Модель психолого-педагогической экспертизы в системе образования

1590

Аннотация

В статье представлено описание подходов к организации психолого-педагогической экспертизы в системе образования как разновидности гуманитарной экспертизы.Результаты проведенного анализа научно-теоретических и законодательно-нормативных оснований психолого-педагогической экспертизы в системе общего образования показали отсутствие единого подхода к определению понятия «психолого-педагогическая экспертиза в системе образования».Авторами статьи была проведена систематизация научных подходов, нормативных и методологических оснований психолого-педагогической экспертизы, которая позволила сформулировать цель, задачи, объект, предмет и основные направления (предметные виды) психолого-педагогической экспертизы в системе образовании и описать модель данного вида экспертизы.

Общая информация

Ключевые слова: экспертиза в образовании, психолого-педагогическая экспертиза, модель психолого-педагогической экспертизы

Рубрика издания: Педагогическая психология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220411

Для цитаты: Умняшова И.Б., Сафуанов Ф.С. Модель психолого-педагогической экспертизы в системе образования // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 4. С. 75–83. DOI: 10.17759/pse.2017220411

Фрагмент статьи

В федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) общего образования психолого-педагогическая экспертиза определяется как одна из форм сопровождения, способствующая созданию психолого-педагогических условий, необходимых для их реализации.Для образовательной организации актуальны раннее вы явление различных отклонений в поведении и психическом развитии детей и подростков, социальных рисков и психологических угроз, влияющих на формирование девиантного поведения у детей и подростков; определение границ профессиональной компетенции педагогических работников, осуществляющих психолого-педагогическую экспертизу в системе общего образования; создание системы межведомственного взаимодействия по вопросам раннего выявления и разработки программы превентивных и/или коррекционно-развивающих мер.

Литература

  1. Иванченко Г.В., Леонтьев Д.А., Сафуанов Ф.С., Тульчинский Г.Л. К системной методологии комплексной гуманитарной экспертизы // Труды Ярославского методологического семинара.Т. 3.Метод психологии / Под ред.В.В.Новикова, Н.Н. Карицкого, В.В.Козлова, В.А.Мазилова.Ярославль: МАПН, 2005.С.89–110.
  2. Леонтьев Д.А., Иванченко Г.В. Комплексная гуманитарная экспертиза: методология и смысл.М.: Смысл, 2008.135 с.
  3. Профессиональный кодекс учителя [Электронный ресурс] // Учительская газета.2010.№ 5.URL: http://www.ug.ru/archive/34928 (дата обращения: 03.08.2017).
  4. Сафуанов Ф.С. Гуманитарная экспертология: актуальные проблемы и перспективы // Экспертиза в современном мире: от знания к деятельности / Под ред.Г.В.Иванченко, Д.А.Леонтьева.М.: Смысл.2006.С.51–62.
  5. Сафуанов Ф.С. Заказное исследование // Человек.2005.№ 2.С.83–88.
  6. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе.М.: Гардарика, Смысл, 1998.192 с.
  7. Сафуанов Ф.С.Судебно-психологическая экспертиза: учебник для академического бакалавриата.М.: Юрайт.2014.421 с.Серия: Бакалавриат.Академический курс.
  8. Умняшова И.Б. Многопрофильная психологическая служба образовательного учреждения // Справочник заместителя директора школы.2009.№ 10.С.21–39.
  9. Умняшова И.Б. Научные основания психолого-педагогической экспертизы в системе образования // Психология образования: научный альманах / Отв.ред.Р.Е.Барабанов; Московский финансово-юридический университет МФЮА.М.: МФЮА, 2016.С.123–132.
  10. Умняшова И.Б. Психолого-педагогическая экспертиза в системе образования: основные направления и подходы // Психологическая наука и образование.2017.Т.22.№ 3.С.5–18.
  11. Умняшова И.Б. Психолого-педагогическая экспертиза в системе образования: предмет и содержание [Электронный ресурс] // PEM: Psychology.Educology.Medicine.2016.№ 3.URL: pem.esrae.ru/13-156 (дата обращения: 03.08.2017).
  12. Умняшова И.Б., Гильяно А.С., Кузнецова А.А., Новикова Г.В., Мурафа С.В. Анализ соблюдения принципов профессиональной этики специалистами Службы практической психологии образования РФ // Вестник практической психологии образования.2016.№ 2 (47).С.19–26.
  13. Умняшова И.Б., Егоров И.А. Нормативные основания организации психолого-педагогической экспертизы в системе образования Российской Федерации [Электронный ресурс] // Психология и право.2016.Т.6.№ 3.С.162–177.doi:10.17759/ psylaw.2016060312
  14. Умняшова И.Б., Егоров И.А. Междисциплинарный консилиум образовательной организации как вид психолого-педагогической экспертизы в системе образования // Вестник практической психологии образования.2016.№ 3 (48).С.11–17.

Информация об авторах

Умняшова Ирина Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, председатель, региональное отделение г. Москвы, Федерация психологов образования России (Общественная организация «Федерация психологов образования России»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4132-3362, e-mail: mofpor@gmail.com

Сафуанов Фарит Суфиянович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой клинической и судебной психологии факультета юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), руководитель лаборатории психологии, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П. Сербского»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1703-7956, e-mail: safuanovf@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2580
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 1590
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3