Концепция формирования и распространения цифрового контента для высшего инклюзивного образования

705

Аннотация

Показана роль «Федеральной библиотеки информационно-методических ресурсов инклюзивного высшего образования» в развитии инклюзивного образования. Подчеркивается, что последнее требует разработки и распространения в педагогической и студенческой среде адаптированных для различных нозологий информационно-методических материалов и материалов нормативно-правового характера для организации поступления, обучения, трудоустройства и сопровождения лиц с инвалидностью. Материалы статьи включают как описание такой информационной платформы, так и содержание основных концептуальных положений формирования и распространения методических материалов адаптированных для лиц с проблемами зрения и слуха информационно, что обеспечивает повышение качества и доступности высшего образования для такой категории пользователей. Представлено описание структуры, функционала и регламента работы этой открытой информационной системы.

Общая информация

Ключевые слова: адаптация, информационная система, высшее инклюзивное образование, открытая система, образовательный контент, цифровой контент, федеральная библиотека, информационно-методические ресурсы, адаптированные информационно-методические ресурсы

Рубрика издания: Инклюзивное образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230211

Тематический сетевой сборник: Инклюзивное образование

Для цитаты: Марголис А.А., Рубцов В.В., Панюкова С.В., Сергеева В.С. Концепция формирования и распространения цифрового контента для высшего инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 2. С. 102–110. DOI: 10.17759/pse.2018230211

Фрагмент статьи

Одним из серьезных препятствий на пути развития высшего инклюзивного образования является проблема доступности качественных информационно-методических материалов для преподавателей и студентов с инвалидностью. Разработка и адаптация образовательного контента для лиц с инвалидностью является дорогостоящим и сложным технологическим процессом.

Литература

  1. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения: 27.04.2018).
  2. Межведомственный комплексный план мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016—2018 годы (утв. Правительством РФ 23 мая 2016 г. № 3467п-П8) [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71322384/ (дата обращения: 27.04.2018).
  3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 01.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) Статья 1286.1. Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства (введена Федеральным законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ) [Электронный ресурс]. http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/ (дата обращения: 27.04.2018).
  4. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов. ГОСТ Р 52657-2006. Группа П85. (Information and communication technologies in education. Federal level educational internet-portals. Information resources system of heading).
  5. Рубцов В.В. О межведомственном взаимодействии в реализации социальной и образовательной инклюзии для социально уязвимых групп населения // Психологическая наука и образование. 2016. № 1. Т. 21. С. 87—93.
  6. Отчет о выполнении работ по организации общественно-значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого- педагогический университет» в целях создания ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов в 2017 г. Руководитель проекта Рубцов В.В. Т. 1 // Под ред. С.В. Панюковой, В.С. Сергеевой. М.: МГППУ, 2017, 82 с.
  7. Марголис А.А., Рубцов В.В., Серебрянникова О.А. Концепция проекта развития качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в Российской Федерации // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 10—17. doi:10.17759/pse.2017220102
  8. Allen N. (n.d.). Make textbooks affordable. The Student PIRGS [Электронный ресурс] // A review of the open educational resources (OER) movement: Achievements, challenges, and new opportunities / D.E., Brown, J.S., & Hammond, A.L. (2007). URL: https: www. hewlett.org/wp-content/uploads/2016/08/ReviewoftheOERMovement.pdf (дата обращения: 27.04.2018).
  9. Butcher N., Ed. by Kanwar, A. & Uvalic’-Trumbic, S. A basic guide to open educational resources (OER) [Электронный ресурс]. Vancouver, Canada: Commonwealth of Learning, and Paris, France: UNESCO, 2011. URL: http://unesdoc. unesco.org/images/0021/002158/215804e.pdf (дата обращения: 27.04.2018).
  10. Chan L., Cuplinskas D., Eisen M., Friend F., Genova Y., Guedon J-C. Velterop J. (2002). Budapest Open Access Initiative [Электронный ресурс]. URL: http://www.soros. org/openaccess/ (дата обращения: 27.04.2018).
  11. Creative Commons (n.d.). About the licences [Электронный ресурс]. URL: http:// creativecommons. org/licenses/ (дата обращения: 27.04.2018).
  12. Floe (n.d.). Paving the way toward inclusive open education resources [Электронный ресурс]. URL: http://fl oeproject.org/ (дата обращения: 27.04.2018).
  13. Open Knowledge Foundation (n.d.). Guide to open licensing. Open Defi nition [Электронный ресурс]. URL: https://opendefinition.org/guide/ (дата обращения: 27.04.2018).

Информация об авторах

Марголис Аркадий Аронович, кандидат психологических наук, доцент, ректор, профессор кафедры педагогической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9832-0122, e-mail: margolisaa@mgppu.ru

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Панюкова Светлана Владимировна, доктор педагогических наук, профессор,, заместитель директор РУМЦ, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: s.panyukova@mail.ru

Сергеева Вероника Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий аналитик, ресурсный учебно-методический центр обучения инвалидов, Московский государственный педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: Vss58@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2192
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 705
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2