Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологические аспекты влияния игровой виртуальной реальности на формирование образа Я у младших школьников 1123

Пахомова В.Г., ассистент кафедры глубинной психологии и психотерапии факультета психологии, Таврическая академия Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, Симферополь, Россия, planet-vi@mail.ru

Аннотация

Обсуждается проблема взаимодействия современного ребенка младшего школьного возраста с полем игровой виртуальной реальности, в контексте которой представлены результаты эмпирического исследования специфики влияния виртуальной игровой реальности на образ Я у младших школьников. Полученные данные позволили автору выделить различия в особенностях образа Я у младших школьников — активных и неактивных пользователей компьютерных игр. Установлено, что у активных пользователей ролевых компьютерных игр выявлены изменения в восприятии образа Я, выражающиеся в идентификации с компьютерными персонажами в соответствии с их индивидуально-психологическими характеристиками, тогда как для пользователей неролевых компьютерных игр такого рода идентификации не характерны. Обращается внимание на то, что младших школьников — неактивных пользователей компьютерных игр отличает позитивное самопринятие, отсутствие ощущения тревоги и покинутости, тогда как активных пользователей компьютерных игр младшего школьного возраста характеризуют неадекватная самооценка, ощущение тревоги, склонность к самореализации в поле игровой виртуальной реальности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Психологические исследования проблемы взаимодействия субъекта с полем виртуальной реальности ведутся с начала 90-х гг. прошлого века и с каждым годом их интенсивность растет. Вопросами изучения виртуальности занимались такие известные ученые, как В.С. Бабенко, А.И. Воронов, О.И. Генисаретский, Ф.И. Гиренок, Ю.П. Зинченко, Г.Я. Меньшикова, Н.А. Носов и многие другие. Виртуальная реальность непосредственно сопряжена с таким феноменом, как игра. Игровые универсалии всегда представляют собой отражение присущей ей эпохи.

Литература
  1. Агибалова Н.И. Особенности компьютерной игровой зависимости среди подростков. М.: Молодой ученый, 2014. № 20. С. 547—549.
  2. Богомолова Е.И. Личностная идентичность в условиях виртуализации бытия // Человек. Сообщество. Управление. 2014. № 2. С. 104—119.
  3. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция / Перевод с франц. О.А. Печенкина. Тула, 2013. 204 с.
  4. Белозеров С.А. Виртуальные миры: анализ содержания психологических эффектов аватар- опосредованной деятельности [Электронный ресурс] // Экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 1. URL: http://psyjournals.ru/exp/2015/n1/75584. shtml (дата обращения: 01.10.2015).
  5. Войскунский А.Е., Аветисова А.А. Традиционные и современные исследования игрового поведения [Электронный ресурс] // Методология и история психологии. 2009. № 4. URL: http://psyjournals. ru/mip/2009/n4/43738.shtml (дата обращения: 01.10.2015).
  6. Воронов А.И. Философский анализ понятия «виртуальная реальность»: дисс. … канд. филос. наук. СПб., 1999. 197 с.
  7. Выготский Л.С. Из записок конспекта Л.С. Выготского к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.
  8. Гиренюк Ф.И. Симуляция и символ: вокруг Ж. Д елеза // Социо-Логос постмодернизма. Альманах Российско-французского центра социологических исследования Института социологии РАН. М.: Институт экспериментальной социологии, 1996. С. 223.
  9. Демильханова А.М. Влияние виртуальной реальности на образ Я: на примере ролевых компьютерных игр: автореф. дисс. … канд. психол. наук. Ярославль, 2009. 24 с.
  10. Емелин В.А., Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш.Психологические последствия развития информационных технологий // Национальный психологический журнал. 2012. №1. С. 81—87.
  11. Жилинская А.В. Интернет как ресурс для решения задач подросткового возраста: обзор психологических исследований [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Jilinskaya.phtml (дата обращения: 18.09.2015).
  12. Иванов М.С. Психология самореализации личности в компьютерной игровой деятельности. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. 152 с.
  13. Коваль Т.В. Особенности межличностных взаимодействий у подростков, склонных и не склонных к развитию компьютерной зависимости [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. №4. URL: http://psyedu.ru/journal/2012/4/3149.phtml (дата обращения: 21.09.2015).
  14. Колотилова И.В. Индивидуально-психологические характеристики подростков, увлеченных ролевыми компьютерными играми: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2009. 234 с.
  15. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. М.: Просвещение; АСТ , 1998. 462 с.
  16. Лакан Ж. Четыре основные понятия психоанализа. Семинары: Книга XI (1964) / Пер. с фр. А. Черноглазова. М.: Гнозис, 2004. 304 с.
  17. Липков А.И. Ящик Пандоры: феномен компьютерных игр в мире и в России. М.: ЛКИ, 2008.132 с.
  18. Носов Н.А. Психология виртуальных реальностей // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 91—99.
  19. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика: методики и тесты. Самара: БАХ РАХ -М, 2001. 672 с.
  20. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
  21. Тендрякова М.В. Старые и новые лики игры: игровая специфика виртуального пространства [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2008. № 2. URL: http://psyjournals.ru/ kip/2008/n2/Tendryakova.shtml (дата обращения: 01.10.2015).
  22. Тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой) // Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре / Под ред. Т.В. Румянцевой. СПб.: Питер, 2006. С. 82—103.
  23. Трафимчик Ж.И. Образы «Я» как подструктуры Я-концепции у молодых людей с игровой компьютерной зависимостью [Электронный ресурс] // Психология телесности: теоретические и практические исследования. 2009. URL: http:// psyjournals.ru/psytel2009/issue/40809_full.shtml (дата обращения: 01.10.2015).
  24. Хайбулина Э.И. Информационная безопасность личности в виртуальном пространстве эпохи постмодерна // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2012. № 11. С. 159—164.
  25. Шмелев А.Г. Мир поправимых ошибок // Вычислительная техника и ее применение. № 3. М.: МГУ , 2008.
  26. Щур В.Г. Методика изучения представления ребенка об отношении к нему других людей // Психология личности: теория и эксперимент. М.: Педагогика, 1982. С. 108—114.
  27. Янг К. Диагноз — Интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000. № 2. С. 24—29.
  28. Zinchenko Yu.P., Menshikova G.Ya., Bayakovskii Yu.M., Chernorizov A.M., Voiskunsky A.E. Virtual reality technology in the context of world and national psychology: methodological aspects, achievements and prospects // National Psychological Journal. 2010. Vol. 1. № 3. Р. 54—62
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика