Субъект-средовые взаимодействия с ТВ и Интернетом в контексте традиционных и современных гендерных представлений

608

Аннотация

Рассматривается связь между гендерными представлениями и субъект- средовыми взаимодействиями на примере ТВ и Интернета. Выделены объектный, субъектный и квазисубъектный типы таких взаимодействий. В исследовании приняли участие 400 респондентов, из них 40% мужчин и 60% женщин в возрасте от 18 до 65 лет, которые заполняли два онлайн опросника. Один опросник (GRBS) был направлен на оценку склонности к традиционным или современным гендерно-ролевым представлениям. Другой опросник – методика, разработанная на основе экопсихологических типов взаимодействия с информационной средой. Анализ результатов показал связь между гендерными представлениями и типами взаимодействия с ТВ и Интернетом. Установлено, что взаимодействия с ТВ чаще всего относятся к объектному типу, и реже всего – к квазисубъектному. У респондентов, имеющих традиционные гендерные взгляды, показатели по всем трем типам взаимодействий оказались более высокими, чем у респондентов, придерживающихся современных гендерных взглядов. Наличие связи между гендерными стереотипами и Интернетом обнаружено только у женщин и только в случае квазисубъектного типа взаимодействия.

Общая информация

Ключевые слова: интернет, субъект-средовые взаимодействия, ТВ, объектный, субъектный, квазисубъектный, гендерные представления, традиционные, современные

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220415

Для цитаты: Лидская Э.В., Мдивани М.О. Субъект-средовые взаимодействия с ТВ и Интернетом в контексте традиционных и современных гендерных представлений // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 4. С. 110–119. DOI: 10.17759/pse.2017220415

Фрагмент статьи

Жизнь современного человека протекает в постоянном обмене информацией между людьми и окружающей средой. С позиции экопсихологического подхода к развитию психики, «… под информационной средой понимается совокупность (или система) условий и влияний, обеспечивающих возможность удовлетворения потребности человека в разного рода информационных взаимодействиях с окружающей средой и с представляющими ее людьми (субъектами)».

Литература

  1. Грошев И.В. Рекламные технологии гендера // Общественные науки и современность.2000.№ 4.С. 172–187.
  2. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания.М.: МПСИ, 1999.310 с.
  3. Дударева А. Рекламный образ.Мужчина и женщина.М.: РИП-холдинг, 2003.222 с.
  4. Дусказиева Ж.Г. Гендерная психология: учеб.пособие.Красноярск, 2010.108 с.
  5. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: Теория и практика.СПб.: Алетейя, 2004.408 с.
  6. Мдивани М.О. Метод исследования экопсихологических взаимодействий человека с информационной средой // Акмеология.2017.№ 1(61).С.59–65.
  7. Панов В.И. Информационная среда в контексте экопсихологического подхода к развитию психики: концептуальные предпосылки [Электронный ресурс] // XII Международная научно-практическая конференция «Психология личностно-профессионального развития: современные вызовы и риски» / Под ред.Л.М.Митиной.М.: Издательство «Перо», 2016.С. 23– 27.URL: http://www.pirao.ru/images/news/2016/08/XII-Vyzovy-i-Riski.pdf (дата обращения: 11.11.2016).
  8. Сабитова Г.В., Зубенко Н.Ю. Культурно- исторический аспект определения гендерных стереотипов в психолого-педагогических исследованиях // Общество: социология, психология, педагогика.2016.№ 2.С.105–107.
  9. Сафронов Д.А. Предпочтения старшеклассников в использовании ресурсов сети интернет: гендерный подход [Электронный ресурс] // Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания».2009.№ 3(4).С.77–79.URL: http://www.grani.vspu.ru/avtor/85 (дата обращения: 12.10.2016).
  10. Скорнякова С.С. Гендерные стереотипы в средствах массовой коммуникации // Актуальные проблемы теории коммуникации: сб.науч.трудов.СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004.C.225–231.
  11. Соколова Е.А. Комплекс гендерных стереотипов в медийном портрете женщины в местной прессе // Фундаментальные исследования.2013.№ 1.С. 775–779.
  12. Соколова Е.А. Комплекс мужских стереотипных образов в газете русского провинциального города [Электронный ресурс] // Научное обозрение.Филологические науки.2014.№ 1.С.66–66.URL: http://philology.science-review.ru/ru/article/view?id=98 (дата обращения: 04.12.2016).
  13. Ashmore R.D. The social Psycology of Female – male relations: a critical analysis of central concepts.New York, 1986.Р.69–119.
  14. Basow S.A. Gender: stereotypes and roles.Pacific Grove.CA: Brooks/Cole, 1992.447 p.
  15. Brown M.J., Gladstone N. Development of a Short Version of the Gender Role Beliefs Scale // International Journal of Psychology and Behavioral Sciences.2012.Vol.2.№ 5.Р.154–158.

Информация об авторах

Лидская Элеонора Викторовна, младший научный сотрудник, Лаборатория экопсихологии развития и психодидактики, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0239-1960, e-mail: elidskaya@gmail.com

Мдивани Марина Отаровна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, лаборатория экопсихологии развития и психодидактики, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (ФГБНУ «ФНЦ ПМИ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1573-0359, e-mail: mdivanim@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1994
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 608
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1