Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Специфика отношения учителей к учащимся с разным статусом в школьном классе 758

Сачкова М.Е., доктор психологических наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, ФГБОУ ВО РАНХиГС, Москва, Россия, msachkova@mail.ru

Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования отношения учителей общеобразовательных организаций к учащимся с разным статусом в школьном классе. Особое внимание уделено вопросу оценивания педагогами среднестатусных членов ученических групп. В исследовании применялся комплекс социально-психологических методик: параметрическая социометрия, аутосоциометрия, параметрическая референтометрия, аутореферентометрия, методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе, «Техника репертуарных решеток» Дж. Келли (модифицированный вариант). Участниками исследования стали 126 учителей школ Москвы, преподающих в 5—11 классах с трудовым стажем от 3 до 38 лет. Установлено, что педагоги, в целом, адекватно оценивают статусную структуру школьного класса, однако слабо дифференцируют категорию среднестатусных учащихся. Обсуждаются также результаты исследования особенностей эмоционального отношения педагогов к учащимся в зависимости от их статуса в ученической группе.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проблему отношений между учителями и учащимися в педагогической, возрастной и социальной психологии, безусловно, можно назвать традиционной. К данному вопросу обращалось большое число как отечественных, так и западных исследователей — педагогов и психологов. В трудах А.А. Бодалева, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, И.В. Дубровиной, В.А. Кан-Калика, Г.А. Ковалева, Я.Л. Коломинского, М.Ю. Кондратьева, А.А. Леонтьева, А.К. Марковой, А.В. Петровского, А.М. Прихожан, Р.Х. Шакурова, Р. Бернса, К. Роджерса и многих других авторов была показана значимость изучения феномена педагогического общения, а также выявлены факторы оптимизации взаимоотношений педагогов и учеников.

Литература
  1. Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е.С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга: учеб. пособие. Л.: ЛГУ , 1983. 103 с.
  2. Забродин Ю.М., Гаязова Л.А., Сергоманов П.А.Дифференцированные уровни квалификации педагога и структура профессионального стандарта педагога // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 2. С. 59—65. doi: 10.17759/pse.2016210207
  3. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): учеб. пособие. 2-е изд., доп. Мн.: ТетраСистемс, 2000. 432 c.
  4. Крушельницкая О.Б., Орлов В.А., Сачкова М.Е.Социальная психология образования как отрасль научного знания [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psiedu.ru. 2013. № 2. С. 1—14. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n2/61292.shtml (дата обращения: 16.10.2017).
  5. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб.: Питер, 2005. 304 c.
  6. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: ЗАО Издательство «Питер», 1999. 416 c.
  7. Сачкова М.Е. Среднестатусный учащийся: онтогенетический аспект анализа. М.: Янус-К, 2011. 160 с.
  8. Сачкова М.Е., Васькова О.В. Взаимосвязь статусной дифференциаии и сплоченности в ученических группах // Социальная психология и общество. 2013. № 1. С. 92—103.
  9. Цуканова Е.В. Влияние межличностных отношений на процесс общения в условиях совместной деятельности // Проблема общения в психологии / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Наука, 1981. С. 148—167.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика