Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7040Ключевые слова 16987 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Социальный статус профессии учителя: самоопределение российских педагогов 100

Хуснутдинова М.Р., кандидат социологических наук, Старший научный сотрудник , Центр прикладных психолого-педагогических исследований Московского городского психолого-педагогического университета, Реутов, Россия, husnutdinovaMR@mgppu.ru

Аннотация

Отмечается, что в современном российском обществе наблюдается острое противоречие между высокой значимостью выполняемого труда для общества и низким профессиональным статусом педагога общеобразовательной школы.Представлены результаты социологического опроса «Профессиональная идентичность современного педагога», выполненного Сектором мониторинговых исследований ФГБОУ ВО МГППУ весной 2016 г, в которых отражается характер самооценки современными российскими учителями статуса своей профессии.Всего было опрошено 1024 педагога из общеобразовательных организаций в девяти федеральных округах РФ, кроме Крыма.Опрос проводился по трехступенчатой стратифицированной вероятностной выборке.Обращается внимание на то, что исследовательская модель социального статуса учителя включает в себя анализ трех ведущих составляющих: престиж, уважение и удовлетворенность процессом работы.Отмечается, что, согласно полученным результатам опроса, несмотря на транслируемую низкую оценку учителями социального престижа своей профессиональной группы, они воспринимают свою деятельность как уважаемую со стороны учащихся и их родителей, а также ощущают удовлетворенность результатами своего труда.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В последние годы появилось много социологических исследований, посвященных проблемам российского учительства. Актуальность этой темы обусловлена целым рядом факторов, но один из ведущих – это противоречие между высокой значимостью выполняемого труда для общества и низким профессиональным статусом педагога общеобразовательной школы. Начиная с 90-х гг.прошлого века в российском образовании произошли существенные перемены относительно требований, предъявляемых к школьному учителю и выполняемым им функциям.Это серьезно повлияло на самоощущение педагогов себя в профессии и восприятие престижности выбранного ими направления деятельности.

Литература
  1. Аржаных Е.В., Гуркина О.А., Хуснутдинова М.Р. Отношение российских педагогов к коммерциализации школьного образования.Результаты I этапа социологического исследования [Электронный ресурс].Москва: Циркон, 2015.URL: http://www.zircon.ru/upload/ iblock/5e3/Commercialization_of_school_education_ report1_2015.pdf (дата обращения: 10.03.2017).
  2. ВЦИОМ: учителям россияне доверяют больше, чем политикам [Электронный ресурс] // РИА Новости.2013.4 октября.URL: http://ria.ru/ society/20131004/967783039.html#ixzz4BliMjbsh (дата обращения: 10.03.2017).
  3. Главные профессии, по мнению жителей России [Электронный ресурс] // Пресс выпуск Левада-центр.2013.7 июля.URL: http://www.levada.ru/old/04-07- 2013/glavnye-professii-po-mneniyu-zhitelei-rossii (дата обращения: 20.03.2017).
  4. Ильин В.А., Шабунова А.А., Леонидова Г.В. Социальное положение учительства в России // Социологические исследования.2012.№ 8.С.123–133.
  5. Коган Е.А. Удовлетворенность педагогов работой в общеобразовательных школах // Профессионалы в эпоху реформ: динамика идеологии, статуса и ценностей / Под ред.В.А. Мансурова.М.: ИС РАН, 2013.С.291–298.
  6. Колесникова Е.М. Публичный образ профессии учителя: опыты исследования и вклад в статусные показатели группы // Вестник Нижегородского университета имени Н.И.Лобачевского.Серия социальные науки.2013.№ 1 (29).С.28–34.
  7. Профессия «учитель»: вчера и сегодня [Электронный ресурс] // Пресс-выпуск.2016.№ 3185 от 26 августа.URL: http://wciom.ru/ index.php?id=236&uid=115829 (дата обращения: 10.03.2017).
  8. Российские педагоги в зеркале международного сравнительного исследования педагогического корпуса (TALIS 2013) / Под ред.Е.Ленской, М. Пинской.М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2015.240 с.
  9. Российские учителя в свете исследовательских данных / Под ред.И.Д.Фрумина, В.А.Болотова, С.Г.Косарецкого, М.Карной.М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2016.320 с.
  10. Собкин В., Адамчук Д. Какие перемены нужны современному образованию.О профессиональном самочувствии школьного учителя // Учительская газета.2015.№ 16 от 21 апреля.
  11. Условия работы и профессиональное самочувствие учителей в ситуации введения эффективного контракта.Информационный бюллетень.(Мониторинг экономики образования.№ 1 (90)).Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2016.
  12. Учитель: престиж профессии и необходимые качества.Каким должен быть современный учитель? Должны ли учителя воспитывать – или только давать знания? [Электронный ресурс] // ФОМ.Наука и образование.2014.от 5 октября.URL: http://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/11773 (дата обращения: 10.03.2017).
  13. Фуллан М. Выбор ложных движущих сил для реформы целостной системы // Вопросы образования.2011.№ 4.С.79–105.
  14. Шафранов-Куцев Г.Ф.Место учительства в стратификационной структуре современного российского общества // Социологические исследования.2016.№ 9.С.65–72.
  15. Шереги Ф.Э. Педагоги общеобразовательных организаций: труд или повинность? // Социологические исследования.2016.№ 1.C.108– 116.
  16. Яковлева Н. Образовательная услуга или учительское служение? // Родина.2014.№ 3.С. 62– 63.
  17. 65% россиян не хотят, чтобы их дети стали учителями [Электронный ресурс] // Учительская Газета.2014.12 ноября.URL: http://www.ug.ru/ news/13422 (дата обращения: 10.03.2017).
  18. Fuller C., Goodwyn A., Francis-Brophy E. Advanced skills teachers: professional identity and status // Teachers and Teaching.2013.Vol 19.№ 4.P.463–474.
  19. Global Teacher Status Index / Еd.by Dolton P., Marcenaro-Gutierrez O.London: Varkey GEMS Foundation, 2013.
  20. Hall D., Langton B. Perception of the status of the teachers.New Zealand: Ministry of Education, 2006.
  21. Hargreaves L., Cunningham M., Everton T., Hansen A., Hopper B., McIntyre D., Maddock M., Mukherjee J., Pell T., Rouse M., Turner P., Wilson L. The status of teachers and the teaching profession: Views from inside and outside the profession.Research Report 755.London: DfES, 2006.
  22. Hargreaves L., Flutter J. The Status of Teachers and the Teaching Profession: A desk-study for Education International.Unpublished manuscript, Department of Education, University of Cambridge, 2013.
  23. Symeonidis V. The status of teachers and the teaching profession a study of education unions’ perspectives.Brussels: Education International, Research Institute, 2015.
  24. Zarina S., Drelinga E., Iliško D., Krastiņa E. Teacher’s vocation and students’ attitudes towards a choice of teacher’s vocation // Society.Integration.Education.Proceedings of the International Scientific Conference.2016.Vol.I.May 27-th–28-th.P.265–274.
Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика