Границы воспроизводства научных традиций в региональных научных школах (на материале научной школы У.В. Ульенковой)

341

Аннотация

Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на определение детерминант, влияющих на сохранение проблематики научной школы ее выпускниками, выполненное на примере научной школы У.В. Ульенковой (школа формулирует уникальный подход к психодиагностике и коррекции детей с задержкой психического развития — ЗПР).Предполагалось, что выпускники изучаемой научной школы, содержательно сохранившие проблематику и направление исследований основателя школы, обладают высокой результативностью научных достижений.В процессе исследования была реконструирована сеть из 42 выпускников изучаемой научной школы, собраны данные относительно их научной продуктивности, включая показатели публикационной активности в РИНЦ.Было выявлено, что сохранение «научной программы» научного руководителя нетипично для данной сети выпускников, а ориентация на изучение проблем детей с ЗПР тесно связана с непосредственным цитированием работ У.В.Ульенковой и цитированием работ других участников аспирантской сети.Ключевая роль в статье отводится социальному капиталу аспирантской сети: готовность к соавторству, готовность читать и цитировать работы других выпускников аспирантской школы положительно коррелируют со всеми основными показателями научной продуктивности исследуемой сети.

Общая информация

Ключевые слова: аспирантская школа, научная школа, наукометрические показатели

Рубрика издания: Научные школы

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230512

Финансирование. Работа выполнена в ходе проведения исследования № 17-01-0041 «Взлеты и падения региональных научных школ» в рамках программы «Научный фонд Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)» в 2017—2018 гг.и в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации «5—100».

Для цитаты: Радина Н.К. Границы воспроизводства научных традиций в региональных научных школах (на материале научной школы У.В. Ульенковой) // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 5. С. 124–132. DOI: 10.17759/pse.2018230512

Литература

  1. Арпентьева М.Р. Особенности научного творчества в контексте развития научных школ // Гуманитарные ведомости ТГПУ им.Л.Н.Толстого.2015.№ 3.С.25—34.
  2. Аспирантские школы НИУ ВШЭ [Электронный ресурс].URL: https://aspirantura.hse.ru/asp_school (дата обращения: 08.09.2017).
  3. Бедный Б.И., Казанцев В.Б., Чупрунов Е.В. Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре: исследовательские школы // Высшее образование в России.№ 6.2014.С.34—42.
  4. Васильев А., Марков В. Коллективная научная деятельность в России: сравнение эффективности отечественной и зарубежной форм организации // Власть.2013.№ 1.С.48—53.
  5. Володарская Е.А. Науковедческий анализ научной школы О.К.Тихомирова // Методология и история психологии.2009.№ 4(4).С.28—44.
  6. Козлова Л.А. «Научная школа» в научной политике и социальном исследовании // Вестник института социологии.2014.№ 3(10).С.46—65.
  7. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений.СПб: Питер, 2005.304 с.
  8. Субетто А.И. Ноосферная научная школа в России: итоги и перспективы.СПб: Астерион, 2012.75 с.
  9. Шестак В.П., Шестак Н.В. Аспирантура как третий уровень высшего образования // Высшее образование в России.2015.№ 12.С.22—34.
  10. Шутова Н.В., Кисова В.В. Становление и пути развития психологического образования в Горьковском государственном педагогическом институте в 20—80 годы XX века // Вестник Мининского университета.2016.№ 2.С.16.
  11. Ярошевский М.Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке / Под ред С.Р. Микулинского, М.Г.Ярошевского, Г.Креба, Г. Штейнера.М.: Наука, 1977.С.7—97.

Информация об авторах

Радина Надежда Константиновна, доктор политических наук, профессор, кандидат психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (ФГАОУ ВО ННГУ), Нижний Новгород, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8336-1044, e-mail: rasv@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1238
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 341
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4