/invalid-defence/368/ (дата обращения: 03.03.2017).
  6. Петрова Е.А., Бикбулатова А.А., Пчелинова В.В., Джафар-Заде    Д.А.,     Карплюк     А.В.     Трудовое и профессиональное ориентирование лиц с инвалидностью и ОВЗ: учеб. пособие. М.: Изд-во РГСУ, 2016. 309 с.
  7. Пчелинова В.В. Субъективная картина мира профессий психолога // Ломоносовские чтения. М.: Изд-во Московского университета, 2007. С. 34.
  8. Современные подходы к трудовому и профессиональному ориентированию лиц с инвалидностью и ОВЗ: коллективная монография / Под общ. ред. д-ра псхол. наук, проф. Е.А. Петровой. М.: Изд-во РГСУ, 2016. 321 с.
  9. Цыганкова М.Н.  Формирование  субъектности как условие профориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: дисс. … канд. психол. наук. М., 2016. 275 с.

Информация об авторах

Бикбулатова Альбина Ахатовна, кандидат технических наук, Доцент, проректор по методической работе и инклюзивному образованию, Ректорат, ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия, e-mail: albina-bikbulatova@yandex.ru

Карплюк Анна Викторовна, доктор педагогических наук, руководитель ресурсного учебно-методического центра по бучению инвалидов и ОВЗ, Российский государственный социальный университет, Москва, Россия, e-mail: annakarplyuk@mail.ru

Тарасенко Ольга Владимировна, Заместитель руководителя Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», e-mail: olya.tarasenko.93@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2297
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 1010
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2