Проектирование нового дизайна образовательной экосистемы вуза в контексте модернизации отечественного образования

848

Аннотация

Обсуждаются вопросы проектирования нового дизайна образовательной экосистемы университета, отвечающего основным направлениям модернизации отечественного образования. Подчеркивается, что реализация модели управления образовательными программами в вузе требует перехода к новому качеству образовательной экосистемы университета. Обращается внимание на то, что новый дизайн образовательной экосистемы университета включает в себя: организационный конструкт управления образовательными программами; институт лидеров руководителей образовательных программ, обеспечивающих их качество; систему управления персональным профессиональным развитием научно-педагогического персонала на основе концепции разделения педагогического труда; единую электронную сервисную платформу управления образовательными программами в вузе. Управление основной профессиональной образовательной программой (ОПОП) представляется как управление многомерным образовательным продуктом, ориентированным на рынок труда и реализацию социально-образовательного заказа, включающего управление содержанием, процессом, ресурсами, контингентом, финансами, качеством. Авторы считают, что формирование института лидеров руководителей ОПОП является одной из стратегических задач перехода на новую модель управления, предполагающей разработку комплексной программы подготовки НПР, включающую в себя стратегическое проектирование и реализацию ОПОП, стратегическое управление и оценку эффективности ОПОП. Опыт авторов позволяет говорить о том, что реализация новой модели управления образовательными программами в вузе, эффективная логистика управления ОПОП обеспечиваются единой электронной сервисной платформой, которая представляет собой совокупность информационных, образовательных, организационных, технологических и управленческих решений, предполагающих интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса, и реализуется на базе сервисов: «Личный кабинет руководителя ОПОП», «Профиль профессионального роста НПР», «Карта личностно-профессионального развития студентов», «Оценка рентабельности ОПОП», «Оценка эффективности ОПОП».

Общая информация

Ключевые слова: модернизация образования, управление основными профессиональными образовательными программами, руководитель образовательных программ

Рубрика издания: Педагогическое образование

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230105

Для цитаты: Федоров А.А., Папуткова Г.А., Самерханова Э.К., Фильченкова И.Ф., Демидова Н.Н. Проектирование нового дизайна образовательной экосистемы вуза в контексте модернизации отечественного образования // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 1. С. 52–63. DOI: 10.17759/pse.2018230105

Фрагмент статьи

В условиях современных социально-экономических вызовов высшей школе возникает необходимость нового понимания ключевых задач и системных изменений для достижения опережающего развития и качества образовательных экосистем. Практика создания университетов, конкурентоспособных на мировом уровне, основывается на структуре лучших исследовательских университетов мирового класса, предусматривающих автономность и модульность подразделений.

Литература

  1. Баранова Н.В. Управление образовательной программой высшего образования как особый вид профессиональной деятельности (анализ профессионального стандарта «Педагог профессионального образования») // Педагогический журнал. 2016. № 4. C. 175—186.
  2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013— 2020 годы. URL: http://goo.gl/Lg45G (дата обращения: 14.02.2018).
  3. Демидова Н.Н. Новый дизайн основных профессиональных образовательных программ в контексте конструирования инновационной научно- образовательной среды вуза // Вестник Мининского университета. 2016. № 4.
  4. Каспржак А.Г. Оценка качества образовательных систем. Центр изучения образовательной политики Московской школы социальных и экономических наук как модель прикладной магистратуры. М.: Логос, 2012. С. 189—192.
  5. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016—2020 годы. URL: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 14.02.2018).
  6. Курылёва О.И., Огородова М.В. Экономическая оценка эффективности основной профессиональной образовательной программы в рамках реализации проекта «Оценка эффективности ОПОП: модели управления» // Вестник Мининского университета. 2016. № 4.
  7. Логинов М.П., Гончарова Н.А. Использование проектной методологии для управления образовательными программами в вузе // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. № 4 (33). С. 253—259.
  8. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. № 2. URL: http:// psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis.phtml (дата обращения: 14.02.2018).
  9. Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: монография / А.А. Федоров [и др.]; под ред. А.А. Федорова. Н. Новгород, 2015. 296 с.
  10. Салми Джамиль. Создание университетов мирового класса: пер. с англ. М.: Весь Мир, 2009. 132 с.
  11. Самерханова Э.К. Моделирование компонентов системы управления образовательными программами в вузе // Вестник Мининского университета. 2016. № 4.
  12. Самерханова Э.К., Имжарова З.У. Проектирование единой электронной платформы управления образовательными программами в вузе // Вестник Мининского университета. 2017. № 4.
  13. Смолин О.Н. Образование Победы и победа образования // Народное образование. 2015. № 5.
  14. Федоров А.А. Три шага к публичной образовательной корпорации // Аккредитация в образовании. 2013. № 7 (67). С. 26—28.
  15. Фильченкова И.Ф., Папуткова Г.А., Гришина А.В. Организационные методы вовлечения ППС в процесс преобразования образовательных программ педагогического образования // Научное мнение (Педагогические, психологические и философские науки). 2015. № 10(2). С. 178—184.
  16. O’Neill G., Donnelly R., Fitzmaurice M. Supporting programme teams to develop sequencing in higher education curricula // International Journal for Academic Development. 2014. Vol. 19, № 4. Р. 268—280. doi: 10.1080/1360144X.2013.867.

Информация об авторах

Федоров Александр Александрович, доктор философских наук, профессор, ректор, ФГБОУ ВО НГПУ, Нижний Новгород, Россия, e-mail: fedorov_aa@mininuniver.ru

Папуткова Галина Александровна, доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебно-методической деятельности, Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина, Нижний Новгород, Россия, e-mail: paputkova-ga@mininuniver.ru

Самерханова Эльвира Камильевна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой, кафедра прикладной информатики и информационных технологий в образовании, Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина, Нижний Новгород, Россия, e-mail: samerkhanovaek@gmail.com

Фильченкова Ирина Федоровна, кандидат педагогических наук, доцент, начальник, учебно-методическое управление, Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина, Нижний Новгород, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1392-3205, e-mail: ifilchenkova@yandex.ru

Демидова Наталья Николаевна, доктор педагогических наук, доцент, декан, факультет психологии и педагогики, Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина, Нижний Новгород, Россия, e-mail: demidovanngeo@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1867
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 16

Скачиваний

Всего: 848
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 7