Концепция формирования и распространения цифрового контента для высшего инклюзивного образования 323
Марголис А.А., кандидат психологических наук, Врио ректора, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, margolisaa@mgppu.ru Рубцов В.В., доктор психологических наук, президент, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, rubtsovvv@mgppu.ru Панюкова С.В., доктор педагогических наук, директор РУМЦ, ФГБОУ ВО МГППУ, s.panyukova@mail.ru Сергеева В.С., кандидат педагогических наук, ведущий аналитик, ресурсный учебно-методический центр обучения инвалидов, Московский государственный педагогический университет, Москва, Россия, Vss58@inbox.ru
Показана роль «Федеральной библиотеки информационно-методических ресурсов инклюзивного высшего образования» в развитии инклюзивного образования. Подчеркивается, что последнее требует разработки и распространения в педагогической и студенческой среде адаптированных для различных нозологий информационно-методических материалов и материалов нормативно-правового характера для организации поступления, обучения, трудоустройства и сопровождения лиц с инвалидностью. Материалы статьи включают как описание такой информационной платформы, так и содержание основных концептуальных положений формирования и распространения методических материалов адаптированных для лиц с проблемами зрения и слуха информационно, что обеспечивает повышение качества и доступности высшего образования для такой категории пользователей. Представлено описание структуры, функционала и регламента работы этой открытой информационной системы.
Одним из серьезных препятствий на пути развития высшего
инклюзивного образования является проблема доступности качественных
информационно-методических материалов для преподавателей и студентов с
инвалидностью. Разработка и адаптация образовательного контента для лиц с
инвалидностью является дорогостоящим и сложным технологическим процессом.
Литература
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181- ФЗ «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL:
http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения:
27.04.2018).
Межведомственный комплексный план мероприятий по
обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья на 2016—2018 годы (утв. Правительством РФ
23 мая 2016 г. № 3467п-П8) [Электронный ресурс]. URL:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71322384/ (дата обращения:
27.04.2018).
«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть
четвертая)» от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 01.07.2017) (с изм. и доп., вступ.
в силу с 01.01.2018) Статья 1286.1. Открытая лицензия на использование
произведения науки, литературы или искусства (введена Федеральным законом от
12.03.2014 N 35-ФЗ) [Электронный ресурс]. http://
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/ (дата обращения:
27.04.2018).
Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных
ресурсов. ГОСТ Р 52657-2006. Группа П85. (Information and communication
technologies in education. Federal level educational internet-portals.
Information resources system of heading).
Рубцов В.В. О межведомственном взаимодействии в
реализации социальной и образовательной инклюзии для социально уязвимых групп
населения // Психологическая наука и образование. 2016. № 1. Т. 21. С.
87—93.
Отчет о выполнении работ по организации
общественно-значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной
политики ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого- педагогический
университет» в целях создания ресурсного учебно-методического центра по
обучению инвалидов в 2017 г. Руководитель проекта Рубцов В.В. Т. 1 // Под ред.
С.В. Панюковой, В.С. Сергеевой. М.: МГППУ, 2017, 82 с.
Марголис А.А., Рубцов В.В., Серебрянникова О.А.
Концепция проекта развития качества и доступности высшего образования для лиц с
инвалидностью в Российской Федерации // Психологическая наука и образование.
2017. Т. 22. № 1. С. 10—17. doi:10.17759/pse.2017220102
Allen N. (n.d.). Make textbooks affordable. The
Student PIRGS [Электронный ресурс] // A review of the open educational
resources (OER) movement: Achievements, challenges, and new opportunities /
D.E., Brown, J.S., & Hammond, A.L. (2007). URL: https: www.
hewlett.org/wp-content/uploads/2016/08/ReviewoftheOERMovement.pdf (дата
обращения: 27.04.2018).
Butcher N., Ed. by Kanwar, A. &
Uvalic’-Trumbic, S. A basic guide to open educational resources (OER)
[Электронный ресурс]. Vancouver, Canada: Commonwealth of Learning, and Paris,
France: UNESCO, 2011. URL: http://unesdoc.
unesco.org/images/0021/002158/215804e.pdf (дата обращения: 27.04.2018).
Chan L., Cuplinskas D., Eisen M., Friend F., Genova Y.,
Guedon J-C. Velterop J. (2002). Budapest Open Access Initiative
[Электронный ресурс]. URL: http://www.soros. org/openaccess/ (дата обращения:
27.04.2018).
Creative Commons (n.d.). About the licences [Электронный
ресурс]. URL: http:// creativecommons. org/licenses/ (дата обращения:
27.04.2018).
Floe (n.d.). Paving the way toward inclusive open
education resources [Электронный ресурс]. URL: http://fl oeproject.org/ (дата
обращения: 27.04.2018).
Open Knowledge Foundation (n.d.). Guide to open licensing.
Open Defi nition [Электронный ресурс]. URL: https://opendefinition.org/guide/
(дата обращения: 27.04.2018).