Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7040Ключевые слова 16987 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Структура школьного учебника как предмет научного исследования (на материале учебника нового типа по русскому языку) 73

Граник Г.Г., доктор психологических наук, действительный член РАО, главный научный сотрудник, лаборатория экопсихологии развития и психодидактики (группа Г.Г. Граник) , ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия, azernikov@yandex.ru

Аннотация

Рассматривается в ретроспективном аспекте проблема структуры и функций учебника по русскому языку.Проведен критический анализ психологических и дидактических исследований в данной области.Выяснено, что, несмотря на значительное число работ, вопрос о научно обоснованной структуре учебника и его функциях практически не решен.Разработана и описана структура учебников нового типа, базирующаяся на систематизации и обобщении психодидактических знаний, фундаментальных и частных исследованиях авторов этих учебников.Представлены ключевые принципы созданного курса русского языка с 1-го по 9-й класс, построенного на синтаксической основе и не по замкнутым концентрам, как в существующих учебниках, а по расширяющейся спирали.Рассмотрены структурные компоненты учебника (теоретические лингвистические тексты, теоретические психолого-дидактические тексты, художественные и познавательные тексты заданий), которые направлены на формирование у школьников психологических механизмов грамотной устной и письменной речи, выработку у них приемов понимания художественного текста, пробуждения эмоций при его восприятии.Даны примеры построения некоторых структурных компонентов учебника.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Создание школьного учебника волновало людей с давних времен.Волнует эта проблема и сегодня, в уже наступивший XXI век все возрастающих технических возможностей и информационных технологий.Какое место в учебном процессе займет бумажный и/или электронный учебник, какой станет роль учителя – эти и другие научные и практические проблемы еще ждут своего решения.

Литература
  1. Бейлинсон В.Г.Арсенал образования: характеристика, подготовка, конструирование учебных изданий.М.: Книга, 1986.286 с.
  2. Бондаренко С.М.Пути формирования интереса к грамматической деятельности у школьников: автореф.дис.… канд.психол.наук.М., 1971.19 с.
  3. Буслаев Ф.И.О преподавании отечественного языка.Л.: Учпедгиз, 1941.248 с.
  4. Граник Г.Г. Проблемы нравственного воспитания школьников в учебниках нового типа // Русский язык в школе.2012.№ 11.С.14–20.
  5. Граник Г.Г.Психологическая модель процесса формирования пунктуационных умений: автореф.дис.… д-ра психол.наук.М., 1980.45 с.
  6. Граник Г.Г. Психологические и лингвистические проблемы взаимоотношения школьных предметов «Русский язык» и «Литература» в учебниках нового типа // Вопросы психологии.2016.№ 4.С.66–78.
  7. Граник Г.Г.Психолого-дидактические основы учебников нового типа по курсу «Русская филология» // Мир психологии.2007.№ 2.С.167– 180.№ 3.С.115–131.
  8. Граник Г.Г.Рассказы об ученых-лингвистах как один из структурных компонентов в учебниках по русскому языку // Русский язык в школе.2015.№ 12.С.3–7.
  9. Граник Г.Г., Бондаренко С.М.Секреты пунктуации.М.: Просвещение, 1987.128 с.
  10. Граник Г.Г., Борисенко Н.А. Воссоздающее воображение и его роль в обучении филологическим дисциплинам [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru.2009.№ 1.URL: http://psyedu.ru/journal/2009/1/ Granik_Borisenko.phtml (дата обращения: 15.08.2017).
  11. Граник Г.Г., Борисенко Н.А.Особенности построения учебников нового типа, позволяющих реализовать функцию общения // Русский язык в школе.2011.№ 5.С.3–7.
  12. Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. и др.Синтаксис и пунктуация русского языка.Экспериментальный программированный учебник для III–IV классов / Под общ.ред.Г.Г.Граник.М.: Педагогика, 1970.375 с.
  13. Жинкин Н.И.Психологические основы развития речи // В защиту живого слова / Сост.В.Я.Коровина.М.: Просвещение, 1966.С.5–26.
  14. Зуев Д.Д.Проблемы структуры школьного учебника // Проблемы школьного учебника.М.: Просвещение, 1974.Вып.1.С.28–46.
  15. Зуев Д.Д.Школьный учебник.М.: Педагогика, 1983.240 с.
  16. Кантаровская О.З.Роль вариативности учебного материала в процессе формирования приемов умственной работы // Психологические проблемы построения школьных учебников / Под ред.Г.Г.Граник.М.: Просвещение, 1979.С.136–149.
  17. Орлова А.М.Усвоение синтаксических понятий учащимися (Очерки).М.: Изд.АПН РСФСР, 1961.324 с.
  18. Психолого-дидактические основы создания учебников нового типа по русской филологии / Под науч.ред.Г.Г.Граник.М.; Обнинск, 2007.200 с.
  19. Скаткин М.Н.Проблема учебника в советской дидактике // Справочные материалы для создателей учебной книги / Сост.В.Г.Бейлинсон.М.: Просвещение, 1991.С.222–267.
  20. Труды Первого съезда преподавателей русского языка в военно-учебных заведениях (22–31 дек.1903) / Под ред.секр.Съезда П.В.Петрова и при содействии В.М.Пушина, С.А.Переселенкова и Г.Т. Синюхаева.СПб., 1904.
  21. Ушинский К.Д.Избранные педагогические сочинения: в 2 т.Т.1.М.: Педагогика, 1974.584 с.
  22. Шаповаленко С.Г.Учебник в системе средств обучения // Проблемы школьного учебника.Вып.4.М.: Просвещение, 1976.С.37–50.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика