Эмпирическое исследование репутационных ориентаций курсантов

442

Аннотация

Статья посвящена анализу исследования репутационных ориентаций курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), выявлению показателей, оказывающих влияние на формирование положительной и негативной репутации будущего сотрудника уголовно-исполнительной системы.Показана взаимосвязь таких личностных качеств, как дисциплинированность, мотивация самообучения и саморазвития, тревожность и импульсивность, интеллект, с репутационными ориентациями курсантов образовательных организаций ФСИН.Представлены материалы, полученные при исследовании 275 курсантов, обучающихся на 1-м курсе в Академии ФСИН России.Предполагалось, что на развитие персональной репутации будущих сотрудников ФСИН России оказывают влияние репутация командира учебной группы, дисциплинированность, мотивация к самообучению и саморазвитию, интеллект, тревожность и импульсивность.Делается вывод о том, что в первый год обучения в образовательных организациях ФСИН в образовательном процессе не уделяется должного внимания развитию у обучающихся навыков формирования и поддержания положительной репутации, что в последующем создает серьезные проблемы в их профессиональном становлении.

Общая информация

Ключевые слова: курсант, репутация, интеллект, сотрудник уголовно-исполнительной системы, развитие репутации сотрудника уголовно-исполнительной системы

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230507

Для цитаты: Гаврина Е.Е., Аксенова Г.И., Ковальчук И.А., Тюгаева Н.А. Эмпирическое исследование репутационных ориентаций курсантов // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 5. С. 67–76. DOI: 10.17759/pse.2018230507

Полный текст

 
 

Введение

Формирование репутации человека происходит в течение всей его жизни . Одним из важных этапов ее формирования у сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) является период обучения в образовательной организации Федеральной службы исполнения наказаний (далее — ФСИН России) . Именно на этом этапе закладываются основные профессиональные знания, навыки, умения, формируются представления о чести, достоинстве, порядочности, уважении, компетентности, идеальном образе сотрудника УИС; патриотизм, ответственное отношение к службе в УИС .

Актуальность заявленной проблемы связана со следующими факторами .

Во-первых, в общественном сознании отсутствуют критерии оценки положительной и отрицательной репутации . На фоне громких уголовных дел в отношении представителей руководства ФСИН, а также постоянной демонстрации в сериалах и художественных фильмах отрицательного образа сотрудника УИС гражданам становится тяжело определить критерии оценки репутации сотрудника УИС .

Во-вторых, еще не выработан единый организующий алгоритм сопровождения профессиональной деятельности сотрудника УИС на всех этапах профессионального становления, ориентированного (или предписывающего) на достижение и поддержание позитивной репутации

В-третьих, в настоящее время нет системного определения понятия репутации сотрудника УИС, эмпирически подтвержденного и апробированного в лонгитюдных исследованиях Теоретический анализ научных источников показал, что работ, посвященных изучению особенностей проявления репутации у будущих сотрудников УИС в процессе обучения в образовательных организациях ФСИН России, почти нет Авторы лишь косвенно говорят о необходимости развития духовно­нравственных качеств у курсантов, об имеющихся проблемах при профотборе абитуриентов перед поступлением в образовательную организацию и во время обучения, оказывающих негативное влияние на развитие нравственной надежности будущих специалистов .

Анализ научных источников позволил выделить следующие научные подходы:

— направленные на выявление дефици- тарных проблем в образовательном процессе (С . И . Афанасьева, А. Г. Малышев, Огородников В . И . и др . );

—         направленные на исследование путей развития репутации (А. В . Грунин, Ю . В . Кры­мова, В . М . Поздняков, Я . Н . Полякова, Е . А . Ти­мофеева и др . );

—         направленные на научно-прикладной поиск основных детерминант персональной репутации будущих сотрудников УИС (Ю . С . Исмагилова, М . М . Кашапов, Т . В . Кор­нилова, Ю . В . Пошехонова, И .А . Чигринова и др . ).

Программа исследования

Целью исследования было решение двух проблем: выявление репутационных ориентаций курсантов и дефицитарных проблем в образовательном процессе в образовательных организациях ФСИН России

Основная гипотеза состояла в следующем: существует связь между пониманием (оценкой) персональной репутации будущими сотрудниками ФСИН России и некоторыми их личностными качествами, а также репутацией командира учебной группы

Изучение заявленной проблематики было осуществлено с помощью следующего методического инструментария: анкетирование; экспресс-опрос преподавателей, руководителей учебно-строевых подразделений, наставников; тесты «Прогрессивные матрицы Ра- вена», «Личностный профиль» по Г . Айзенку (EPP Eysenck Personality Profile) .

В исследовании приняли участие 275 курсантов Академии ФСИН России . Работа проводилась через девять месяцев после их зачисления на обучение в Академию ФСИН России Указанный период позволяет обучающимся в образовательной организации оценить свою репутацию, а также своих однокурсников на соответствие идеальному образу сотрудника УИС . За этот период происходит формирование более детального представления об особенностях деятельности сотрудника УИС, его функциональных обязанностях, роли в правовом поле государства, о необходимости соблюдения должного поведения и т . д. Кроме того, выбранный период позволяет установить пробелы, имеющиеся в образовательном процессе в образовательных организациях ФСИН России, в вопросах развития положительной репутации у будущих сотрудников УИС

Для обработки эмпирических данных использовалась программа статистической обработки данных Statistica 7 . 0 .

Результаты исследования и их интерпретация

Проведенное нами исследование позволило установить, что у курсантов наблюдается низкий уровень знаний в отношении понятия «репутация». Большинство курсантов личностную активность в развитии своей репутации не проявляют

Давая определение понятию «репутация», они высказывались следующим образом: это качества личности, которые положительно характеризуют человека со стороны окружающих; социальный статус, касающийся профессионально-личностной сферы; положительные качества, которыми обладает человек и за счет которых он достигает уважения окружающих; отношение других людей к конкретному человеку; сложившееся мнение у окружающих об определенной личности и др Свою репутацию, репутацию учебной группы и командира они в основном оценивают как среднюю, причем низкие показатели репутации чаще присваивали своей учебной группе (табл 1) Необходимо отметить, что результаты их оценок относительно репутации у них и их однокурсников совпадают с оценками, полученными в ходе экспресс- опроса руководителей учебно-строевых подразделений и преподавателей

Этот факт говорит о том, что у большинства обучающихся нет стремления к развитию положительной репутации своей учебной группы, а следовательно, они не стремятся к сплочению, взаимоуважению, поддержке, коллективному выполнению заданий Это означает, что после обучения, при назначении на должность, они также будут думать только о себе . В то же время 42% из числа обследуемых оценивают свою репутацию как очень высокую (9%) и высокую (33%) (табл 1)

Таблица 1

Оценка сформированности репутации у курсантов, %

 
 

Оценка репутации Объекты оценивания

Очень высокая

Высокая

Средняя

Низкая

Не сформирована

Персональная репутация как сотрудника УИС

9

33

48

5

5

Репутация учебной группы

0

14

48

38

0

Репутация командира группы

0

14

57

24

5


62% курсантов, принимавших участие в исследовании, заявили, что официальных документов, обеспечивающих формирование
репутации у сотрудников УИС, нет; 38% утверждали, что такие документы есть, но лишь 19% из них перечислили их .

Примечательным является тот факт, что мнения курсантов относительно личностных качеств человека, оказывающих положительное и отрицательное влияние на формирование репутации, очень расходятся .

В качестве наиболее часто встречающихся ответов в отношении качеств сотрудников УИС, способствующих формированию положительной репутации, они выделили: дисциплинированность (24%), ответственность (19%), добросовестность (14%), справедливость (24%), эмоциональную стабильность (14%), смелость (14%), доброжелательность (19%), умение держать слово (14%) и уважать людей (14%) .

 

Таблица 2

Личностные качества и представления об их влиянии на формирование отрицательной репутации, %

Личностные качества

Процент курсантов, указавших личностные качества, оказывающие влияние на формирование отрицательной репутации

Безответственность

43

Лживость

19

Агрессивность

14

Избегание трудностей

9

Пассивность

9

Неуравновешенность

9

Чаще всего встречаются следующие высказывания относительно личностных качеств сотрудников УИС, оказывающих негативное влияние на формирование репутации: безответственность (43%), лживость (19%), агрессивность (14%), избегание трудностей (9%), пассивность (9%), неуравновешенность (9%) (табл 2)

Многие курсанты отметили, что на развитие положительной репутации оказывают влияние стремление сотрудников УИС к обучению, отношения в коллективе, условия трудовой (учебной) деятельности, взыскания, жизненные трудности

На наличие слабо сформированного понятийного аппарата у курсантов относительно понятия «репутация» указывает то, что они, отвечая на вопрос о том, какие факторы (условия) могут повлиять на формирование положительной репутации сотрудника УИС, перечисляют только личностные качества людей, такие как добросовестность, педантичность, общительность, честность, искренность, доброжелательность

Кроме того, курсанты предлагали следующие рекомендации для формирования положительной репутации у сотрудников УИС: добросовестно относиться к своим обязанностям, чаще обращаться к установленным нормам и правилам, совести, организовывать и проводить с сотрудниками индивидуально-психологическую работу по формированию у них положительной репутации и т д

Никто не высказал идеи о необходимости обучения курсантов приемам сохранения, поддержания и развития положительной репутации сотрудника УИС .

Анализ полученных данных показывает низкую информированность курсантов образовательных организаций ФСИН России о понятии «репутация», а это, в свою очередь, выявляет наличие проблем в развитии у них положительной репутации

Статистическая проверка результатов обследования по тесту «Личностный профиль» по Г. Айзенку (EPP Eysenck Personality Profile) показала наличие достоверных различий в группах курсантов, оценивающих свою репутацию как низкую или несформирован- ную, и курсантов, оценивающих свою репутацию как высокую, по следующим шкалам: «тревожность», «импульсивность», «самоунижение» (использовался U-критерий Манна— Уитни, р<0,05: n1=27, n2=115) (табл . 3) .

По остальным шкалам достоверных различий нет Анализ среднеарифметических показателей позволяет утверждать, что курсанты, указывающие на низкий уровень своей репутации, являются более тревожными, склонными к самоунижению, импульсивности по сравнению с курсантами, высоко оценивающими свою репутацию

Проведенное исследование с помощью теста прогрессивных матриц Равена позволило разделить обследуемых курсантов на три группы:

—         курсанты со средним уровнем интеллекта (164 человека, 59%);

—         курсанты с интеллектом выше среднего (76 человек, 28%);

—         курсанты с высоким уровнем интеллекта (35 человек, 13%) .

Заметим, что устанавливается очень интересная закономерность: курсанты, оценивающие свою персональную репутацию как «очень высокую» и «высокую», имеют в основном высокий уровень интеллекта (табл 4)

Таблица 3

Результаты проверки по критерию Манна—Уитни, p<0,05*

Шкалы

Rank Sum Group 1

Rank Sum Group 2

U

Z

p-level

Z adjusted

p-level

2*1 sided exact p

Импульсивность

2600,5

7552,5

882,5

3,48

0,0005

3,51

0,00045

0,00038

Тревожность

2683,0

7470,0

800,0

3,91

0,00009

3,96

0,00007

0,00006

Самоунижение

2471,5

7681,5

1011,5

2,81

0,00492

2,84

0,00448

0,00450

 
 
Таблица 4
Сравнительный анализ оценивания курсантами сформированности репутации в зависимости от уровня интеллекта, %
 

Оценка репутации Группы курсантов

Очень высокая

Высокая

Средняя

Низкая

Не сформирована

Со средним уровнем интеллекта

0

5

44

4

5

С интеллектом выше среднего

2

22

4

1

0

С высоким уровнем интеллекта

7

6

0

0

0


 
 

Рис. Корреляционная плеяда высоко оценивающих репутацию (p<0,01)

Проведенный корреляционный анализ, схематично представленный на рисунке, по-казал, что курсанты, высоко оценивающие свою репутацию, дают высокие оценки репутации командира учебной группы (+0,65), считают, что дисциплинированность (+0,56), стремление к самообучению (+0,63) и саморазвитию (+0,63) способствуют развитию положительной репутации . Такие личностные качества, как умение отвечать за свои слова (-0,63), трудолюбие (-0,63), по их мнению, не будут оказывать влияния на развитие репутации . По их мнению, такие личностные качества, как беспомощность (-0,63) и неадекватность (-0,63), не оказывают негативного влияния на развитие репутации. Для них также характерно наличие интеллекта выше среднего (+0,47) и высокий уровень интеллекта (+0,56)

Курсанты, дающие невысокие оценки своей репутации, имеют противоположные характеристики

Выводы

Теоретический анализ научных источников показал, что специфика профессиональной деятельности сотрудника УИС требует от него наличия положительной репутации, а также умений и навыков по ее сохранению, поддержанию и развитию . Однако проведенное исследование показало, что в процессе обучения на 1-м курсе в образовательной организации ФСИН России навыки по развитию репутации имеются лишь у небольшого процента обучающихся Следовательно, по завершении обучения в образовательной организации ФСИН России молодой специалист, не имеющий сформированной компетенции в области сохранения, поддержания и развития положительной репутации, соответствующей образу идеального сотрудника УИС, может совершить ряд профессиональных ошибок, которые могут не только отрицательно сказаться на имидже всей УИС, но и привести к совершению им противоправного поступка

Несмотря на то что изучение влияния семьи на формирование репутации курсантов осталось за рамками нашего исследования, мы можем предположить, что наличие низких репутационных ориентаций курсантов связано в первую очередь с нарушениями процесса воспитания в семье, детском саду, школе

Установлено, что курсанты, оценивающие свою репутацию как высокую, не склонны к тревожности и импульсивности, дисциплинированы, имеют высокий уровень интеллекта, стремятся к самообучению и саморазвитию Можно предположить, что наличие тревожности и импульсивности у курсантов с низкими репутационными ориентациями связано с имеющимися страхами при общении с окружающими и ожиданием получения негативных оценок в свой адрес . Данный факт можно соотнести с эффектом «искажения социального восприятия» И . В . Никитиной и А . Б . Хол­могоровой, согласно которому тревожные студенты оценивают себя и своих товарищей с отрицательной стороны. Полученные результаты показывают, что в период обучения в образовательной организации необходимо разрабатывать психолого-педагогические программы для указанной категории обучающихся, направленные на формирование навыков саморегуляции, уверенности в себе, коммуникативной компетентности, развитие адекватной самооценки, что, в свою очередь, будет способствовать формированию положительной репутации

Установление такого факта, как оцени­вание обучающимися со средним уровнем интеллекта своей репутации в основном как средней, свидетельствует о необходимости проведения дополнительных мероприятий в рамках образовательного процесса, стимулирующих развитие у них положительной репутации .

Одной из причин слабой информированности о понятии «репутация» у курсантов 1-го курса может быть отсутствие у них даже элементарных представлений о самом понятии «репутация», о том, какие личностные качества, факторы оказывают влияние на ее развитие Выявленная проблема актуализирует процесс психолого-педагогического сопровождения обучающихся курсантов с низкими репутационными показателями и обозначает необходимость включения в образовательные программы высшего образования для обучающихся в образовательных организациях ФСИН России компетенции, направленной на развитие у них положительной репутации . Необходимо уделить особое внимание формированию у обучающегося в образовательной организации ФСИН России компетенции, направленной на поддержание у окружающих положительного мнения о нем как о достойном сотруднике УИС, о его нравственном облике, основанном на его предшествующем поведении и выражающемся в признании его заслуг, авторитета, в том, чего от него ожидают в дальнейшем, определении меры ответственности, возлагаемой на него, умении оценивать свои поступки и прогнозировать их оценку окружающими

Формирование обозначенной компетенции у курсантов предполагает реализацию комплексного подхода, заключающегося в обучении, воспитании и развитии . Комплексный характер воспитательного воздействия включает в себя несколько звеньев: психолого-педагогическая поддержка, являясь самостоятельным звеном, связана как с диагностическим и исследовательским этапом, так и с будущим оптимальным состоянием личности курсанта как субъекта образовательного процесса и носителя положительной репутации . Необходимо отметить, что сформированные репутационные знания у курсантов без наличия убеждений в их ценности для них при исполнении обязанностей по должности не будут применяться ими на практике . Именно поэтому при формировании репутационной компетенции у курсантов необходимо не только предоставлять знания, но и через воспитание убеждать их в важности сохранения и поддержания положительной репутации для их профессионального становления При решении этой задачи главным является обеспечение сознательного выбора курсантом ориентированного поведения на положительную репутацию

Разработка воспитательных программ, направленных на формирование положительной репутации у курсантов образовательных организаций ФСИН России, является прикладной задачей дальнейших исследований по данной теме.

Литература

  1. Афанасьева С.И. Нравственное воспитание слушателей учебных центров ФСИН России и педагогические условия его совершенствования: дисc.… канд.пед.наук.Рязань, 2011.203 с.
  2. Горчакова В.А., Ланда Л.А., Матыцына В.А., Краснова В.В., Клименкова Е.Н., Холмогорова А.Б. Психологическая дезадаптация у студентов системы среднего и высшего профессионального образования: сравнительный анализ // Психологическая наука и образование.2013.№ 4.С.5—15.
  3. Грунин А.В. Формирование моральной ответственности курсантов в воспитывающей среде вуза: дисc.… канд.пед.наук.Кострома, 2011.190 с.
  4. Исмагилова Ю.С. Психолого-педагогические детерминанты формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России: дисc.… канд.психол.наук.Тамбов, 2010.192 с.
  5. Кашапов М.М., Пошехонова Ю.В. Метакогнитивные ресурсы преподавателя как субъекта образования // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Безопасность и развитие личности в образовании» (г.Таганрог, 14—16 мая 2015 г.).Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2015.С. 94—98.
  6. Крымова Ю.В. Психодинамика личностной лояльности обучающихся в Академии ФСИН России как психологическая основа их профессионализации: автореф.дисс.… канд.психол.наук.Рязань, 2013.24 с.
  7. Малышев А.Г. Формирование морально- психологических качеств курсантов в процессе их профессиональной подготовки в вузах Федеральной службы исполнения наказаний России: Автореф.дисс.… канд.пед.наук.Калуга, 2013.20 с.
  8. Огородников В.И. Управление персоналом в условиях реформирования УИС Минюста России: дисс....канд.юрид.наук.Рязань, 2003.204 c.
  9. Поздняков В.М. Психологическая культура сотрудников уголовно-исполнительной системы России и пути ее развития в ведомственных вузах // Международный пенитенциарный журнал.2016.№ 3(7).С.16—20.
  10. Полякова Я.Н. Психологическое сопровождение сотрудников УИС как фактор развития их профессионально важных качеств // Материалы Международной научно-практической межведомственной конференции «Уголовно- исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики» (г.Самара, 16— 17 июня 2016 г.).Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2016.С.482—485.
  11. Тимофеева Е.А. Правовая подготовка сотрудника пенитенциарной системы: историко- педагогический анализ отечественного и зарубежного опыта: монография.Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2013.206 с.
  12. Корнилова Т.В., Чигринова И.А. Личностные ценности, принятие неопределенности и макиавеллизм как предикторы морального выбора // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы / Под общ.ред.В.А. Барабанщикова.М.: Институт психологии РАН, 2010.С. 670—674.

Информация об авторах

Гаврина Елена Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент, начальник кафедры общей психологии психологического факультета, ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» (Академия ФСИН России), Рязань, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8131-8122, e-mail: Gawrina_Elena@mail.ru

Аксенова Галина Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии, ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» (Академия ФСИН России), Рязань, Россия, e-mail: polinaax@mail.ru

Ковальчук Илья Александрович, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (ФГКОУ ВО Академия ФСИН России), Рязань, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5400-9815, e-mail: iljakvlchk@rambler.ru

Тюгаева Нина Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры.юридической психологии и педагогики, ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» (Академия ФСИН России), Рязань, Россия, e-mail: upip2009@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1315
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 442
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2