Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 90Рубрики 51Авторы 7777Ключевые слова 18863 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Рейтинг Science Index РИНЦ
2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,402 —Двухлетний импакт-фактор

 

Организация сетевого взаимодействия ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов с вузами-партнерами 246

Панюкова С.В., доктор педагогических наук, директор РУМЦ, ФГБОУ ВО МГППУ, s.panyukova@mail.ru
Саитгалиева Г.Г., кандидат социологических наук, директор центра по учебно-методическому сопровождению деятельности региональных ресурсных центров по обучению инвалидов, ФГБОУ ВО МГППУ, ggg2910@mail.ru
Сергеева В.С., кандидат педагогических наук, ведущий аналитик, ресурсный учебно-методический центр обучения инвалидов, Московский государственный педагогический университет, Москва, Россия, Vss58@inbox.ru

Аннотация

Рассматривается проблема доступности и качества высшего образования студентов с инвалидностью. Представлен опыт организации сетевого взаимодействия ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов, созданного на базе МГППУ в 2016—2017 гг., с вузами-партнерами на «закрепленных территориях». Необходимость выстраивания сотрудничества и сетевого взаимодействия объясняется высокой востребованностью объединения усилий ведущих специалистов, ученых, методистов и практиков в целях повышения качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью. Подчеркивается роль РУМЦ, который консультирует представителей вузов-партнеров, организует повышение квалификации педагогов, сотрудников, отвечающих за организацию обучения лиц с инвалидностью, предоставляет во временное пользование свое специализированное оборудование. Обращается внимание на актуальность реализации сетевого взаимодействия с вузами и социальными партнерами в целях обеспечения доступности высшего образования для студентов с инвалидностью.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

По решению Минобрнауки РФ в 2016 г. в Московском государственном психолого- педагогическом университете создан ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов (РУМЦ).

Литература
  1. Айсмонтас Б.Б. Опыт разработки и апробации модели учебно-методического центра дистанционного обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ // Научно-образовательная информационная среда XXI века: Материалы IX Всероссийской научно- практической конференции / Отв. ред. Н.С. Рузанова. Петразоводск: Петразоводский государственный университет, 2015. С. 6—12.
  2. Денисова О.А. Леханова О.Л. Инклюзивное образование студентов с инвалидностью в региональном многопрофильном вузе на примере Череповецкого государственного университета // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 119—129.
  3. Кукушкина О.И. Информационные технологии в контексте отечественной традиции специального образования. М.: Полиграф-сервис, 2005. 327 с.
  4. Марголис А.А., Рубцов В.В., Серебрянникова О.А. Концепция создания проекта развития качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в Российской Федерации // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 10—17.
  5. Мартынова Е.А. Структура и содержание адаптированных образовательных программ высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. URL: http://www. science-education.ru/127-21370 (дата обращения: 19.08.2015).
  6. Мельник Ю.В., Панюкова С.В., Саитгалиева Г.Г., Серебрянникова О.А. Международный опыт вузов по обучению и сопровождению студентов с инвалидностью // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 88—97.
  7. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05вн) [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. URL: http://legalacts. ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-po-organizatsii-obrazovatelnogo-protsessa-dlja/ (дата обращения: 15.03.18).
  8. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования // Пер. с англ. И. Аникеева и Н. Борисовой. М.: РООИ «Перспектива», 2011. 138 с.
  9. Модельный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» (принят 07.12.2002 постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) [Электронный ресурс] // Гарант.ru — информационно- правовой портал. URL: http://base.garant.ru/2569414/ (дата обращения: 15.03.2018).
  10. Научно-методическое обеспечение учебного процесса для студентов с нарушениями опорно- двигательного аппарата. М.: МГППУ, 2015. 266 с.
  11. Осьмук Л.А., Дегтярева В.В., Жданова И.В. Моделирование социально-психологического сопровождения в системе инклюзивного образования в вузе: из опыта работы Новосибирского государственного технического университета // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 140—149.
  12. Панюкова С.В., Саитгалиева Г.Г., Сергеева В.С. Сетевое взаимодействие вузов как важнейший фактор обеспечения высшего образования для людей с инвалидностью // Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики: Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. М.: МГППУ, 2017. С. 405—412.
  13. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова, 1999.
  14. Рубцов В.В. О межведомственном взаимодействии в реализации социальной и образовательной инклюзии для социально уязвимых групп населения // Психологическая наука и образование. 2016. № 1. Т. 21. С. 87—93.
  15. Рубцов В.В. Социальная и образовательная инклюзия детей с особыми потребностями: подход научной школы Л.С. Выготского // Психическое здоровье человека ХХI века. Сборник научных статей по материалам Конгресса. М.: Издательский дом «Городец», 2016. С. 75—78.
  16. Сергеева В.С. Принципы сетевого взаимодействия вузов при организации инклюзивного образования студентов с инвалидностью // Высшее образование для инвалидов: вызовы времени, перспективы решений: сб. науч. тр.: Всероссийская научно- практическая конференция по обсуждению итогов мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению инвалидов. Нижний Новгород, Мининский университет, 2017. С. 113—119.
  17. Сетевое взаимодействие в системе образования: Технологии организации инновационной деятельности: учебник / Под ред. А.М. Соломатина, Р.Г. Чураковой. М.: Академкнига, 2014. 88 с. (Серия «Библиотека руководителя и методиста. Введение ФГОС».
  18. СП 59.13330.2012. Доступность образовательных учреждений для инвалидов.
  19. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  20. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/ документы/2974 (дата обращения: 09.03.2018).
  21. Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_129200/ (дата обращения: 09.03.2018).
  22. Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 296-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 19 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140087/ (дата обращения: 19. 03.2018).
  23. Шаяхметова Н.Н. Ишембитова З.Б., Саитгалиева Г.Г. Профессиональная ориентация и социальная адаптация обучающихся с инвалидностью в условиях инклюзивного образования // Вестник Череповецкого государственного университета. 2-015. № 7 (68). С. 152—155.
  24. Webster F. «The Changing Role of Marketingin the Corporation» // Journal of Marketing. Vol. 56. October.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика