Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Развитие способности подростка к саморегуляции в образовательном процессе школы 1184

Попова С.И., доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского сектора, Череповецкого государственного университета, Череповец, Россия, psvetlana2015@mail.ru

Аннотация

Проблема развития способности подростка к саморегуляции представлена как процесс поддержки благоприятных и преобразования неблагоприятных эмоциональных состояний, адекватных выстраиваемой совместной деятельности. Обращается внимание на то, что поскольку проживание учащимся интенсивных эмоциональных состояний препятствует его личностному становлению, задача развития саморегуляции является особенно актуальной. Проверялось предположение о том, что развитие саморегуляции способствует овладению подростком способностями распознавать и интерпретировать эмоциональные состояния, расширению спектра используемых им способов. Утверждается, что создание подростком оперативных образов объекта в конкретной ситуации оказывает опосредованное влияние на преобразование проживаемых им эмоциональных состояний. Выявленные психолого-педагогические условия реализовывались в социально-ролевых формах групповой деятельности, методах и средствах развития саморегуляции. На основе выделенных критериев оценивается эффективность развития способности подростка к саморегуляции, анализируются результаты опытно-экспериментальной работы. Делается вывод о том, что идеи, представленные в статье, могут быть использованы при формировании регулятивных универсальных учебных действий с позиций развития у школьника способности произвольно и осознанно регулировать эмоциональные состояния в условиях реализации ФГОС основного общего образования.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Неустойчивость социальной ситуации в мире, переоценка многих нравственных ориентиров вызывают постоянное напряжение человека. Длительное проживание школьником острых и интенсивных эмоциональных состояний опасно для него самого и окружающих.

Литература
  1. Акопян Л.С. Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов): Автореф.дис.… д-ра психол.наук.Самара, 2011.55 с.
  2. Большой психологический словарь / Сост.и общ.ред.Б.Мещеряков, В.Зинченко.СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2003.672 с.
  3. Власова Н.В. Особенности регуляции эмоций в подростковом возрасте (на примере воспитанников кадетской школы-интерната) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru.2017.Т.9.№ 2.С.70—83 doi: 10.17759/ psyedu.2017090207.
  4. Данилков А.А. Ситуативная тревожность у детей: возникновение и генезис, диагностика и опыт преодоления.Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2006.270 с.
  5. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции.СПб.: Питер, 2006.208 с.
  6. Конопкин О.А. Психические механизмы регуляции деятельности.М: Ленанд, 2011.265 с.
  7. Моросанова В.И. Развитие теории осознанной саморегуляции: дифференциальный подход // Вопросы психологии.2011.№ 3.С.132—144.
  8. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред.А.А.Бодалева.М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011.400 с.
  9. Овчарова Р.В. Практическая психология образования.М.: Изд.центр «Академия», 2005.448 с.
  10.  Ошанин Д.А. Концепция оперативности отражения в инженерной и общей психологии // Д.А. Ошанин и современная психология: к 100-летию со дня рождения Д.А.Ошанина / Под ред.В.И.Панова и Н.Л.Мориной.М.; Обнинск: ИГ- СОЦИН, 2008.С. 7—27.
  11.  Попова С.И. Концепция педагогического регулирования эмоционального состояния школьника.Череповец: ЧГУ, 2013.173 с.
  12.  Попова С.И. Педагогическое регулирование эмоциональных состояний школьника: Дис.… д-ра пед.наук.М., 2016.484 с.
  13.  Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст.СПб.: Питер, 2009.192 с.
  14.  Смирнов С.Д. Прогностическая направленность образа мира как основа динамического контроля неопределенности // Психологический журнал.2016.Т.37.№ 5.С.5—13.
  15.  Холодная М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям.М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012.288 с.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика