Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7106Ключевые слова 17257 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Рейтинг Science Index РИНЦ
2016

1 место — направление «Психология»
1 место — направление «Народное образование. Педагогика»

16 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

3,107 —Двухлетний импакт-фактор
2,103 —Пятилетний импакт-фактор

 

Проблематика умения учиться в отечественной психологии образования: обзор основных концепций 65

Сиднева А.Н., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории педагогической психологии факультета психологии, Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, Москва, Россия, asidneva@yandex.ru

Аннотация

Обращается внимание на то, что в отечественной психолого-педагогической литературе существует множество синонимичных понятий, описывающих реальность умения учиться, — «обще учебные умения», «учебная деятельность», «учебная самостоятельность», «обучаемость» и др. Это затрудняет ориентацию в проблематике умения учиться в целом, что отрицательно сказывается на решении задачи формирования данного умения. Выделяется основная цель представленной работы — обзор основных направлений исследования умения учиться в отечественной науке, разграничение сходных терминов и анализ тех задач, для решения которых понятие «умение учиться» и близкие ему исходно вводились. Делается вывод о том, что исходно проблематика умения учиться разрабатывалась для решения проблемы разрыва знаний и их применения, однако впоследствии перед образовательной практикой встала отдельная задача обучения умению учиться и, соответственно, необходимость выделения его специфического содержания. Представлен анализ различных вариантов трактовки содержания и способов формирования данного умения и их основных противоречий.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В современном обществе запрос на формирование у учащихся умения учиться (далее — УУ) является чрезвычайно актуальным. В связи с быстрым изменением в мире технологий не только невозможно успеть приобрести все существующие знания, но и невозможно понять, какие знания могут потребоваться в будущем.

Литература
  1. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности.М.: Знание, 1981.96 с.
  2. Бардин К.В. Как научить детей учиться.М.: Просвещение, 1987.111 с.
  3. Берцфаи Л.В. Формирование двигательного навыка в условиях практической и учебной задачи // Вопросы психологии.1963.№ 4.С.73—84.
  4. Богоявленский Д.Н. Формирование приемов умственной работы учащихся как путь развития мышления и активизации учения // Вопросы психологии.1962.№ 4.С.74—82.
  5. Божович Е.Д. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения : Дидактическое пособие.Воронеж: МОДЭК; Москва: МПСИ, 2000.192 с.
  6. Вайзер Г.А., Юдина О.Н. Теория учения развивающейся личности в трудах Н.А. Менчинской // Материалы конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Н.А. Менчинской «Научное наследие Н.А. Менчинской и современная психология учения» (г.Москва, 19—20 мая 2005 г.).Москва: ПЕР СЭ, 2005.С.19—33.
  7. Габай Т.В. Педагогическая психология.М.: Издат.центр «Академия», 2003.240 с.
  8. Гальперин П.Я.Умственное действие как основа формирования мысли и образа // Вопросы психологии.1957.№ 6.С.58—69.
  9. Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В. Я. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельная работа студентов.М.: Изд-во Моск.ун-та, 1981.79 с.
  10. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении.М.: Педагогическое общество России, 2000.480 с.
  11. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.М.: ИНТОР, 1996.544 с.
  12. Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии.1981.№ 6.С.13—18.
  13. Зак А.З. Различия в мыслительной деятельности младших школьников.М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000.191 с.
  14. Занков В.В. Избранные педагогические труды.М.: Педагогика, 1990.424 с.
  15. Ильясов И.И. Структура процесса учения.М.: Изд-во Моск.ун-та, 1986.198 с.
  16. Ильясов И.И., Мальская О.Е. О формировании приемов деятельности учения у студентов // Проблемы программированного обучения / Под ред.Н.Ф. Талызиной.М.: Изд-во Моск.ун-та, 1979.С.107—124.
  17. Ильясов И.И., Хижнякова Е.В. Сравнительная эффективность двух подходов к познавательному развитию школьников // Вестн.Моск.ун-та.Сер.14.Психология.1998.№ 2.С.20—27.
  18. Кабанова-Меллер Е.Н. Психология формирования знаний и навыков школьников.М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.352 с.
  19. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение.М.: Знание, 1981.96 с.
  20. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред.А.Г.Асмолова.М.: Просвещение, 2008.151 с.
  21. Калмыкова З.И. Обучаемость и принципы построения ее диагностики // Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред.З.И. Калмыковой.М.: Педагогика, 1975.C. 10—38.
  22. Калмыкова З.И.Продуктивное мышление как основа обучаемости.М.: Педагогика, 1981.200 с.
  23. Калошина И.П. Психология творческой деятельности.М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.431 с.
  24. Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться.М.: Просвещение, 1983.80 с.
  25. Ланда Л.Н. О формировании у учащихся общего метода мыслительной деятельности при решении задач // Вопросы психологии.1959.№ 3.С.14—27.
  26. Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. Реформа школы и задачи психологии // Вопросы психологии.1959.№ 1.С.3—22.
  27. Лошкарева Н.А. Формирование системы общих учебных умений и навыков школьников.М.: МГПИ, 1982.88 с.
  28. Мальская О.Е. Анализ структуры и формирования деятельности учения: Автореф.дис. … канд.психол.наук.М., 1981.22 с.
  29. Мальская О.Е. К проблеме формирования умения учиться // Категории, принципы и методы психологии.Психические процессы, ч.3: тезисы сообщений советских психологов к VI Всесоюзному съезду общества психологов СССР.М., 1983.С. 56—57.
  30. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.М.: Просвещение, 1990.192 с.
  31. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество.М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003.720 с.
  32. Махмутов М.И. Проблемное обучение.Основные вопросы теории.М.: Педагогика, 1975.368 с.
  33. Менчинская Н.А. Некоторые вопросы применения учащимися знаний на практике // Вопросы психологии.1955.№ 1.С.87—97.
  34. Менчинская Н.А. Обучение и умственное развитие // Обучение и развитие.Материалы к симпозиуму.М.: Просвещение, 1966.С.5—8.
  35. Оконь В. Введение в общую дидактику.М.: Высшая школа, 1990.381 с.
  36. Парламчук В.Ф. Школа учит мыслить.М.: Просвещение, 1979.144 с.
  37. Педагогические технологии: Учеб.пособие для студентов пед.специальностей / Под ред.В.С. Кукушина.Ростов н/Д: МарТ, 2004.335 с.
  38. Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование / Под ред.В.В.Давыдова.М.: Педагогика, 1990.160 с.
  39. Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования / Под ред.Е.Д. Божович.М.: Per Se, 2005.399 с.
  40. Репкин В.В. Развивающее обучение и учебная деятельность.Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1992.44 с.
  41. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика.Томск, 1997.288 с.
  42. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению.М.: Ось- 89, 2006.480 с.
  43. Славина Л.С. Трудные дети.Избранные психологические труды.М.: Издательство психолого-социального института, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.440 с.
  44. Талызина Н.Ф. К вопросу об усвоении начальных геометрических понятий // Материалы совещания по психологии 1—6 июля 1955 г.М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.С.443—451.
  45. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология.М.: Издат центр «Академия», 2001.287 с.
  46. Талызина Н.Ф.Управление процессом усвоения знаний.М.: Изд-во Моск.ун-та, 1975.344 с.
  47. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся.М.: Знание, 1983.96 с.
  48. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред.В.В.Краевского, И.Я. Лернера.М.: Педагогика, 1989.320 с.
  49. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты.М.: Министерство образования и науки РФ, 2010.URL: http://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 20.03.2016).
  50. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты.М.: Министерство образования и науки РФ, 2010.URL: http://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 20.03.2016).
  51. Формирование системного мышления в обучении / Под ред.З.А.Решетовой.М.: Юнити- Дана, 2002.344 с.
  52. Формирование учебной деятельности студентов/ Под ред.В.Я.Ляудис.М.: Изд-во Моск.ун-та, 1989.240 с.
  53. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Формирование общеучебных умений у школьников.Кемерово: Кемеровский областной институт усовершенствования учителей, 1993.31 с.
  54. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.Томск: Пеленг, 1993.270 с.
  55. Цукерман Г.А.Как младшие школьники учатся учиться.Москва—Рига: Психологический центр «Эксперимент», 2000.223 с.
  56. Цукерман Г.А. Контроль и оценка как учебные действия ребенка.Комментарий к видеозаписям уроков.М., 2004.76 с.
  57. Цукерман Г. А. Что такое умение учиться и как его измерять // Вопросы психологии.2015.№ 1.С. 3—14.
  58. Шамова Т.И. Активизация учения школьников.М.: Педагогика, 1982.208 с.
  59. Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности / Эльконин Д.Б.Избранные психологические труды.М.: Педагогика, 1989.С.286—296.
  60. Якиманская И.С. Развивающее обучение.М.: Педагогика, 1979.362 с.
Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика