Понимание понятийного текста и владение понятиями

1434

Аннотация

Отмечается, что вопрос о связи между понятийным мышлением и пониманием понятийных текстов рассматривается авторами лишь с одной стороны: может ли педагогическая работа над углубленным пониманием текстов, описывающих понятия, способствовать применению этих понятий в нестандартных задачах.C помощью методов классической статистики и факторного анализа сравниваются метапредметные результаты начального обучения в двух выборках, различавшихся одним педагогическим фактором: в экспериментальных классах велась последовательная работа над созданием и использованием понятийных текстов.Обращается внимание на то, что принцип этой работы – при введении понятий создать ситуацию двуязычия: записывать новые свойства предмета изучения на языке графических схем и в словесной форме и переводить высказывания о предмете с одного языка на другой.Обнаружено, что при специально организованной работе с понятийными текстами; 1) повышается уровень владения понятиями, уже освоенными в обучении, если эти понятия представлены в словесной форме, 2) улучшается понимание информационных текстов с незнакомым понятийным содержанием, т. е.складывается одно из центральных условий самообучения.

Общая информация

Ключевые слова: младшие школьники, учебная деятельность, понятийное мышление, учебные модели, понятийные тексты, диагностика метапредметных результатов начального обучения

Рубрика издания: Психология образования

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220302

Для цитаты: Цукерман Г.А., Клещ Н.А. Понимание понятийного текста и владение понятиями // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 3. С. 19–27. DOI: 10.17759/pse.2017220302

Литература

  1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.М.: ИНТОР, 1996.544 с.
  2. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Тест грамотности чтения художественных текстов // Диагностика учебной успешности в начальной школе / Под ред.П.Г.Нежнова.М.: Открытый институт «Развивающее образование», 2009.С.75–85.
  3. Обухова О.Л. Диагностика понимания информационных текстов // Диагностика метапредметных результатов начального образования [Электронный ресурс] / Под ред.И.М. Улановской.М., 2013 // Портал психологических изданий PsyJournals.ru URL: https://psyjournals.ru/ authors/67578.shtml (дата обращения: 21.11.2016).
  4. Оценка метапредметных компетенций выпускников начальной школы.Коллективная монография / Под ред.И.М.Улановской.М.: МГППУ, 2015.169 с.
  5. Поливанова Н.И., Ривина И.В., Улановская И.М. Выявление умения учащихся начальной школы действовать совместно в условиях социокогнитивного конфликта [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru.2013.№ 4.URL: http://psyedu.ru/journal/2013/4/Polivanova_Rivina_ Ulanovskaya.phtml (дата обращения: 21.11.2016).
  6. Цукерман Г.А., Митина О.В. Диагностика критического мышления // Вопросы психологии.2015.№ 3.С.15–29.
  7. Цукерман Г.А., Обухова О.Л. Развитие письменной речи младших школьников средствами обучения // Культурно-историческая психология.2014.Т.10.№ 1.С.34–42.
  8. Цукерман Г.А., Чудинова Е.В. Что такое умение учиться и как его измерять? // Вопросы психологии.2015.№ 1.С.3–14.
  9. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся.М.: ИНТОР, 1998.112 с.

Информация об авторах

Цукерман Галина Анатольевна, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Психологический институт имени Л.Г. Щукиной (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7982-6424, e-mail: galina.zuckerman@gmail.com

Клещ Нина Андреевна, Педагог-психолог, Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа № 91, Москва, Россия, e-mail: naklesch@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2591
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 1434
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4