Самореализация студентов с инвалидностью как базовый механизм социальной инклюзии

615

Аннотация

Рассматривается проблема особенностей самореализации студентов с инвалидностью, где самореализация рассматривается в качестве базового механизма социальной инклюзии. Отмечается, что даже первые попытки демонстрации своего потенциала успешно влияют на включение студента с инвалидностью в образовательное пространство и делают его более защищенным. Представлен эмпирический материал, полученный с помощью глубокого интервью (n=12), проведенного со студентами Института социальных технологий и реабилитации Новосибирского государственного технического университета. Отмечается, что его результаты позволили авторам проанализировать процесс самореализации, его последствия для личности. Полученные в исследовании варианты траекторий самореализации дают возможность совершенствовать работу службы социально-психологического сопровождения Ресурсного учебно-методического центра с учетом обозначенного механизма. Делается вывод о том, что самореализация является отправной точкой мотивации к самоинклюзии.

Общая информация

Ключевые слова: социальная инклюзия, инклюзивное образование, самореализация лиц с ограниченными возможностями, социокультурное пространство самореализации в университете

Рубрика издания: Инклюзивное образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230207

Для цитаты: Осьмук Л.А. Самореализация студентов с инвалидностью как базовый механизм социальной инклюзии // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 2. С. 59–67. DOI: 10.17759/pse.2018230207

Фрагмент статьи

Социальная эксклюзия характеризуется исключением человека из активной социальной жизни, вследствие чего происходит его игнорирование и как социального субъекта, и как личности. Особенность проявления такого отношения у людей с инвалидностью связана с возникающим у них острым ощущением нетипичности.

Литература

  1. Васютенкова, И.В. Социальное здоровье личности в поликультурной образовательной среде // Здоровье и образование: Материалы IV научно- практической межвузовской конференции / Отв. ред. Г.Е. Гун. СПб.: ЛОИРО, 2007. С.126.
  2. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. СПб.: Питер, 2008. С. 227.
  3. Дегтярева В.В. Условия формирования образовательных стратегий субъектов инклюзивного образования в современном вузе / В.В. Дегтярева // Философия образования. 2014. № 3. С. 162—173.
  4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. СПб.: ПИТЕР, 2000. 512 с.
  5. Кемеров В.В. Введение в социальную философию. М.: Наука, 1994. С. 74.
  6. Кондратьев М.Ю., Мешкова Н.В. О социально- психологических условиях реализации инклюзивных и интегративных программ работы с одаренными в общеобразовательной школе // Психологическая наука и образование. 2012. № 2. С. 13—20.
  7. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности: дис. … д-ра психол. наук 19.00.01. СПб., 2001. 398 с.
  8. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. С. 82.
  9. Мухтарова З.Ш. Проблема самореализации личности в трудах отечественных и зарубежных ученых // Вестник АГТУ. 2007. № 5 (40). С. 158—163.
  10. Осьмук Л.А., Прохорова Л.В., Пономарев В.Б., Самореализация пожилых людей как преодоление социальной эксклюзии: монография. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. 232 с.
  11. Осьмук Л.А., Дегтярева В.В., Жданова И.В. Моделирование социально- психологического сопровождения в системе инклюзивного образования в вузе: из опыта Новосибирского государственного технического университета // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 140—149.
  12. Роджерс К. Творчество как усиление себя // Вопр. психологии. 1990. № 1. С. 164—168.
  13. Рубцов В.В. О межведомственном взаимодействии в реализации социальной и образовательной инклюзии для социально уязвимых групп населения // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 87—91.
  14. Шеманов А.Ю., Попова Н.Т. Инклюзия в культурологической перспективе // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 74—82.
  15. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М.: Флинта, 2004. 670 с.

Информация об авторах

Осьмук Людмила Алексеевна, доктор социологических наук, профессор, директор, Институт социальных технологий и реабилитации, заведующая кафедрой социальной работы и социальной антропологии, Новосибирский государственный технический университет (ФГБОУ ВО НГТУ), Новосибирск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4896-3055, e-mail: osmuk@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1876
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 615
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3