Проектирование модели профессионального развития педагогов школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, работающих с учащимися с риском образовательной неуспешности: эмпирическая основа и ключевые составляющие

6193

Аннотация

Рассматриваются результаты исследования учителей российских школ, которые работают в сложных социальных условиях (в отдаленной сельской местности, депривированных городских районах) с учащимися с риском образовательной неуспешности.Подчеркивается, что исследование решало задачу изучения существующих практик профессионального развития указанной группы педагогов, а его выводы легли в основу разработки новой модели их профессионального развития, характерными признаками которой можно считать непрерывность, индивидуализацию, связь с общими задачами школы по повышению качества образования и специальную подготовку для работы с разными группами учащихся.Обращается внимание на то, что используемая модель представляет профессиональное развитие педагогов как цикличный процесс, результатом которого должен стать отказ от рутинных и переход к новым современным практикам работы с учащимися с рисками образовательной неуспешности.Делается вывод о том, что результаты исследования будут интересны специалистам органов управления образованием, специалистам учреждений повышения квалификации и могут быть использованы при внедрении национальной системы учительского роста.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональное развитие, школа, социальные условия, неблагоприятные условия, учащиеся, неуспешность, риски , эффективность обучения, профессиональные сообщества обучения

Рубрика издания: Психология образования

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230509

Финансирование. Работа выполнена в рамках государственного контракта 08 № 78.11.00.52 от 09.11.2017 «Научно-методическое обеспечение профессионального развития педагогов школ с низкими образовательными результатами, функционирующих в сложных социальных условиях, в области использования современных образовательных технологий обучения сложных категорий учащихся (с учебными и поведенческими проблемами, слабой учебной мотивацией, неродным русским языком)».

Благодарности. Авторы благодарят за помощь в сборе и обработке данных для исследования магистранта Института образования НИУ ВШЭ Р.В.Звягинцева.

Для цитаты: Бысик Н.В., Косарецкий С.Г., Пинская М.А. Проектирование модели профессионального развития педагогов школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, работающих с учащимися с риском образовательной неуспешности: эмпирическая основа и ключевые составляющие // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 5. С. 87–101. DOI: 10.17759/pse.2018230509

Литература

  1. Алехина С.В. Инклюзивное образование и психологическая готовность учителя [Электронный ресурс] // Вестник МГПУ.Серия «Педагогика и психология».2012.№ 4.URL: http://www.inclusive-edu.ru/wp-content/uploads/2017/02/19_alehina_s_v__ inklyuzivnoe_obrazovanie_i_psihologicheskaya_ gotovnost_uchitelya.pdf (дата обращения: 05.08.2018).
  2. Барбер М., Муршед М.Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах.Уроки анализа лучших систем школьного образования мира (пер.с англ.) // Вопросы образования.2008.№ 3.С.7—60.
  3. Вахштайн Д.С., Константиновский Д.Л., Куракин Д.Ю. Между двумя волнами мониторинга (2007—2008) // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Тенденции развития образования: 20 лет реформ, что дальше?» (г.Московский, 13—15 февраля 2009 г.).М.: Университетская книга, 2009.С.164—165.
  4. Государственная программа «Развитие образования», утверждена постановлением правительства РФ от 26 декабря 2017 г.№ 1642 [Электронный ресурс] // URL: http://government.ru/ docs/30832/ (дата обращения: 05.08.2018).
  5. Дадли П. Lesson Study: руководство [Электронный ресурс].2011.// Lesson Study UK.URL: http://lessonstudy.co.uk/wp-content/uploads/2013/07/Lesson-Study- Handbook-Russian.pdf (дата обращения: 05.08.2018).
  6. Забродин Ю.М., Гаязова Л.А., Сергоманов П.А. Дифференцированные уровни квалификации педагога и структура профессионального стандарта педагога // Психологическая наука и образование.2016.Т.21.№ 2.C.59—65.
  7. Каспржак А.Г. Институциональные тупики российской системы подготовки учителей // Вопросы образования.2013.№ 4.С.261—282.
  8. Ковалева Т.М., Кобыща Е.И., Попова (Смолик) С.Ю. и др. Профессия «тьютор» [Текст].М. — Тверь: СФК-офис, 2012.81 с.
  9. Куксо Е.Н. Миссия выполнима: как повысить качество образования в школе.М.: Сентябрь, 2016.192 с.
  10. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование.2014.Т.19.№ 3.C.105—126.
  11. Марголис А.А., Новикова Е.М. Социальный контекст внедрения национальной системы учительского роста в России: информированность и отношение учителей // Психологическая наука и образование.2017.Т.22.№ 4.С.10—21.doi: 10.17759/pse.2017220403
  12. Методические рекомендации по поддержке педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей, Письмо Министерства образования и науки РФ от 6 мая 2013 г.№ 08-541 [Электронный ресурс] // URL: https://obrazovanie-medgora.edusite.ru/DswMedia/ rekomendaciipopodderjkepedagogov.pdf (дата обращения: 05.08.2018).
  13. Методология краткосрочной программы наставничества [Электронный ресурс] // Leader-ID (Институт развития лидеров).URL: http://www.leader-id.ru/upload/file/get/12472/ (дата обращения: 05.08.2018).
  14. Митина Л.М. Психологические условия совершенствования профессиональной подготовки педагогических кадров // Материалы Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития дошкольного образования и профессиональной подготовки кадров» (г. Тирасполь, 20—23 октября 2017 г.).Тирасполь, 2017.С.393—399.
  15. Омельченко Е.А.Адаптация детей мигрантов в образовательном учреждении: социокультурный и психологический аспекты [Текст] // Альманах «Этнодиалоги».2014.№ 1(45).С.118—131.
  16. Пинская М.А., Хавенсон Т.Е., Косарецкий С.Г. и др. Поверх барьеров: исследуем резильентные школы // Вопросы образования.2018.№ 2.С.198—227.
  17. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июля 2017 г.№ 703 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по формированию и введению национальной системы учительского роста» [Электронный ресурс] // URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%B C%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/10651/%D1% 84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/9547/%D0%9F%D1% 80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%20%E2%84­%96%20703%20%D0%BE%D1%82%2026.07.2017.pdf (дата обращения: 05.08.2018).
  18. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред.от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc&base=LAW&n=203805&fld=134&dst=100009,0&r nd=0.004004248833385349#03827148803631564 (дата обращения: 05.10.2018).
  19. Резильентные школы: высокие достижения в социально неблагополучном окружении.Информационный бюллетень.М.: Высшая школа экономики, 2017.36 с.
  20. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению.Моделирование бизнес-процессов.М.: Стандарты и качество, 2008.408 с.
  21. Слободчиков В.И. Профессиональное развитие педагога как научная проблема // Научная электронная библиотека eLIBRARY.ru.URL: https:// elibrary.ru/download/elibrary_9228238_32137124.pdf (дата обращения: 05.08.2018).
  22. Собкин В.С., Адамчук Д.В. К вопросу о профессиональном развитии педагога: повышение квалификации и членство в педагогических сообществах // Вестник Тюменского государственного университета.Социально- экономические и правовые исследования.2015.Т. 1.№ 2(2).С.20—40.
  23. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность.Красноярск, 1996.157 с.
  24. Хэтти, Джон А.С. Видимое обучение: синтез более 800 метаанализов, посвященных достижениям школьников.М: Национальное образование, 2017.432 с.
  25. Barrera-Pedemonte F. High-Quality Teacher Professional Development and Classroom Teaching Practices: Evidence from TALIS 2013 // OECD Education Working Papers.2016.No.141.
  26. Creating Pathways to Success: An Education and Career/Life Planning Program for Ontario Schools.Ontario Ministry of Education.2013.Available at: http://www.edu.gov.on.ca/eng/document/policy/cps/ creatingpathwayssuccess.pdf
  27. Effective Teacher Policies.Insights from PISA.OECD, 2018.
  28. Hallinger P., Heck R.H. Reassessing the principal’s role in school effectiveness: A review of empirical research, 1980—1995.// Educational Administration Quarterly.1996.Vol.32 (1).P.5—44.
  29. Leithwood K., Rieh C. What we know about successful school leadership.Available at: http://olms.cte.jhu.edu/olms2/ data/ck/file/What_we_know_about_SchoolLeadership.pdf
  30. Los Angeles County Office of Education.TESA teacher handbook (Updated).Los Angeles, CA: Author.2002.
  31. Marzano R. J. What works in schools: Translating research into action.Alexandria, VA: ASCD.2003.
  32. Stoll L. et al. Professional learning communities: a review of the literature // Journal of Educational Change.2006.Vol.7 (4).P.221—258.

Информация об авторах

Бысик Н.В., аналитик Центра развития лидерства в образовании Института образования, я НИУ "Высшая школа экономики", Москва, Россия, e-mail: nbysik@hse.ru

Косарецкий Сергей Геннадьевич, кандидат психологических наук, директор центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8905-8983, e-mail: skosaretski@hse.ru

Пинская Марина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, научный руководитель магистерской программы Межфакультетской кафедры образовательных систем и педагогических технологий, ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации» (ФГАОУ ВО МГИМО МИД России), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4017-1341, e-mail: m-pinskaya@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3886
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 25

Скачиваний

Всего: 6193
В прошлом месяце: 39
В текущем месяце: 21