О повышении практической направленности теоретической подготовки учителей начальных классов в программах бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование»

487

Аннотация

Рассматриваются примеры возможного повышения практической направленности теоретической подготовки учителей начальных классов по естественным наукам и математике по программам бакалавриата в рамках направления подготовки «Психолого-педагогическое образование».Показано, что ресурс повышения практической направленности теоретического обучения скрыт в той части учебной деятельности, где происходит преобразование чувственной формы объекта в модель, где выделяются существенные характеристики объекта, а также происходит преобразование модели для выявления общих законов явления.Приведены примеры возможной работы студентов над анализом принципов симметрии в диагностических заданиях для младших школьников, а также над анализом теоретико-множественных понятий в задачах для начальной школы по математике.

Общая информация

Ключевые слова: практическая направленность программ бакалавриата, моделирование, подготовка учителей, принцип симметрии, теоретико-множественные понятия, диагностика метапредметных компетенций

Рубрика издания: Психология образования

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220204

Финансирование. Подготовлено в рамках работ по исполнению государственного контракта № 05.043.11.0010 от 12 мая 2014 г.«Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей ”Образование и педагогика” по направлению подготовки ”Психолого-педагогическое образование” (Учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования»

Для цитаты: Гуружапов В.А. О повышении практической направленности теоретической подготовки учителей начальных классов в программах бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 2. С. 40–53. DOI: 10.17759/pse.2017220204

Литература

  1. Вейль Г. Симметрия.М.: Наука, 1968.290 с.
  2. Всероссийская конференция по обсуждению результатов проектов модернизации педагогического образования [Электронный ресурс].URL: http:// педагогическоеобразование.рф/news/show/123 (дата обращения:10.05.2016)
  3. Гуружапов В.А. К вопросу о предметной диагностике теоретического мышления детей в развивающем обучении (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) // Психологическая наука и образование.1997.№ 4.С.103–107.
  4. Гуружапов В.А. К проблеме оценки метапредметной компетентности испытуемых [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru.2012.№ 1.URL: http:// psyjournals.ru/psyedu_ru (дата обращения: 11:05 27.12.2012).
  5. Гуружапов В.А. Учет множественности решений задач, направленных на развитие метапредметных компетенций в процессе сценирования учителем учебно-развивающих ситуаций // Психологическая наука и образование.2012.№ 1.C.40–45.
  6. Гуружапов В.А., Марголис А.А. Проектирование модели практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования // Психологическая наука и образование.2014.Т.19.№ 3.C.143–159.
  7. Гуружапов В.А. О логике формирования познавательных учебных действий (на материале знаково-символических действий) // Вестник практической психологии образования.2012.№ 3 (32).С.30–33.
  8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.М.: Интор.1996.
  9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред.А.Г.Асмолова.2-е изд.М.: Просвещение, 2010.152 с.
  10. Каспржак А.Г., Калашников С.П. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей // Психологическая наука и образование.2014.Т. 19.№ 3.
  11. Клейн Ф. Элементарная математика с точки зрения высшей (Нем.: Elementarmathematik vom höheren Standpunkt, 3 Bde.).Т.1.Арифметика.Алгебра.Анализ.М.: Наука.1987.432 с.
  12. Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование.2014.Т.19.№ 3.
  13. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование.2014.Т.19.№ 3.C.105–126.
  14. Марголис А.А. Модели подготовки педагогов в рамках программ прикладного бакалавриата и педагогической магистратуры // Психологическая наука и образование.2015.Т.20.№ 5.С.45–64.doi:10.17759/pse.2015200505
  15. Марголис А.А., Рубцов В.В. Психолого-педагоги- ческая подготовка учителя для новой школы // Образовательная политика.2010.№ 5–6 (43–44).
  16. Маро М.И., Волкова С.И, Степанова С.В. Математика.1-й класс: Учебник для общеобразовательных школ.Ч.1.М., 2009.
  17. Нежнов П.Г., Хасан Б.И., Эльконин Б.Д. и др.Мониторинг учебно-предметных компетенций в начальной школе.М.: Университетская книга.2007.210 с.
  18. Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по рисунку.М.: Рига: Эксперимент, 2000.
  19. Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. О деятельностном содержании психолого-педаго- гической подготовки современного учителя для новой школы // Культурно-историческая психология.2010.№ 4.С.62–68.
  20. Санина С.П., Енжевская М.В.Реализация деятельностного подхода в подготовке учителей начальных классов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru.2015.Т.7.№ 3.С.20–29.doi:10.17759/ psyedu.2015070303.URL: https://doi.org/10.17759/ psyedu.2015070303
  21. Соколов В.Л. Опыт диагностики анализа и рефлексии как универсальных учебных действий // Психологическая наука и образование.2012.№ 3.Стр.29–33, электронная версия на сайте psyjournals.ru
  22. Федеральный государственный образовательный стандарт общего (начального) образования, МОН РФ.М., 2009.
  23. Шубников А.В., Копцик В.А. Симметрия в науке и искусстве.М.: Наука.1972.

Информация об авторах

Гуружапов Виктор Александрович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1797
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 487
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1