Мотивация профессионального выбора как компонент профессиональной субъектности педагога

1712

Аннотация

Поднимаются вопросы анализа факторов, определяющих выбор образовательной организации высшего образования и будущей профессии абитуриентами вуза, на примере ТГПУ имени Л.Н. Толстого. Обращается внимание на то, что вопрос мотивов профессионального выбора является приоритетным в анализе условий становления профессиональной субъектности. В исследовании приняли участие 62% всех первокурсников и 85% поступивших на педагогические направления подготовки. Исследование проводилось с с помощью разработанной автором анкеты «Мотивы выбора вуза», «Методики определения мотивации учения студентов» В.Г. Каташева, и методики «Изучение мотивации профессиональной деятельности» К. Замфира в модификации А.А. Реана. Констатируется, что большинство делают выбор, основываясь на эмоциональном отношении к профессиональной сфере и в целом оно положительное. Обнаружено, что у большинства будущих педагогов доминируют значимые внутренние и внешние положительные мотивы. Обозначена необходимость выявления универсальных критериев, которые бы помогли обнаружить предпосылки к успешной самореализации в профессии в процессе обучения в вузе и, следовательно, обнаружить механизмы управления этим процессом. Предложены возможные формы, активизирующие сферы профессиональной самоориентации в вузе.

Общая информация

Ключевые слова: мотивация профессионального обучения и профессионального выбора, профессиональная педагогическая субъектность

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220502

Для цитаты: Будникова С.П. Мотивация профессионального выбора как компонент профессиональной субъектности педагога // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 5. С. 14–22. DOI: 10.17759/pse.2017220502

Фрагмент статьи

Гуманизация в сфере профессиональной педагогической деятельности становится все более очевидной необходимостью на современном этапе развития общества. Технократический подход и попытки превращения образования в сферу услуг приводят к выхолащиваю из него главного — созидания человеческого в человеке. Без должного внимания к подготовке будущих учителей, полагаем, будет бесперспективна реформа школьного обучения.

Литература

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А., Розум С.И.Психология и педагогика: Учебник. СПб.: Питер,2008. 432 с.
  2. Диагностика профессионального становления личности: учеб.-метод. пособие: в 3 ч. Ч. 3. / Сост. Я.С.С унцова, О.В. Кожевникова. Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2012. 144 с.
  3. Крылова М.А. Особенности профессиональной ориентации старшеклассников на получение педагогического образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Т. 7. № 1. С. 190—198. URL:http://psyedu.ru/journal/2015/1/Krylova.phtml (дата обращения: 02.05.2017).
  4. Каташев В.Г. Исследование мотивации профессионального обучения [Электронный ресурс] // Разработка модели системы воспитания в высшем учебном заведении (на опыте Казанского государственного университета): отчет о научно-исследовательской работе. Казань, 2002. URL:http://old.kpfu.ru/infres/nikolaev/2002/gl2_2_1.htm (дата обращения: 07.03.2017).
  5. Марголис А.А., Аржаных Е.В., Гуркина О.А.,Новикова Е.М. Готовность педагогов к введению профессионального стандарта: результаты социологического исследования // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 2. C. 22—34.doi: 10.17759/ pse.2016210204
  6. Рубцов В.В. Модернизация педагогического образования: психолого-педагогическое направление // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2012. № 2. С. 22—25.
  7. Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. М., 2005. 180 c.
  8. Татенко В.А. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы // Психологический журнал. 2005. Т. 16. № 3. С. 23—34.
  9. Hargreaves A., Goodson I. Educational Change over Time? The sustainability and non-sustainability of three decades of secondary school change and continuity // Educational Administration Quarterly. 2006. Vol. 42(1). P. 3—41.
  10. Hargreaves A. Professional capital: Transforming teaching in every school / A. Hargreaves, M. Fullan. M.; N.Y.: Teachers College Press, Abingdon; Routledge, 2012. 240 p.

Информация об авторах

Будникова Светлана Петровна, кандидат психологических наук, Доцент, доцент кафедры психологии и педагогики факультета психологии, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, директор Департамента профессиональной ориентации и содействия трудоустройству выпускников, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Тула, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4942-175X, e-mail: svpbu@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3293
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 1712
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 4