Кросскультурный подход к исследованию регуляторно-личностных предикторов агрессии

893

Аннотация

Приводятся данные эмпирического исследования взаимосвязи агрессивных проявлений с регуляторно-личностными характеристиками педагогов. Выдвигаются предположения о том, что особенности агрессивных проявлений обусловлены личностными особенностями и культурным контекстом жизнедеятельности педагогов, уровень развития личностно-регуляторных характеристик также имеет социокультурную обусловленность. Материалы исследования получены на выборке, в которую вошли 278 педагогов в возрасте от 20 до 72 лет из Ставропольского и Краснодарского краев, из республик Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкессия, Кабардино- Балкария. Обращается внимание на то, что система методов исследования строилась на интеграции номотетического и идеографического подходов и включала в себя наблюдение и психологическое тестирование. Установлено, что существуют различия в агрессивных проявлениях у респондентов из разных регионов юга России; уровень сформированности системы осознанной саморегуляции не инвариативен и имеет кросскультурную специфику. Делается вывод о том, что значимыми предикторами управления агрессией выступают показатели осознанной саморегуляции (планирование, оценка результатов), расовая толерантность и сдерживание активности в рискованных ситуациях.

Общая информация

Ключевые слова: кросскультурный подход, социокультурная идентичность, жизненные ценности, осознанная саморегуляция, агрессия, педагоги , регуляторно-личностные предикторы

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220608

Для цитаты: Банщикова Т.Н., Фомина Е.А., Моросанова В.И. Кросскультурный подход к исследованию регуляторно-личностных предикторов агрессии // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 6. С. 87–98. DOI: 10.17759/pse.2017220608

Фрагмент статьи

Проблема агрессии затрагивает все стороны жизнедеятельности человека. «Агрессия — доминирующий способ существования человека <…..> чем более ”цивилизованным” становится человек, тем агрессивнее себя ведет. Арсенал паттернов агрессивности не поддается учету и исчерпывающему описанию».

Литература

  1. Банщикова Т.Н., Моросанова В.И. Региональная специфика индивидуально-типологических особенностей взаимосвязи саморегуляции и агрессии у педагогов // Вестн.Северо-Кавказ.фед.ун-та.2016.№ 1 (52).С.114—121.
  2. Батаршев А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика.М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.336 с.
  3. Берри Д. и др.Кросс-культурная психология.Исследования и применение / Берри Д., Пуртинга А., Сигалл М., Дасен П.Харьков: Гуманитарный центр, 2007.560 с.
  4. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна.Примитив.Ребенок.М.: Педагогика-Пресс, 1993.224 с.
  5. Кудрявцев И.А., Ратинова Н.А. Криминальная агрессия (экспертная типология и судебно- психологическая оценка).М.: Изд-во Моск.ун-та, 2000.192 c.
  6. Моросанова В.И. Индивидуальные особенности и саморегуляция агрессивного поведения // Вопросы психологии.2009.№ 3.С.45—55.
  7. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): Руководство.М.: Когнито-Центр, 2004.44 с.
  8. Моросанова В.И., Гаралева М.Д. Проявление саморегуляции в различных видах агрессивного поведения // Журнал прикладной психологии.2004.№ 6.С.12—19.
  9. Семечкин Н.И. Агрессия — доминирующий способ существования человека // Ананьевские чтения — 2011.Социальная психология и жизнь: Материалы научной конференции (г.Санкт- Петербург, 18—20 октября 2011 г.) / Отв.ред.А.Л. Свенцицкий.СПб.: Изд-во Санкт-Петербург.ун-та, 2011.С.31—33.
  10. Сопов В.Ф., Карпушина Л.В. Морфологический тест жизненных ценностей // Прикладная психология.2001.№ 4.С.9—30.
  11. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Методы этнической и кросскультурной психологии: Учебно-метод.пособие.М.: Издат.дом Высшей школы экономики, 2011.238 с.
  12. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.М.: Республика, 1994.551 с.
  13. Эйдемиллер Э.Г., Кулаков С.А., Черемисин О.В. Саморазрушающее поведение у подростков: пути исследования, проблемы и разработка методов психотерапии // Саморазрушающее поведение у подростков.Л.: Изд-во «Ленинградский психоневрологический институт», 1991.С.112— 117.
  14. Berry J.W., Poortinga Y.H., Pandey J. Handbook of Cross-cultural Psychology: Basic Processes and Human Development^ 2nd ed.Boston, MA: Allyn and Bacon, 1997.P.41—68.
  15. Buss A.H., Durkee A. An inventory for assessing different kinds of hostility // Journal of Consulting Psychology.1957.№ 21.P.343—348.
  16. Dorsky F., Taylor S. Physical aggression as a function of manifest anxiety //Psychonomic Science.1972.№ 27.P.103—104.
  17. Knott P.D., Lasater L., Shuman R. Aggression-guilt and conditionability for aggressiveness// Journal of Personality.1974.№ 42.P.332—344.
  18. Matsumoto D., van de Vijver F.J.R. (Eds.).Cross-cultural Research Methods in Psychology.Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2011.P.46—70.

Информация об авторах

Банщикова Татьяна Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, руководитель научно-образовательного центра психологического сопровождения личностно-профессионального развития, Северо-Кавказского федерального университета, Ставрополь, Россия, e-mail: sevkav@mail.ru

Фомина Елена Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования, Северо-Кавказского федерального университета, Ставрополь, Россия, e-mail: fea30@mail.ru

Моросанова Варвара Ильинична, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии саморегуляции, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ «Психологический институт РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7694-1945, e-mail: morosanova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2044
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 893
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4