Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 90Рубрики 51Авторы 7777Ключевые слова 18863 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Рейтинг Science Index РИНЦ
2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,402 —Двухлетний импакт-фактор

 

Восприятие педагогами руководящей деятельности в образовании как фактор готовности к переходу на управленческую должность 57

Филинкова Е.Б., кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Московского государственного областного университета, Москва, Россия, Jane421@yandex.ru
Шульга Т.И., доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии, Московский государственный областной университет (ГОУ ВО МГОУ МО), Москва, Россия, shulgatatiana@gmail.com

Аннотация

Приведены данные результатов анализа восприятия 234 педагогами руководящей деятельности в образовательной организации (ОО).Выявлены особенности представлений воспитателей дошкольной образовательной организации (ДОО), учителей и преподавателей вузов о характеристиках управленческой деятельности и возможностях удовлетворения в ней основных потребностей личности в труде в сравнении с аналогичными характеристиками исполнительской деятельности. Делаются выводы о том, что 1) в коллективном сознании педагогического сообщества руководящая работа в образовании носит характер негативно окрашенного стереотипа, несмотря на то что она достаточно доходная и предоставляет субъекту относительно бо́льший уровень самостоятельности, минусов в ней по сравнению с работой педагога- исполнителя значительно больше: высокая интенсивность, сложность и ответственность при низкой творческой составляющей; 2) совокупное воздействие негативного стереотипа о содержании управленческой деятельности, а также представления о ее ведущих мотивах, достаточно далеких от мотивации педагогической деятельности, является одной из причин нежелания педагогов переходить на управленческие должности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проблема отношения исполнителей к руководству исследуется достаточно давно, основной акцент при этом делается на восприятии подчиненными личности и поведения руководителя. Восприятие же исполнителями управленческой деятельности как таковой остается малоизученным, несмотря на то что представления рядовых работников о руководящей деятельности и эмоциональное отношение к ней во многом определяют психологическую готовность стать руководителем.

Литература
  1. Башук Е.Н., Орлов А.В., Широкова А.Ш. Социально значимые черты личности руководителя в восприятии подчиненных // Вестник Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского.Серия: Социальные науки.2006.№ 1.С.3—14.
  2. Бушкова-Шиклина Э.В. Деятельность руководителя в восприятии работников // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.Серия: Социальные науки.2008.№ 4.С.19—23.
  3. Демидова И.Ф. Восприятие подчиненными руководителей с разным стилем руководства // Новая наука: От идеи к результату.2016.№ 5—2 (84).С.116—118.
  4. Ишков А.Д., Милорадова Н.Г. Образ идеального и реального руководителя строительной отрасли в представлении подчиненных // Экономика и предпринимательство.2014.№ 8 (49).С.427— 431.
  5. Козьяков Р.В. Имидж успешного руководителя в представлении менеджеров и рядовых сотрудников // Полиграфист.В помощь руководителю и главному бухгалтеру.2012.№ 56.С.30—38.
  6. Кораблин С.И. Особенности представления о руководителе в группах с различным уровнем психологического развития // Территория науки.2007.№ 1.С.126—132.
  7. 7. Новиков М.М. Гендерные различия в представлениях об образе идеального руководителя коммерческих и государственных предприятий // Научные труды Вольного экономического общества России.2012.Т.166.С.344—349.
  8. 8. Новиков М.М. Представления работников государственных и коммерческих предприятий об образе идеального руководителя // Известия Смоленского государственного университета.2013.№ 1 (21).С.412—417.
  9. 9. Панкратова И.А. Исследование представлений педагогов об эффективном руководителе в психологической науке // Грантовая научно- исследовательская и научно-образовательная деятельность: цели, технологии, результаты: Коллективная монография / Отв.ред.О.П.Чигишева.Ростов-на-Дону: Научное сотрудничество, 2016.С. 57—82.
  10. 10. Перешивко М.Е. Представления педагогов- воспитателей о содержании деятельности руководителей ДОУ // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания.2014.№ 24.С.55—59.
  11. 11. Сиващенко Е.Н. Отношение работников к руководителям на предприятиях с разными формами собственности: дис.… канд.психол.наук.М., 2003.207 с.
  12. 12. Смирнова Н.П. Представления об идеальном руководителе как основание психологической типологии подчиненных: дис.… канд.психол.наук.М., 2003.187 с.
  13. 13. Терещенко Н.Г. Представления собственников бизнеса и наемных работников о компетенциях руководителя // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал).2017.Т.8.№ 3—2.С.112—116.
  14. 14. Филинкова Е.Б. Деловые и личностные качества руководителя как фактор удовлетворенности исполнителей работой // Вестник Московского государственного областного университета.Серия: Психологические науки.2007.№ 2.С.231—241.
  15. 15. Филинкова Е.Б. Мотивация принятия решения учителями о переходе от педагогической деятельности к управленческой // Сибирский психологический журнал.2012.№ 44.С.89—100.
  16. 16. Филинкова Е.Б., Князева И.А. Представления учителей о деятельности директоров школ // Вестник Московского государственного областного университета.Серия: Психологические науки.2014.№ 1.С.83—92.
  17. 17. Филинкова Е.Б., Перешивко М.Е. Представления педагогов-воспитателей о характеристиках управленческой деятельности в ДОУ // Современная психология: материалы III Международной научной конференции (г.Казань, октябрь 2014 г.).Казань: Бук, 2014.С.70—73.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика