Структура школьного учебника как предмет научного исследования (на материале учебника нового типа по русскому языку)

2564

Аннотация

Рассматривается в ретроспективном аспекте проблема структуры и функций учебника по русскому языку.Проведен критический анализ психологических и дидактических исследований в данной области.Выяснено, что, несмотря на значительное число работ, вопрос о научно обоснованной структуре учебника и его функциях практически не решен.Разработана и описана структура учебников нового типа, базирующаяся на систематизации и обобщении психодидактических знаний, фундаментальных и частных исследованиях авторов этих учебников.Представлены ключевые принципы созданного курса русского языка с 1-го по 9-й класс, построенного на синтаксической основе и не по замкнутым концентрам, как в существующих учебниках, а по расширяющейся спирали.Рассмотрены структурные компоненты учебника (теоретические лингвистические тексты, теоретические психолого-дидактические тексты, художественные и познавательные тексты заданий), которые направлены на формирование у школьников психологических механизмов грамотной устной и письменной речи, выработку у них приемов понимания художественного текста, пробуждения эмоций при его восприятии.Даны примеры построения некоторых структурных компонентов учебника.

Общая информация

Ключевые слова: учебник по русскому языку, структура учебника, структурные компоненты, функции учебника, психологические основы обучения русскому языку

Рубрика издания: Педагогическая психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220410

Для цитаты: Граник Г.Г. Структура школьного учебника как предмет научного исследования (на материале учебника нового типа по русскому языку) // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 4. С. 64–74. DOI: 10.17759/pse.2017220410

Фрагмент статьи

Создание школьного учебника волновало людей с давних времен.Волнует эта проблема и сегодня, в уже наступивший XXI век все возрастающих технических возможностей и информационных технологий.Какое место в учебном процессе займет бумажный и/или электронный учебник, какой станет роль учителя – эти и другие научные и практические проблемы еще ждут своего решения.

Литература

  1. Бейлинсон В.Г.Арсенал образования: характеристика, подготовка, конструирование учебных изданий.М.: Книга, 1986.286 с.
  2. Бондаренко С.М.Пути формирования интереса к грамматической деятельности у школьников: автореф.дис.… канд.психол.наук.М., 1971.19 с.
  3. Буслаев Ф.И.О преподавании отечественного языка.Л.: Учпедгиз, 1941.248 с.
  4. Граник Г.Г. Проблемы нравственного воспитания школьников в учебниках нового типа // Русский язык в школе.2012.№ 11.С.14–20.
  5. Граник Г.Г.Психологическая модель процесса формирования пунктуационных умений: автореф.дис.… д-ра психол.наук.М., 1980.45 с.
  6. Граник Г.Г. Психологические и лингвистические проблемы взаимоотношения школьных предметов «Русский язык» и «Литература» в учебниках нового типа // Вопросы психологии.2016.№ 4.С.66–78.
  7. Граник Г.Г.Психолого-дидактические основы учебников нового типа по курсу «Русская филология» // Мир психологии.2007.№ 2.С.167– 180.№ 3.С.115–131.
  8. Граник Г.Г.Рассказы об ученых-лингвистах как один из структурных компонентов в учебниках по русскому языку // Русский язык в школе.2015.№ 12.С.3–7.
  9. Граник Г.Г., Бондаренко С.М.Секреты пунктуации.М.: Просвещение, 1987.128 с.
  10. Граник Г.Г., Борисенко Н.А. Воссоздающее воображение и его роль в обучении филологическим дисциплинам [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru.2009.№ 1.URL: http://psyedu.ru/journal/2009/1/ Granik_Borisenko.phtml (дата обращения: 15.08.2017).
  11. Граник Г.Г., Борисенко Н.А.Особенности построения учебников нового типа, позволяющих реализовать функцию общения // Русский язык в школе.2011.№ 5.С.3–7.
  12. Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. и др.Синтаксис и пунктуация русского языка.Экспериментальный программированный учебник для III–IV классов / Под общ.ред.Г.Г.Граник.М.: Педагогика, 1970.375 с.
  13. Жинкин Н.И.Психологические основы развития речи // В защиту живого слова / Сост.В.Я.Коровина.М.: Просвещение, 1966.С.5–26.
  14. Зуев Д.Д.Проблемы структуры школьного учебника // Проблемы школьного учебника.М.: Просвещение, 1974.Вып.1.С.28–46.
  15. Зуев Д.Д.Школьный учебник.М.: Педагогика, 1983.240 с.
  16. Кантаровская О.З.Роль вариативности учебного материала в процессе формирования приемов умственной работы // Психологические проблемы построения школьных учебников / Под ред.Г.Г.Граник.М.: Просвещение, 1979.С.136–149.
  17. Орлова А.М.Усвоение синтаксических понятий учащимися (Очерки).М.: Изд.АПН РСФСР, 1961.324 с.
  18. Психолого-дидактические основы создания учебников нового типа по русской филологии / Под науч.ред.Г.Г.Граник.М.; Обнинск, 2007.200 с.
  19. Скаткин М.Н.Проблема учебника в советской дидактике // Справочные материалы для создателей учебной книги / Сост.В.Г.Бейлинсон.М.: Просвещение, 1991.С.222–267.
  20. Труды Первого съезда преподавателей русского языка в военно-учебных заведениях (22–31 дек.1903) / Под ред.секр.Съезда П.В.Петрова и при содействии В.М.Пушина, С.А.Переселенкова и Г.Т. Синюхаева.СПб., 1904.
  21. Ушинский К.Д.Избранные педагогические сочинения: в 2 т.Т.1.М.: Педагогика, 1974.584 с.
  22. Шаповаленко С.Г.Учебник в системе средств обучения // Проблемы школьного учебника.Вып.4.М.: Просвещение, 1976.С.37–50.

Информация об авторах

Граник Генриетта Григорьевна, доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО, главный научный сотрудник, лаборатория экопсихологии развития и психодидактики (группа Г.Г. Граник), ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2757-3090, e-mail: azernikov@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2694
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 2564
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 4