Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7058Ключевые слова 17026 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психолого-педагогическая экспертиза в системе образования: основные направления и подходы 284

Умняшова И.Б., кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии факультета психологии образования МГППУ, Москва, Россия, umnjashovaib@mgppu.ru

Аннотация

Представлен анализ научных подходов к организации экспертной деятельности в российской системе образования. Изучены характеристики основных направлений психолого-педагогической экспертизы: экспертиза образовательной среды, образовательных технологий, комфортности и безопасности образовательной среды, профессиональной деятельности педагогических работников, инновационных процессов, качества образовательных услуг, программ и учебных пособий. Полученные данные показывают, что существует множество разнообразных трактовок целей и задач экспертной деятельности в сфере образования. Можно утверждать, что отсутствует единый научный подход к организации психолого-педагогической экспертизы. Результаты проведенного исследования открывают перспективы для разработки модели (концепции) психолого-педагогической экспертизы в системе образования.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Баева И.А., Лактионова Е.Б. Экспертная оценка состояния образовательной среды на предмет комфортности и безопасности // Психологическая наука и образование.2013.№ 6.С.5–13.
  2. Гуружапов В.А. Вопросы экспертизы образовательных технологий и сред: метод.пособие к практикуму по экспертизе образовательных технологий и сред.М.: Международный образовательный и психологический колледж «Центр “Развивающее образование”», 1999.88 с.
  3. Гуружапов В.А. Вопросы экспертизы учебного процесса развивающего обучения (Система Эльконина–Давыдова) // Психологическая наука и образование.1996.№ 1.
  4. Долгоаршинных Н.В., Семенова И.И. Аттестация педагогических работников.Нормативные акты и процедура экспертизы профессиональной деятельности: метод.пособие.М.: УЦ «Перспектива», 2016.188 с.
  5. Иванов Д.А. Экспертиза в образовании: учеб.пособие для студ.высших учеб.заведений.М.: Издательский центр «Академия», 2008.336 с.
  6. Каргина З.А. Концептуальные основы профессионально-общественной экспертизы (оценки) программ внеурочной деятельности и дополнительного образования детей // Международный научный журнал «Символ науки».2015.№ 10.С.165–169.
  7. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей.СПб: КАРО, 2008.368 с.
  8. Конасова Н.Ю. Общественная экспертиза качества школьного образования [Электронный ресурс] // URL: http://fictionbook.ru/author/n_yu_ konasova/obshestvennaya_yekspertiza_kachestva_ shk/read_online.html (дата обращения: 03.03.2017).
  9. Лактионова Е.Б. Модель психологической экспертизы образовательной среды и ее эмпирические показатели [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru.2013.№ 1.URL: http://psyedu.ru/journal/2013/1/ Laktionova.phtml (дата обращения: 03.03.2017).
  10. Леонтьев Д.А., Иванченко Г.В. Комплексная гуманитарная экспертиза: методология и смысл.М.: Смысл, 2008.135 с.
  11. Матвиевская Е.Г. Аттестационная экспертиза качества подготовки выпускников школ // Сибирский педагогический журнал.2008.№ 13.С.361–370.
  12. Мкртычян Г.А. Психология экспертной деятельности в образовании: Теория.Методология.Практика.Н.Новгород, 2002.182 с.
  13. Овчарова Р.В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом.Курган: изд-во Курганского гос.ун-та, 2006.187 с.
  14. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика.СПб: Питер, 2007.352 с.: ил.(Серия «Практическая психология).
  15. Приказ Минобрнауки России от 05.09.2013 № 1047 «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (ред.от 14.08.2015) // Российская газета.№ 247, 01.11.2013.
  16. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ред.от 31.12.2015) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.№ 12, 22.03.2010.
  17. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (ред.от 31.12.2015) // Российская газета.№ 139, 21.06.2012.
  18. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ред.от 31.12.2015) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.№ 9, 28.02.2011.
  19. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 28.12.2012 № 662 «Об утверждении системы индикаторов для мониторинга эффективности мероприятий по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг.(с изменениями на 25 декабря 2015 г.) [Электронный ресурс] // Мониторинг реализации национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы.URL: http://мониторингнсид.рф/indicators (дата обращения: 03.03.2017).
  20. Психологическая экспертиза: современность и тенденции развития: монография / О.А. Белобрыкина, В.Л.Дресвянников, Л.Б. Шнейдер, И.Е.Валитова, К.Л.Лидин, Г.А. Вартанян; под науч.ред.О.А.Белобрыкиной, В.Л.Дресвянникова.Новосибирск: Издательство ООО «Немо Пресс», 2016.180 с.
  21. Рейтинг вклада школ в качественное образование московских школьников по итогам 2014/15 учебного года.Развитие рейтинга [Электронный ресурс].URL: http://dogm.mos.ru/rating/ the-development-of-rating.php (дата обращения: 03.03.2017).
  22. Романова Е.С., Макшанцева Л.В. Основы психологической экспертизы в педагогической области: монография.М.: МГПУ, 2015.180 с.
  23. Рыбинская С.Н. Экспертно-консультативное сопровождение инновационного развития школьных организаций [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru.2009.№ 2.URL: http://psyedu.ru/journal/2009/2/ Rybinskaya.phtml (дата обращения: 03.03.2017).
  24. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза: учебник для академического бакалавриата.М.: Издательство Юрайт.2014.421 с.Серия: Бакалавриат.Академический курс.
  25. Технология оценки образовательной среды школы: учеб.-метод.пособие для школьных психологов / Под ред.В.В.Рубцова, И.М.Улановской.М.; Обнинск, 2010.256 с.
  26. Указ президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г.№ 761 «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 гг.» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России.URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/35418 (дата обращения: 03.03.2017).
  27. Умняшова И.Б. Научные основания психолого- педагогической экспертизы в системе образования // Психология образования: научный альманах / Отв.ред.Р.Е.Барабанов; Московский финансово- юридический университет МФЮА.М.: МФЮА, 2016.С.123–132.
  28. Умняшова И.Б., Егоров И.А. Нормативные основания организации психолого-педагогической экспертизы в системе образования Российской Федерации [Электронный ресурс] // Психология и право.2016.Т.6.№ 3.С.162–177.doi:10.17759/ psylaw.2016060312
  29. Умняшова И.Б., Сашенкова Н.С. Саморазвивающая среда в школе: алгоритм создания // Директор школы.2012.№ 5.С.29–33.
  30. Этический кодекс педагога-психолога Службы практической психологии образования [Электронный ресурс].Практический психолог.URL: http://practic.childpsy.ru/document/detail.php?ID=22885 (дата обращения: 03.03.2017).
  31. Ясвин В.А. Образовательная среда: от проектирования к моделированию.М.: Смысл, 2001.365 с.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика