Субъективное благополучие у детей: инструменты измерения и возрастная динамика

3925

Аннотация

Статья посвящена методам измерения субъективного благополучия у детей и подростков, а также общим тенденциям, выявляемым при помощи разных методик. В первую часть обзора вошли несколько методик, которые демонстрируют разнообразие подходов к измерению субъективного благополучия: многомерные и одномерные составные шкалы, а также шкалы, состоящие из одного пункта. Рассматривается опыт адаптации «взрослых» методик измерения субъективного благополучия для использования на выборках детей. Обсуждаются различия в оценке субъективного благополучия самими детьми и их родителями, фиксируемые при помощи ряда методик. Во второй части обзора рассматриваются вопросы динамики субъективного благополучия, которую должны фиксировать психометрические инструменты. Обсуждаются гипотезы о стабильности уровня субъективного благополучия (гомеостатически поддерживаемое настроение, сет-поинт благополучия), а также результаты эмпирических исследований динамики нормативных значений уровня благополучия от дошкольного к старшему подростковому возрасту.

Общая информация

Ключевые слова: субъективное благополучие, качество жизни, детские возраста, согласованность оценок родителей и детей

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220606

Тематический сетевой сборник: Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений

Для цитаты: Арчакова Т.О., Веракса А.Н., Зотова О.Ю., Перелыгина Е.Б. Субъективное благополучие у детей: инструменты измерения и возрастная динамика // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 6. С. 68–76. DOI: 10.17759/pse.2017220606

Фрагмент статьи

Субъективное (психологическое) благополучие (subjective well-being) описывается через ключевые характеристики: оно основано на личном опыте человека, его восприятии и оценке этого опыта, включает в себя позитивные аспекты, а не просто отсутствие негативных, отражается в обобщенной оценке — «удовлетворенности жизнью», а также в личностных установках по отношению к жизни. В данной статье понятие качество жизни (quality of life) используется как синоним благополучия.

Литература

  1. Водяха С. Особенности психологического благополучия старшеклассников// Психологическая наука и образование.2013.№ 6.С.114—120.
  2. Загвоздкина Т. Образ семьи у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях различного социально-экономического статуса: Автореф.дис.… канд.психол.наук.М., 2016.26 с.
  3. Зеликсон Д.И. Влияние позитивных психологических интервенций на субъективное благополучие подростков // Российский психологический журнал.2015.Т.12.№ 3.С.33—39.
  4. Хащенко В. Субъективное экономическое благополучие и его измерение: построение опросника и его валидизация // Экспериментальная психология.2011.Т.4.№ 1.C.106—127.
  5. Casas F. Children’s quality of life, 2007 [Eltktronnyi resurs] //URL: http://www.childresearch.net/RESOURCE/RESEARCH/2007/exfile/CASAS.pdf (Accessed 10.04.2017).
  6. Cummins R. The domains of life satisfaction: An attempt to order chaos// Social Indicators Research.1996.Vol.38.№ 3.P.303—328.doi: 10.1007/ bf00292050.
  7. Cummins R.A., Nistico, H. Maintaining life satisfaction: The role of positive bias //Journal of Happiness Studies.2002.№ 3.P.37—69.
  8. Cummins R., Lau A.L.D. Personal Wellbeing Index — School Children (English): 3rd ed.Melbourne, Australia: Deakin University, 2005.16 p.
  9. Cummins R.A. Subjective wellbeing, homeostatically protected mood and depression: A synthesis// Journal of Happiness Studies.2010.№ 11.P.1—17.
  10. Cummins R.A., Li N., Wooden M., Stokes M. A demonstration of set-points for Subjective Wellbeing// Journal of Happiness Studies.2013.Vol.15.№ 1.P. 183—206.doi: 10.1007/s10902-013-9444-9.
  11. Davis E., Young D., Waters E., Gold L. Children and Adolescents, Measuring the Quality of Life of // International Encyclopedia of Public Health: 2nd ed.Singapore: Academic Press, 2017.P.539—545 doi: 10.1016/B978-0-12-803678-5.00066-7.
  12. Diener E. Subjective well-being //Psychological Bulletin.1984.Vol.95.№ 3.P.542—575.
  13. Ellert U., Ravens-Sieberer U., Erhart M., Kurth B.M.Determinants of agreement between self-reported and parent-assessed quality of life for children in Germany-results of the German Health Interview and Examination Survey for Children and Adolescents (KiGGS) // Health and Quality of Life Outcomes.2011.№ 9.P.102.doi:10.1186/1477-7525-9-102.
  14. Erhart M., Ellert U., Kurth B.-M., Ravens-Sieberer U. Measuring adolescents’ HRQoL via self reports and parent proxy reports: an evaluation of the psychometric properties of both versions of the KINDL-R instrument // Health and Quality of Life Outcomes.2009.№ 7.P.77.doi: 10.1186/1477-7525-7-77.
  15. Ferran C., Gonzalez M., Navarro D. Social Psychology and Child Well-Being // A.Ben-Arieh et al.(Eds.) Handbook of Child Well-Being.Dordrecht: Springer Science+Business Media, 2014.P.513—554.doi: 10.1007/978-90-481-9063-8_187.
  16. Garbarino J., Stott F.M. What Children Can Tell Us.Chicago: Jossey-Bass, 1989.408 p.
  17. Gutman L.M., Brown J., Akerman R., Obolenskaya P. Change in wellbeing from childhood to adolescence: risk and resilience, 2010 [Eltktronnyi resurs] // URL: http://www.dcsf.gov.uk/research/data/uploadfiles/ DCSF-WBL1001-Brief.pdf (Accessed 10.04.2017).
  18. Guyatt G.H., Juniper E.F., Griffith L.E. Children and adult perceptions of childhood asthma // Pediatrics.1997.№ 99.P.165—168.
  19. Huebner E. Preliminary development and validation of a multidimensional life satisfaction scale for children// Psychological Assessment.1994.№ 6.P.146—158.
  20. Kuczynski L., Marshall S., Schell K. Value socialization in bidirectional context // J.E.Grusec, L. Kuczynski (eds).Parenting and Children’s Internalization of Values.A Handbook of Contemporary Theory.N.Y.: Wiley, 1997.P.23—50.
  21. Lawford J., Volavka N., Eiser C. A generic measure of Quality of Life for children aged 3±8 years: results of two preliminary studies // Pediatric Rehabilitation.2001.Vol.4.№ 4.P.197—207.doi: 10.1080/13638490210124033.
  22. Levin K.A., Currie C. Reliability and validity of an adapted version of the cantril ladder for use with adolescent samples // Social Indicators Research.2013.№ 119.P.1047.doi:10.1007/s11205-013-0507-4.
  23. Lykken D., Tellegen A. Happiness is a stochastic phenomenon // Psychological Science.1996.№ 7.P. 186—189.doi: 10.1111/j.1467-9280.1996.tb00355.x.
  24. Massey E.K., Gebhardt W.A., Garnefski N. Self-generated goals and goal process appraisals: Relationships with sociodemographic factors and well-being // Journal of Adolescence.2009.№ 32.P.501—518.
  25. Peterson C. The future of optimism// American Psychologist.2000.Vol.55.№ 1.P.44—55.doi: 10.1037/0003-066x.55.1.44.
  26. Pollard E.L., Lee P.D. Child well-being: A systematic review of the literature // Social Indicators Research.2003.Vol.61.№ 1.P.59—78.
  27. Ravens-Sieberer U., Devine J., Bevans K., Riley A.W., Moon J.H., Salsman J.M., Forrest C.B. Subjective well-being measures for children were developed within the PROMIS project: presentation of first results // Journal of Clinical Epidemiology.2014.Vol.67.№ 2.P.207—218.
  28. Rees G. et al. Understanding Children’s Well- Being: A national survey of young people’s well-being / Rees G., Bradshaw J., Goswami H., Keung A.L.: The Children’s Society, 2009.94 p.
  29. Russell J.A. Core affect and the psychological construction of emotion // Psychological Review.2003.№ 1.P.145—172.
  30. Seligson J.L., Huebner E.S., Valois R.F. An investigation of a brief life satisfaction scale with elementary school children // Social Indicators Research.2005.Vol.73.№ 3.P.355—374.doi: 10.1007/s11205- 004-2011-3.
  31. Tellegen A., Lykken D.T., Bouchard T.J.J., Wilcox K., Segal N., Rich S. Personality similarity in twins reared apart and together // Journal of Personality and Social Psychology.1998.№ 54.P.1031—1039.
  32. Thompson S.C., Thomas C., Rickabaraugh C.A., Tantamjarik P., Otsuki T., Pan D. Primary and secondary control over age-related changes in physical appearance // Journal of Personality.1998.Vol.66.№ 4.P.583—605.
  33. Tomyn A. Youth Connections.Subjective Well- Being Report.Australia: RMIT University, 2014 [Eltktronnyi resurs] // URL: https://docs.education.gov.au/system/files/doc/other/10the_subjective_wellbeing_ of_young_peole_in_youth_connections.pdf (Accessed 10.04.2017).
  34. Tomyn A.J., Cummins R.A. Subjective wellbeing and homeostatically protected mood: Theory validation with adolescents // Journal of Happiness Studies.2011.№ 12.P.897—914.doi: 10.1007/ s10902-010-9235-5.
  35. Upton P., Lawford J., Eiser C. Parent-child agreement across child health-related quality of life instruments: a review of the literature // Quality of Life Research.2008.Vol.17.№ 6.P.895—913.doi:10.1007/s11136-008-9350-5.
  36. Vance Y., Morse R., Jenney M. Methodological issues in measuring quality of life in childhood cancer: Measures, proxies and parental mental health// Journal of Child Psychology and Psychiatry.2001.№ 42.P. 661—667.
  37. Zotova O.Yu., Karapetyan L.V. Occupation as a factor of personality subjective wellbeing // Psychology in Russia: State of the Art.2015.Vol.8.№ 2.P.126— 136.doi: 10.11621/pir.2015.0211.

Информация об авторах

Арчакова Татьяна Олеговна, психолог-методист, Благотворительный детский фонд «Виктория», Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6161-2946, e-mail: tatyana.archakova@gmail.com

Веракса Александр Николаевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), заместитель директора, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7187-6080, e-mail: veraksa@yandex.ru

Зотова Ольга Юрьевна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной психологии факультета социальной психологии, Гуманитарный университет, Екатеринбург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5607-6317, e-mail: oiambusheva@mail.ru

Перелыгина Елена Борисовна, доктор психологических наук, профессор, декан факультета социальной психологии, зав.кафедрой социальной психологии, Гуманитарный университет, Екатеринбург, Россия, e-mail: elena_sutkina@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4022
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 3925
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 20