Доступность высшего профессионального образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)*

1723

Аннотация

АНО «НИЦ «Особое мнение» провела комплексный всероссийский мониторинг доступности высшего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), охвативший треть государственных вузов РФ (165 вузов в 51 регионе). Авторы изучили данный вопрос с точки зрения организаций, предоставляющих услуги высшего образования (вузы), потребителя этих услуг (студенты-инвалиды и их родители) и дополнили полученную картину данными мониторинга и включенного наблюдения, что позволило выделить основные блоки проблем на пути получении инвалидами и лицами с ОВЗ высшего образования на этапах профориентации, поступления в вуз, непосредственно обучения и дальнейшего трудоустройства. В частности, исследователи указывают на законодательное ограничение «один вуз – одна специальность» для поступления инвалидов по квоте, проблемы при получении инвалидами необходимых для поступления в вуз документов, недостаточную обеспеченность вузов элементами доступной среды и специальными техническими средствами обучения инвалидов, низкую информативность сайтов вузов и пр. Также авторы предлагают конкретные шаги по повышению доступности высшего образования для инвалидов, например, внесение поправок в законодательные акты, ограничивающие возможности инвалидов в сфере высшего образования, изменение практики работы органов медико-социальной экспертизы (МСЭ) в части предоставления необходимых для поступления в вуз документов, дополнение функционала ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ) инженерно-технической и кадровой составляющей, введение единого стандарта раздела сайтов вузов, посвященного обучению инвалидов, и т. д.

Общая информация

* При реализации проекта были использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Лига здоровья нации».

Ключевые слова: инвалиды, ОВЗ, высшее образование, мониторинг, доступность, профориентация, обучение, трудоустройство, МСЭ

Рубрика издания: Мониторинги

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220119

Для цитаты: Курбангалеева Е.Ш., Веретенников Д.Н. Доступность высшего профессионального образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 169–180. DOI: 10.17759/pse.2017220119

Полный текст

 
 
 

Введение

У инвалидов и лиц с ОВЗ вопросы профориентации, получения образования, в том числе высшего, и последующего трудоустройства на данный момент решаются с большими трудностями. Часто они вынуждены существовать фактически в замкнутой среде, ограниченной себе подобными и/или ближайшими родственниками. Такая ситуация не способствует их развитию и включенности в общественную жизнь, препятствует самореализации и достижению достойного уровня жизни, мешает им чувствовать себя полноценными членами общества. Ключевым моментом, способным изменить такое положение вещей, является возможность получения образования, в частности, высшего, как необходимого элемента социализации, профессионального самоопределения и условия успешного трудоустройства.

Инвалиды и лица с ОВЗ нуждаются в специальной образовательной поддержке, выражающейся в погружении в общую образовательную среду, предполагающую отсутствие барьеров и препятствий для их полноценной деятельности, с возможным включением различных форм специального образования.

Одним из приоритетов государственной политики в социальной сфере является повышение доступности профессионального образования для инвалидов. Соответствующие задачи, в частности, совершенствование методов профориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ, подготовка специализированных программ профессионального обучения инвалидов, увеличение доли вузов, здания которых приспособлены для обучения лиц с ОВЗ, были, например, поставлены в «майских указах» Президента РФ [1].

В настоящий момент инвалиды имеют право на поступление в государственные вузы в пределах квоты, составляющей не менее 10% от бюджетных мест [2]. В то же время одна эта льгота сама по себе не способствует получению ими высшего образования, так как для этого необходимо выполнение множества других условий - от личной мотивации до наличия в вузах соответствующего оборудования и специальных учебных программ.

До настоящего времени объективная информация о фактической доступности высшего образования инвалидам и лицам с ОВЗ, как с точки зрения количественных показателей, так и в качественном выражении, в виде оценки ситуации самими инвалидами, отсутствует. Неопределенными остаются факторы, непосредственно формирующие мотивацию потенциальных абитуриентов-инвалидов, которые могут быть связаны как с непониманием или незнанием существующих возможностей для поступления в вузы, так и с существующими объективными препятствиями на пути поступления и дальнейшего обучения. Без их выявления и последующего устранения невозможно увеличить количество выпускников вузов из числа инвалидов и людей с ОВЗ и создать в вузах доступную инфраструктуру, которая на деле, а не на бумаге отвечает их потребностям.

Для получения объективной оценки уровня доступности высшего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ было необходимо решить следующие задачи:

•           проанализировать факторы, влияющие на мотивацию получения высшего профессионального образования у детей-инвалидов, выявить основные причины отказа от его получения;

•           оценить степень информированности о существующих возможностях поступления в вузы, а также удовлетворенности абитуриентов и студентов-инвалидов доступностью высшего профессионального образования;

•           оценить уровень доступности вузов для инвалидов и лиц с ОВЗ, определить сложности, препятствующие созданию доступной образовательной среды;

•           оценить методическую (наличие разработанных специальных учебных планов, ведение работы по социальной адаптации студентов-инвалидов и т. п.) и материально­техническую готовность вузов к обучению студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ;

•           рассмотреть эффективность мер, предпринимаемых вузами по дальнейшему трудоустройству выпускников-инвалидов.

Методы исследования

В комплексном всероссийском мониторинге, проводившемся в феврале-ноябре 2016 г., приняли участие 165 государственных вузов в 51 субъекте РФ на территории 8 федеральных округов. Данные вузы подведомственны Министерству образования и науки РФ (72 вуза), Министерству здравоохранения РФ (46 вузов) и Министерству культуры РФ (47 вузов).

Методология исследования включала в себя:

•           официальные запросы в адрес руководства государственных вузов с целью получения данных о мерах, направленных на повышение доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ (165 вузов);

•           мониторинг официальных сайтов вузов с целью сбора данных о мерах, направленных на повышение доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ (165 вузов3);

•           экспертные интервью с преподавателями, представителями организаций инвалидов и администраций вузов о мерах, направленных на повышение доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ (20 экспертов);

•           социологический опрос студентов-инвалидов по вопросам обеспечения доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ (460 человек);

•           социологический опрос родителей (опекунов) студентов-инвалидов по вопросам обеспечения доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ (450 человек);

•           «контрольное поступление» - включенное наблюдение процедуры и этапов поступления в вуз абитуриентов-инвалидов и фиксирование результатов (18 человек).

При составлении списка вузов, участвующих в проекте, учитывались данные о количестве инвалидов в них. Другими словами, исследование охватило наиболее «инвалидные» вузы. Также важно отметить, что практически все виды исследований - официальные запросы, мониторинг сайтов, анкетирование студентов-инвалидов и их родителей (опекунов) - проводились в одних и тех же вузах.

Таким образом, совокупность использованных при проведении мониторинга методов дала возможность получить «объемное» видение проблемы доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ на основе ее самостоятельного изучения, данных от руководства вузов, представителей органов власти, сторонних наблюдателей-экспертов и непосредственно от инвалидов и их родителей.

Текущая ситуация с доступностью высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ

Согласно данным Росстата, численность инвалидов в возрасте 18-30 лет на 01.01.2015 г. составляла 587 тыс. человек 4. При этом на начало 2015/2016 учебного года было 4 766,5 тыс. студентов 5, из них инвалидов - 18,043 тыс. чел.6, что составляет 3,07% от инвалидов в возрасте 18-30 лет и 0,38% от всех студентов. Таким образом, студентом являлся лишь каждый 33-й инвалид в возрасте до 30 лет.

Важно отметить, что даже поступившие в вузы инвалиды далеко не всегда заканчивали обучение. Согласно официальным данным, за последние годы получили дипломы от 37% до 75% поступивших в вузы инвалидов и лиц с ОВЗ 7 (диаграмма 1).

Но, даже закончив вуз и получив специальность, инвалиды далеко не всегда могут устроиться на работу. По заявлению министра труда и социальной защиты РФ Максима Топилина, «... в нашей стране имеют работу лишь 950 тысяч инвалидов, что составляет 25% от общей численности инвалидов в трудоспособном возрасте»8.

Эти цифры заставляют обратить самое пристальное внимание на ситуацию с доступностью для инвалидов высшего образования, которое для многих из них является необходимым условием получения достойной работы и, как следствие, возможности вести полноценную жизнь в будущем, выяснить причины, препятствующие поступлению инвалидов и лиц с ОВЗ в вузы, успешному их окончанию и дальнейшему трудоустройству.

Профориентация

Проведенное исследование показало, что информирование инвалидов и лиц с ОВЗ об условиях поступления и обучения в вузах носит скорее несистемный и пассивный характер. По данным ответов вузов на официальные запросы, мероприятия по профориентации для инвалидов проводят 57,6% учебных заведений. При информировании о существующих программах профориентации в подавляющем большинстве случаев вузы не разделяют инвалидов и прочие категории абитуриентов и используют наименее затратные инструменты рекрутинга без обратной связи - собственные сайты (66,9% вузов) (диаграмма 2).

 

[6] Сведения об инвалидах - студентах профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/ invalid/5-1.doc (дата обращения: 15.03.2017).

[7] Сведения об инвалидах - студентах профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/ invalid/5-1.doc (дата обращения: 15.03.2017).

[8] Министр Максим Топилин: "Перед нами стоит задача увеличить численность занятых инвалидов до 50%" [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosmintrud.ru/employment/resettlement/1/ (дата обращения: 15.03.2017).

Диаграмма 2. Способы донесения вузами информации о наличии программ профориентации

 

В качестве специализированного канала, используемого при работе с инвалидами, можно отметить только взаимодействие с организациями инвалидов, которое осуществляют лишь 8,9% опрошенных вузов. Это указывает на изначальную низкую заинтересованность вузов в привлечении абитуриентов-инвалидов. Но даже на сайтах вузов инвалиды часто не могут найти интересующую их информацию. По результатам мониторинга сайтов вузов 9, чаще всего на них присутствует версия для слабовидящих (81% сайтов), сведения о возможности обучения инвалидов в вузе (77%) и условия поступления инвалидов в вуз (76%). Прочие важные для инвалидов параметры встречаются намного реже (диаграмма 3).

В то же время обнаружено, что создание специального раздела для информирования инвалидов способствует более полному его наполнению необходимой информацией. 

Поступление в вуз

В рамках исследования было проведено «контрольное поступление»: исследователи сопровождали 18 абитуриентов-инвалидов с момента поиска информации о вузе, специальности, условиях поступления до непосредственной подачи документов.

Полученные результаты позволили сформулировать ряд важных выводов, позднее подтвержденных результатами соцопро- сов студентов-инвалидов и их родителей, о мотивации получения высшего образования и причинах выбора вуза, а также определить основные препятствия во время поступления.

Серьезнейшим барьером стало действующее законодательство, согласно которому льготную 10% квоту для поступления инвалиды могут использовать при подаче документов только в 1 вуз на 1 специальность[3], в то время как поступающие на общих основаниях могут подавать документы в 5 вузов на 3 специальности в каждом (итого 15 вариантов)[4]. Таким образом, при формально выделяемой квоте абитуриент-инвалид в отличие от поступающих на общих основаниях имеет только 1 шанс на поступление в вуз.

Диаграмма 3. Наличие информации об обучении инвалидов на сайтах вузов

Еще одним препятствием стало получение инвалидами в органах медико­социальной экспертизы (МСЭ) индивидуальной программы реабилитации или абилита- ции (ИПРА), подтверждающей отсутствие противопоказаний для обучения в вузах и необходимой для поступления. Процесс ее получения часто достаточно долог и неприятен, обучении инвалидов на сайтах вузов, а содержание устраивает далеко не всех, поскольку может включать в себя необоснованные, по мнению инвалидов, ограничения или даже запрет на получение высшего образования (особенно в случае нарушения функции зрения) (диаграмма 4). Наибольшие проблемы в этом плане у жителей небольших городов и слепых.

 

Диаграмма 4.  Проблемы, с которыми сталкиваются инвалиды при получении ИПРА

В случае несогласия с наложенными в ИПРА ограничениями инвалиды были вынуждены переделывать ее, что отнимало много дополнительных сил и времени при неоче­видном результате. Также отмечались случаи указания в ИПРА конкретных вузов и специальностей, причем как по требованию вузов, так и по инициативе органов МСЭ, что делало невозможным поступление в другой вуз или на другую специальность.

Существуют и другие факторы, значительно осложняющие поступление инвалидов и лиц с ОВЗ в вузы:

•           сложности с поиском и получением необходимой для поступления информации (как на сайтах вузов, так и во время общения с приемной комиссией по телефону и лично);

•           трудности по дороге в вуз, в первую очередь у маломобильных и слепых (система социальных такси не работает, самостоятельная поездка на общественном транспорте без сопровождающих непроста и опасна);

•           отсутствие в вузах выделенных специалистов по взаимодействию с инвалидами;

•           часто встречающаяся необходимость активно перемещаться внутри вуза в процессе подачи документов при неразвитости доступной среды, отсутствии указателей, волонтеров и выделенных специалистов;

•           слабая информированность сотрудников приемных комиссий об условиях поступления и обучения инвалидов.

Совокупность этих причин привела к тому, что по итогам приемной кампании-2015 невостребованными, по данным ответов вузов на официальные запросы, остались 13% выделенных в рамках льготной квоты мест, что свидетельствует о сниженной доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ.

В качестве основного мотива получения высшего образования, по данным соцопроса студентов-инвалидов, выступает желание приобрести интересную профессию (55% опрошенных). На втором месте оказалось желание иметь гарантированную работу (43%), на третьем - стремление к самореализации (38%).

При выборе же инвалидами вуза на первом месте оказалось качество образования - 50% опрошенных студентов-инвалидов. В то же время для другой половины важнее оказалась близость вуза к дому (45% тех, кто не указал, что выбрал вуз в связи с качеством преподавания). Другими важными мотивами для этой группы студентов являлись проявляемое в вузе внимание к инвалидам (13%), наличие специальных программ для инвалидов (11%), наличие специальных пособий для инвалидов (7%) и т. п.

Объяснить это может распределение студентов-инвалидов по нозологиям. Согласно ответам вузов на официальные запросы, большая их часть имеет общие заболевания (57%). На втором месте - заболевания опорно-двигательного аппарата (ОДА) (23%), за ними следуют инвалиды с расстройством слуха (9%) и зрения (8%). Очевидно, что наибольшие сложности с дорогой до вуза испытывают люди с заболеваниями ОДА и зрения, сложности с обучением - слепые и глухие как потерявшие один из каналов восприятия информации, в то время как лица с общими заболеваниями, не испытывающие подобных проблем, вполне могут больше внимания обращать именно на качество образования.

Обучение в вузе

К сожалению, имея данные о распределении студентов-инвалидов по нозологиям, невозможно сравнить их с общим количеством инвалидов тех же нозологий по причине отсутствия официальных данных. Однако явное превалирование общих заболеваний и очень низкая доля инвалидов с потерей одного из каналов восприятия информации - глухих и слепых - дает повод серьезно задуматься в принципе над понятиями «инвалидности» и «доступности» в контексте образовательного процесса.

Очевидно, что в большинстве случаев лица с общими заболеваниями не требуют адаптированных программ и специализированной техники при обучении. Для инвалидов с заболеваниями ОДА приоритетен вопрос доступности вуза и учебных аудиторий, а вот обучение лиц с расстройствами слуха и зрения требует уже специальной учебно­методической и материально-технической базы, далеко не всегда имеющейся у вузов. В результате следствием большого разброса условий поступления и обучения инвалидов в разных вузах является разный уровень доступности образования для разных нозологий.

«Доступность», понимаемая как равенство стартовых условий, а в контексте «доступной среды» - чаще всего как решение проблем маломобильных граждан, не исчерпывает всей проблематики инклюзивного образования. Конечно, отсутствие инженерной инфраструктуры отсеивает в первую очередь абитуриентов с заболеваниями ОДА. Но и другие группы инвалидов испытывают существенные затруднения, причем уже в процессе обучения (например, слабослышащие и слабовидящие) - получение учебной информации у них осложнено многими обстоятельствами.

По данным ответов вузов на официальные запросы, в 65% учебных заведений существует необходимость проведения адаптационных мероприятий для поступивших инвалидов и лиц с ОВЗ. Самыми распространенными причинами являются проблемы адаптации (30%), коммуникации (25%) и социализации (13%). Об отсутствии подобных проблем заявили лишь 20% вузов.

89% вузов в ответах на официальные запросы заявляют о наличии доступной среды. При этом лишь 15% вузов имеют большое количество предметов широкого набора типов инфраструктурных объектов, в 28% вузов доступная среда развита слабо (имеется один предмет или несколько предметов одного типа объектов), а в 8% вузов вообще отсутствует.

Исследование также показало острую нехватку сурдопереводчиков, тьюторов и т. п. Это только начинает осознаваться как важная составляющая инклюзивного образования наряду с высокой потребностью в специализированном оборудовании для обучения инвалидов, причем наибольшую сложность представляет так раз обучение лиц с расстройствами слуха и зрения.

Пока материальная база вузов (включая вузовскую инфраструктуру и спецтехни- ку, применяющуюся при обучении инвалидов) развита относительно слабо: по данным ответов вузов на официальные запросы, лишь 48% учебных заведений имеют специальную технику для обучения инвалидов, причем нередко за нее принимаются обычные проекторы со звуковыми колонками или библиотечные компьютеры, имеющие специальные программы, а 42% прямо заявили об отсутствии такой техники.

Дистанционные программы обучения, рассматриваемые многими экспертами как фактор повышения количества получающих высшее образование инвалидов, при этом не требующий больших финансовых затрат, практически не развиты: по данным ответов вузов на официальные запросы, лишь 1,9% студентов-инвалидов обучается по дистанционным и 3,0% - по специальным программам.

Медицинское сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ обеспечивают лишь 36% вузов, при этом чаще всего речь идет о ежегодном медосмотре. В единичных случаях встречается другая форма медицинского сопровождения: наличие у вуза договора с медицинским учреждением на лечение студентов. Однако обе эти формы сопровождения касаются всех студентов, студенты с ОВЗ в отдельную категорию, имеющую особые потребности и требующую особого подхода при медицинском сопровождении, не выделяются.

62% вузов в ответах на официальные запросы заявили о наличии выделенного специалиста для работы с инвалидами (впрочем, часто таким специалистом является штатный психолог, доступный для всех студентов вообще). В то же время только 27% опрошенных студентов-инвалидов отметили наличие специального подразделения/ответственного для помощи студентам-инвалидам в их вузе, треть респондентов (31%) заявили, что специальные подразделения/ответственный для помощи студентам-инвалидам в их вузе отсутствуют, а еще 41% не смогли однозначно ответить на этот вопрос: 20% сказали, что, может быть, такое подразделение и есть, но они о нем не знают, и еще 21% затруднились ответить.

Приведенные цифры говорят о том, что мало решить задачу поступления инвалидов в вузы - надо еще и обеспечить получение ими качественного образования. Важной и пока не выполненной задачей оказалась система поддержки инвалидов на всем протяжении их обучения в вузах (обеспечение отдыха, психологической помощи, института помощников и сопровождающих, наличия специального оборудования и т. д.).

Трудоустройство

Трудоустройство инвалидов должно стать основной задачей проводимой реформы, цель которой - не просто обучить инвалидов, а дать им возможность самостоятельно обеспечивать себя, работая по специальности. При этом не стоит забывать, что инвалид находится под повышенной опекой государства и, соответственно, государство, вложившее средства в обучение инвалида, должно позаботиться об эффективности этих затрат и помочь ему в поисках работы.

 
Эта задача требует системного решения. В качестве образца такого подхода чаще всего эксперты указывают на советский опыт. Тогда многие заводы и конструкторские бюро массово принимали на работу инвалидов с определенными заболеваниями, потому что они давали этим специалистам большое профессиональное преимущество, например, повышенную способность к монотонной работе (в чертежных, в КБ) у глухих. На производствах складывались целые школы с системой передачи мастерства.
 
На сегодняшний день вузы слабо участвуют в судьбе получившего высшее образование инвалида. Только 58% вузов сообщают о наличии специальных программ по трудоустройству выпускников-инвалидов, в то же время о них знают только 33% опрошенных студентов-инвалидов, а 41% затруднились с ответом на вопрос о наличии таких программ в их вузе (диаграмма 5).
 
Наиболее распространенными из известных студентам-инвалидам форм проводимой
их вузом работы по трудоустройству являются ярмарки вакансий (45% от числа тех студентов, кто сообщил, что такая работе в их вузе проводится), установление прямых контактов с предприятиями (44%) и прохождение производственной практики на предприятиях (36%) (диаграмма 6).
 
 

В то же время внутривузовские программы трудоустройства оказываются малоэффективными: половина получивших работу выпускников-инвалидов нашли ее сами (диаграмма 7).

Неудивительно, что 72% опрошенных студентов-инвалидов рассчитывают в вопросе трудоустройства на собственные силы, и только 20% – на вуз или государство.

Интересно отметить, что ближе к окончанию вуза уверенность студентов-инвалидов в гарантированном трудоустройстве неукоснительно снижается по мере того, как они узнают реальную ситуацию на рынке труда, а ожидания относительно возможности приносить пользу обществу нарастают с каждым курсом и стремительно падают, когда студенты заканчивают вуз и стараются воплотить эту мечту в жизнь.

Отдельной проблемой, требующей системного решения, является рассогласование между видением профессий/специальностей со стороны трех федеральных министерств: Минздрава, Минобрнауки и Минтруда.

Минздрав имеет запутанный перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников 12. В этом документе изложены в том числе медицинские противопоказания, препятствующие занятию тем или иным видом деятельности. Минобрнауки имеет перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, по которым проводится обучение в вузах 13. Минтруда же активно создает и утверждает профессиональные стандарты, прописывающие в том числе современные наименования должностей и профессий и устанавливающие особые условия допуска к работе.

Документы этих ведомств имеют абсолютно разную терминологию, описывающую те или иные специальности, что делает весьма затруднительным понимание того, чем всетаки может и чем не может заниматься инвалид. У Минздрава присутствует описательный принцип (например, «работы, непосредственно связанные с обслуживанием сосудов, находящихся под давлением»), Минобрнауки оперирует отраслями науки (например, «химия, физика и механика материалов»), а Минтруда описывает конкретные профессии, причем уже в современном наименовании.

Основную массу вопросов вызывает не столько сам перечень существующих для инвалидов ограничений, сколько обоснование запретительных норм, а главное – слабая согласованность представленных Минздравом норм с классификациями специальностей по версии Минобрнауки или Минтруда. Очевидно, что унификация подхода этих министерств потребует активного межведомственного взаимодействия.

Предложения и рекомендации

Одним из результатов проведенного исследования стали предложения и рекомендации по каждому из рассмотренных блоков, причем работа по воплощению некоторых из них уже начата профильными органами государственной власти.

1.         Профориентация:

1)         создание и внедрение единого утвержденного Минобрнауки стандарта раздела сайта вуза, посвященного обучению инвалидов и лиц с ОВЗ;

2)         создание единого портала с информацией о возможностях и условиях получения инвалидами и лицами с ОВЗ высшего образования во всех вузах страны 14.

2.         Поступление в вуз:

1)    изменение практики применения ряда приказов Минтруда в части получения ИПРА, например, Приказа Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н, в том числе через выпуск совместных методических рекомендаций Минтруда и Минобрнауки;

2)        внесение поправок в п. 3 ст. 71 273-ФЗ, отменяющих ограничение «1 вуз - 1 специальность» для инвалидов;

3)        распространение опыта работы столичных бюро медико-социальной экспертизы.

3.        Обучение в вузе:

1) создание Единых центров пользования или расширение функционала Ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ) инженерно-технической (мобильные элементы доступной среды), образовательной (специальные технические образовательные средства, библиотечный фонд) и кадровой (тьюторы, тифлосурдопереводчики, методисты и пр.) составляющими.

4.        Трудоустройство:

1)        унификация терминологии (специальности - профстандарты - противопоказания) и подхода Минобрнауки, Минтруда и Минз­драва;

2)        унификация системы учета информации об инвалидах;

3)        пересмотр системы мониторингов и обязательной отчетности вузов с акцентом в том числе на соотношении поступивших / выпустившихся / трудоустроившихся инвалидов.

Финансирование

При реализации проекта были использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Лига здоровья нации».

Благодарности

Авторы благодарят за помощь в реализации проекта Комиссию при Президенте РФ по делам инвалидов и лично советника Президента РФ А.Ю. Левицкую, Министерство образования и науки РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство культуры РФ, ректора Московского государственного психолого-педагогического университета В.В. Рубцова.


[1] Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

[2] П. 5 ст. 71 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

[3] Мониторинг официальных сайтов вузов проводился дважды: в апреле и октябре 2016 г. Первоначально в апреле 2016 г. были исследованы сайты 169 вузов. Затем в результате организационных преобразований несколько вузов были присоединены к другим, и в итоговый отчет попали сайты уже 165 вузов.

[4] Распределение инвалидов по полу и возрасту [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/invalid/1-3.doc (дата обращения: 15.03.2017).

[5] Образовательные организации высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/vpo.doc (дата обращения: 15.03.2017).

[6] Сведения об инвалидах – студентах профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/invalid/5-1.doc (дата обращения: 15.03.2017).

[7] Сведения об инвалидах – студентах профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/invalid/5-1.doc (дата обращения: 15.03.2017).

[8] Министр Максим Топилин: "Перед нами стоит задача увеличить численность занятых инвалидов до 50%" [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosmintrud.ru/employment/resettlement/1/ (дата обращения: 15.03.2017).

[9] Для их оценки на основе анализа информационных порталов университетов, входящих в TOP-20 The Times Higher Education World University Rankings 2015-2016, были выделены 14 критериев доступности информации об обучении в вузе для инвалидов и лиц с ОВЗ.

[10] П. 3 ст. 71 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 

[11] П. 52 Приказа Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».

[12] Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

[13] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.09.2013 г. № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования».

[14] Соответствующий проект Минобрнауки уже находится в стадии завершения

Информация об авторах

Курбангалеева Екатерина Шамильевна, Член Общественной палаты РФ, Директор, Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Особое мнение», e-mail: ekaterina@minrep.ru

Веретенников Дмитрий Николаевич, Заместитель директора, Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Особое мнение», e-mail: dmitry@minrep.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2647
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 1723
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0