Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7015Ключевые слова 16898 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Социальные отношения подростков-сирот с разным опытом жизни в семье 184

Савченко Д.Д., психолог по работе с семьей, частное учреждение образовательная организация «Международная лингвистическая школа» (ENS), Москва, Россия, savchenko.psy@gmail.com
Шульга Т.И., доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии, Московский государственный областной университет (ГОУ ВО МГОУ МО), Москва, Россия, shulgatatiana@gmail.com

Аннотация

Представлены результаты исследования социальных отношений подростков, которые имеют опыт жизни в семье и не имеют такого опыта.В фокусе работы были затруднения в социализации при переходе в замещающие семьи, а также причины, приводящие к нарушению в их поведении.Описаны факторы, препятствующие установлению позитивных социальных отношений подростков в разных семьях.Обращается внимание на то, что полученные материалы способствуют реализации задач Национальной стратегии действий в интересах детей на 2017–2020 гг., они актуальны в сфере оказания услуг уязвимым группам (подросткам и их семьям).Понимание особенностей социальных отношений подростков-сирот с разным уровнем жизни в семье имеет практическое значение для специалистов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Результаты исследования могут быть использованы специалистами служб сопровождения замещающих семей, воспитателями организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наставниками, которые оказывают поддержку воспитанникам, а также замещающим родителям.Полученные данные помогут создавать системы воспитания, позволяющие минимизировать негативные аспекты адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, позволят более качественно готовить ребенка к устройству в замещающую семью, осуществлять поддержку и сопровождение в период адаптации в семье, готовить кандидатов в замещающие родители к принятию подростков.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей.М.: Академический проект.2006.232 с.
  2. Карабанова О.А. Социальная ситуация развития как преодоление дихотомии «личность – среда» // Психологические исследования.2014.Т.7 № 36.10 c.
  3. Карабанова О.А., Татаренко Д.Д. Адаптация детей и родителей в замещающих семьях: психологическая готовность к принятию.Саарбрюккен.2012.172 c.
  4. Карнаух И.С.Психологические особенности подростков – воспитанников детского дома: автореф.дис.… канд.психол.наук.М.2006.28 с.
  5. Кольтинова В.В. Психическая депривация детей в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Материалы I Международной научно-практической конференции «Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения» (Москва, 14–15 ноября 2013 г.) М.: МГППУ, 2013.С.158–163.
  6. Куфтяк Е.В. Факторы становления совладающего поведения в детском и подростковом возрасте // Психологические исследования.2012.№ 2(22).С.4.URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 12.10.2016)
  7. Михайлова Ю.А. Развитие эмоциональной регуляции у воспитанников дома ребенка с рождения до 4 лет: дисс.… канд.психол.наук.М.2004.221 с.
  8. Ослон В.Н. Репрезентации родителей и себя в картине мира ребенка-сироты [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru.2012.№ 4.URL: http://psyedu.ru/journal/2012/4/3147.phtml (дата обращения: 14.08.2016)
  9. Печникова Л.С. Восприятие семьи и самоотношение у детей и подростков с различным ранним опытом эмоциональной депривации./ Проблема сиротства в современной России.Психологический аспект.М.: Институт психологии Российской академии наук, 2015.С.500–517.
  10. Прихожан А.М. Психология сиротства / А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых.Изд.2-е.СПб: Питер.2005.400 с.
  11. Семья Г.В., Телицына А.Ю. Роль некоммерческих организаций и института добровольчества в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы // Психологическая наука и образование.2016.Т.21.№ 1.С.168–183.
  12. Чупрова М.А. Нарушения интерперсональных отношений и эмоционального развития у детей- сирот без опыта жизни в семье: дис.… канд.психол.наук.М.2007.194 с.
  13. Шведовская А.А., Загвоздкина Т. Ю. Социально- экономический статус семьи и психическое развитие ребенка: зарубежный опыт исследования // Психологическая наука и образование.2013.№ 1.С.65–76.
  14. Шульга Т.И., Семья Г.В. Особенности сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей с ОВЗ: методические рекомендации.М.: ИУУ МГОУ, 2015.204 с.
  15. Шульга Т.И. Особенности подготовки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ, к передаче в замещающие семьи // Вестник МГОУ Серия: Психологические науки.2016.№ 1.С. 72–88.DOI:10.18384/2310-7235-2016-1-72-88
  16. Шульга Т.И., Татаренко Д.Д. Психологические особенности подростков-сирот, не имеющих опыта социализации в семье [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru.2013.№ 2.С.203–213.URL:http://psyedu.ru/jornal/2013/2/Shulga_Tatarenko.phtml (дата обращения: 27.07.2016)
  17. Шульга Т.И., Антипина М.А. Эмоционально обогащенная и обедненная среда как фактор развития личности ребенка в замещающей семье // Вестник МГОУ.Серия: Психологические науки.М.: Изд-во МГОУ.2012.№ 4 .С.32–40.
  18. Almas A., Degnan K., Fox N., Radulescu A., Zeanah Ch. Effects of Early Intervention and the Moderating Effects of Brain Activity on Institutionalized Children’s Social Skills at Age 8 / Alisa N.Almas et al.in Proceedings of the National Academy of Sciences USA.Vol.109.no.2.2012.
  19. Nelson Ch., Fox N., Zeanah Ch. Jr. Anguish of the Abandoned Child.Scientific American.2013.pp.62–67.
  20. Shulga T., Savchenko D., Filinkova F. Psychological characteristics of adolescents with different experience of living in a family.The international journal of environmental and science education (электронный журнал).Vol.11, 2016.pp.10493–10504.URL:http:// www.ijese.net/arsiv/146
  21. Trends in Attitudes About Marriage, Childbearing, and Sexual Behavior: United States, 2002, 2006–2010, and 2011–2013 / Jill Daugherty, Ph.D., and Casey Copen, Ph.D., Division of Vital Statistics.MD.2016.
Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика