Социальный статус профессии учителя: самоопределение российских педагогов

3171

Аннотация

Отмечается, что в современном российском обществе наблюдается острое противоречие между высокой значимостью выполняемого труда для общества и низким профессиональным статусом педагога общеобразовательной школы.Представлены результаты социологического опроса «Профессиональная идентичность современного педагога», выполненного Сектором мониторинговых исследований ФГБОУ ВО МГППУ весной 2016 г, в которых отражается характер самооценки современными российскими учителями статуса своей профессии.Всего было опрошено 1024 педагога из общеобразовательных организаций в девяти федеральных округах РФ, кроме Крыма.Опрос проводился по трехступенчатой стратифицированной вероятностной выборке.Обращается внимание на то, что исследовательская модель социального статуса учителя включает в себя анализ трех ведущих составляющих: престиж, уважение и удовлетворенность процессом работы.Отмечается, что, согласно полученным результатам опроса, несмотря на транслируемую низкую оценку учителями социального престижа своей профессиональной группы, они воспринимают свою деятельность как уважаемую со стороны учащихся и их родителей, а также ощущают удовлетворенность результатами своего труда.

Общая информация

Ключевые слова: статус, профессия, современный учитель, самоопределение, социальный престиж, уважение, удовлетворенность работой

Рубрика издания: Педагогическое образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220406

Для цитаты: Хуснутдинова М.Р. Социальный статус профессии учителя: самоопределение российских педагогов // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 4. С. 38–48. DOI: 10.17759/pse.2017220406

Фрагмент статьи

В последние годы появилось много социологических исследований, посвященных проблемам российского учительства. Актуальность этой темы обусловлена целым рядом факторов, но один из ведущих – это противоречие между высокой значимостью выполняемого труда для общества и низким профессиональным статусом педагога общеобразовательной школы. Начиная с 90-х гг.прошлого века в российском образовании произошли существенные перемены относительно требований, предъявляемых к школьному учителю и выполняемым им функциям.Это серьезно повлияло на самоощущение педагогов себя в профессии и восприятие престижности выбранного ими направления деятельности.

Литература

  1. Аржаных Е.В., Гуркина О.А., Хуснутдинова М.Р. Отношение российских педагогов к коммерциализации школьного образования.Результаты I этапа социологического исследования [Электронный ресурс].Москва: Циркон, 2015.URL: http://www.zircon.ru/upload/ iblock/5e3/Commercialization_of_school_education_ report1_2015.pdf (дата обращения: 10.03.2017).
  2. ВЦИОМ: учителям россияне доверяют больше, чем политикам [Электронный ресурс] // РИА Новости.2013.4 октября.URL: http://ria.ru/ society/20131004/967783039.html#ixzz4BliMjbsh (дата обращения: 10.03.2017).
  3. Главные профессии, по мнению жителей России [Электронный ресурс] // Пресс выпуск Левада-центр.2013.7 июля.URL: http://www.levada.ru/old/04-07- 2013/glavnye-professii-po-mneniyu-zhitelei-rossii (дата обращения: 20.03.2017).
  4. Ильин В.А., Шабунова А.А., Леонидова Г.В. Социальное положение учительства в России // Социологические исследования.2012.№ 8.С.123–133.
  5. Коган Е.А. Удовлетворенность педагогов работой в общеобразовательных школах // Профессионалы в эпоху реформ: динамика идеологии, статуса и ценностей / Под ред.В.А. Мансурова.М.: ИС РАН, 2013.С.291–298.
  6. Колесникова Е.М. Публичный образ профессии учителя: опыты исследования и вклад в статусные показатели группы // Вестник Нижегородского университета имени Н.И.Лобачевского.Серия социальные науки.2013.№ 1 (29).С.28–34.
  7. Профессия «учитель»: вчера и сегодня [Электронный ресурс] // Пресс-выпуск.2016.№ 3185 от 26 августа.URL: http://wciom.ru/ index.php?id=236&uid=115829 (дата обращения: 10.03.2017).
  8. Российские педагоги в зеркале международного сравнительного исследования педагогического корпуса (TALIS 2013) / Под ред.Е.Ленской, М. Пинской.М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2015.240 с.
  9. Российские учителя в свете исследовательских данных / Под ред.И.Д.Фрумина, В.А.Болотова, С.Г.Косарецкого, М.Карной.М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2016.320 с.
  10. Собкин В., Адамчук Д. Какие перемены нужны современному образованию.О профессиональном самочувствии школьного учителя // Учительская газета.2015.№ 16 от 21 апреля.
  11. Условия работы и профессиональное самочувствие учителей в ситуации введения эффективного контракта.Информационный бюллетень.(Мониторинг экономики образования.№ 1 (90)).Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2016.
  12. Учитель: престиж профессии и необходимые качества.Каким должен быть современный учитель? Должны ли учителя воспитывать – или только давать знания? [Электронный ресурс] // ФОМ.Наука и образование.2014.от 5 октября.URL: http://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/11773 (дата обращения: 10.03.2017).
  13. Фуллан М. Выбор ложных движущих сил для реформы целостной системы // Вопросы образования.2011.№ 4.С.79–105.
  14. Шафранов-Куцев Г.Ф.Место учительства в стратификационной структуре современного российского общества // Социологические исследования.2016.№ 9.С.65–72.
  15. Шереги Ф.Э. Педагоги общеобразовательных организаций: труд или повинность? // Социологические исследования.2016.№ 1.C.108– 116.
  16. Яковлева Н. Образовательная услуга или учительское служение? // Родина.2014.№ 3.С. 62– 63.
  17. 65% россиян не хотят, чтобы их дети стали учителями [Электронный ресурс] // Учительская Газета.2014.12 ноября.URL: http://www.ug.ru/ news/13422 (дата обращения: 10.03.2017).
  18. Fuller C., Goodwyn A., Francis-Brophy E. Advanced skills teachers: professional identity and status // Teachers and Teaching.2013.Vol 19.№ 4.P.463–474.
  19. Global Teacher Status Index / Еd.by Dolton P., Marcenaro-Gutierrez O.London: Varkey GEMS Foundation, 2013.
  20. Hall D., Langton B. Perception of the status of the teachers.New Zealand: Ministry of Education, 2006.
  21. Hargreaves L., Cunningham M., Everton T., Hansen A., Hopper B., McIntyre D., Maddock M., Mukherjee J., Pell T., Rouse M., Turner P., Wilson L. The status of teachers and the teaching profession: Views from inside and outside the profession.Research Report 755.London: DfES, 2006.
  22. Hargreaves L., Flutter J. The Status of Teachers and the Teaching Profession: A desk-study for Education International.Unpublished manuscript, Department of Education, University of Cambridge, 2013.
  23. Symeonidis V. The status of teachers and the teaching profession a study of education unions’ perspectives.Brussels: Education International, Research Institute, 2015.
  24. Zarina S., Drelinga E., Iliško D., Krastiņa E. Teacher’s vocation and students’ attitudes towards a choice of teacher’s vocation // Society.Integration.Education.Proceedings of the International Scientific Conference.2016.Vol.I.May 27-th–28-th.P.265–274.

Информация об авторах

Хуснутдинова Маргарита Рафаильевна, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7688-0230, e-mail: husnutdinovaMR@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3122
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 3171
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3