Адаптация опросника «Поведенческие особенности антисоциальной креативности»

3166

Аннотация

Представлены результаты адаптации русскоязычной версии опросника The Malevolent Creativity Behavior Scale, разработанного под руководством М. Ранко (Hao et al., Front.Psychol.2016.Vol.7.P.682).Адаптация проводилась в 2016—2018 гг.на выборке из 458 человек (осужденные за корыстные, агрессивно-корыстные и агрессивно-насильственные преступления; сотрудники силовых ведомств, футбольные болельщики; учащиеся образовательных учреждений разного профиля г.Москвы).Трехфакторная структура переводной версии соответствует оригинальной версии и включает 3 шкалы: «Нанесение вреда», «Ложь» и «Злые шутки».Выявлены значимые корреляции интегральной шкалы с агрессией, враждебностью, гневом (опросник Басса—Перри), поиском новизны (TCI-125), значимые позитивные предикторы антисоциальной креативности — агрессия и враждебность.Анализируются различия с оригинальной версией опросника.Анализ модераторов показал, что ценности социального фокуса «Традиции» и «Конформизм-правила» (PVQ-R) могут блокировать связь компонентов агрессии с антисоциальной креативностью.Устойчивость факторной структуры опросника подтверждена на разных выборках испытуемых, проведена оценка конструктной валидности и ретестовой надежности.По результатам адаптации переводную версию опросника можно использовать в практических и исследовательских целях.Составлено ядро профиля антисоциальной креативности.Предлагаются направления дальнейших исследований.

Общая информация

Ключевые слова: антисоциальная креативность, агрессия, враждебность, ценности социального фокуса, осужденные за мошенничество, кадеты, сотрудники полиции

Рубрика издания: Психологическая диагностика

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230603

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-06-00608- ОГН «Личностные и ситуативные особенности асоциальной и негативной креативности».

Для цитаты: Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н., Митина О.В., Мешков И.А. Адаптация опросника «Поведенческие особенности антисоциальной креативности» // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 6. С. 25–40. DOI: 10.17759/pse.2018230603

Полный текст

 

Введение

Креативность — феномен, изучаемый благодаря его позитивным проявлениям, касающимся создания нового продукта/идеи для пользы общества . Основной массив исследований основан на изучении таких характеристик, как особенности дивергентного мышления; личностные корреляты процесса; ситуация и окружение, способствующие или мешающие проявлению креативности; креативный потенциал, представляющий собой качественное и количественное соотношение перечисленных компонентов, особенности различных областей деятельности и задач, для решения которых привлекаются творческие способности; результаты кре­ативного процесса в виде идеи или продукта, обладающего характеристиками эффективности, новизны, полезности, оригинальности. При этом за рамками исследования остаются результаты креативного процесса, которые проявляются в нанесении вреда другим людям намеренно или ненамеренно при решении проблем в социальном взаимодействии По интенциальности нанесения вреда зарубежные авторы выделяют негативную и асоциальную/вредоносную (malevolent) кре­ативность. Под антисоциальной креативностью мы понимаем решение нелегитимной задачи нелегитимными или деструктивными способами, нанесшими вред другим людям доносной креативности вызван проблемами противодействия терроризму и предотвращения криминальных деяний, зачастую являющихся примером изобретательности как по самой идее, так и по дерзости способов ее реализации . В России этот список может быть продолжен такими явлениями, как коррупция, мошенничество, акты вандализма, кибер­преступления, что делает проблему изучения вредоносной креативности чрезвычайно актуальной

В настоящее время данная тематика активно разрабатывается в США и Китае, однако исследователи отмечают сложности, связанные с отсутствием, во-первых, методологического аппарата, а во-вторых, адекватного инструментария для изучения феномена. Здесь следует выделить две проблемы . Первая касается того, что вредоносный креа­тивный потенциал не только связан с криминальным поведением и терроризмом, но может проявляться и в обыденной жизни при решении проблем в социальном взаимодействии: во лжи и обмане, злословии, отказе от сотрудничества, манипулятивном поведении, в физической агрессии, пассивной агрессии При этом акторы а) могут и не осознавать, что наносят вред своим поведением или б) не имеют намерения нанести вред другим людям . Вторая проблема состоит в том, что если мы имеем дело с группой, то разработчиком идеи может быть один человек, а ее реализатором — другой. Исходя из данных обстоятельств решение обозначенных проблем представляется в расширении категорий обследуемых, которые не должны ограничиваться только людьми, обладающими высоким креативным потенциалом . Что касается конструктной валидности инструментария, то она должна опираться на расширенный спектр методик, включающий моральные и ценностные аспекты, регулирующие поведение, в том числе наносящее вред. При этом следует принимать во внимание, что в лабораторных условиях обследуемые решают поставленные в задании задачи, а как они при тех же обстоятельствах поступят в жизни, не известно, что, в свою очередь, также диктует расширение категорий обследуемых и включение выборок людей с различными видами девиантного и криминального поведения .

Что касается диагностического инструментария, то, согласно результатам зарубежных исследований, имеющийся у личности креативный потенциал обязательно проявится в подходящих для этого условиях. Было показано, что провоцирующими зловредную креативность условиями являются ситуации с угрожающими стимулами, мести, скрытости и анонимности. Для диагностики антисоциальной креативности респондентам предлагаются проблемные ситуации с заданием придумать как можно больше идей отомстить обидчику и при этом остаться незамеченным . Количество предлагаемых решений подсчитывается (показатель беглости), и оценивается их оригинальность . Данный метод имеет ограничения, связанные с социальной желательностью респондентов, особенно в случае, когда предлагаемая ситуация касается нарушения общественных традиций и норм. Результаты наших пилотных исследований показали, что важную роль в выявлении антисоциальной креативно­сти играют легитимность задачи, значимость ситуации для обследуемых и количество проблемных ситуаций, которых должно быть несколько, и не только ситуаций с отрицательной коннотацией, но и просоциальной. Для нас неожиданным оказался результат, когда у некоторых подростков антисоциальная креативность проявилась только в про­социальной ситуации. Таким образом, антисоциальная креативность имеет ситуативный характер

Исходя из всего вышесказанного нами была выбрана для адаптации (с разрешения авторов) наиболее оптимальная методика диагностики вредоносной креативности, единственная на настоящий момент, касающаяся проявления антисоциальной креативности в поведении Группой исследователей под руководством М Ранко был разработан опросник The Malevolent Creativity Behavior Scale (MCBS), позволяющий выявить поведенческие особенности индивида, коррелирующие с вредоносным креативным потенциалом. Апробация оригинальной версии опросника проводилась на 908 участниках, из которых 301 мужчины (Мср=22,91, SD=4,27) . Для проверки конструктной валидности использовались методики агрессии Басса—Перри, субшкалы «Открытость опыту» и «Экстра­версия» опросника NEO-PI-R, проблемная ситуация (задание: придумать как можно больше идей отомстить за нанесенный ущерб в условиях анонимности) и опросник, состоящий из 19 описаний креативного поведения в повседневной жизни (на основании ответов по 5-балльной шкале Лайкерта можно судить о способности воображения) Оригинальная версия опросника показала высокие показатели репрезентативности, надежности, согласованности (а Кронбаха составила 0,80 для фактора «Нанесение вреда», 0,76 для фактора «Ложь»; 0,61 для фактора «Злые шутки») и конвергентную валидность (индексы соответствия рассматриваемой модели в ходе кон- фирматорного анализа составили: c2/df =2,86; GFI=0,95; AGFI=0,92; RMSEA=0,06; CFI=0,94)2 . А также продемонстрировала, что индивиды, имеющие высокие баллы по вредоносной креативности, предпочитают решать возникающие проблемы креативными способами и с нанесением вреда . Последнее, а также ложь и злые трюки/шутки очень часто предполагают наличие креативности у человека в различных жизненных ситуациях, особенно в ответ на причиненный вред . Данный факт подтверждается значимыми положительными корреляциями с агрессией, экстраверсией, открытостью опыту, воображением . Согласно регрессионному анализу, из четырех переменных значимым позитивным предиктором шкалы MCBS (зависимая переменная) стала агрессия (р=0,50, p < 0,01), а также воображение (Р=0,22, p < 0,01).

Авторы оригинальной версии опросника не проверяли его на представителях групп, отличающихся различными видами девиант­ного поведения . Кроме того, выборка при адаптации опросника состояла из студентов, а ее большую часть составили женщины, что также существенно сказывается на понимании феномена, ограниченном в данном случае гендерными и возрастными особенностями . Учитывая, что, во-первых, девиантное поведение может опосредоваться комплексом характеристик: поиском новизны (показателем темперамента в соответствии с био­социальной моделью личности, автором которой является К . Клонинжер) и агрессией, а также сниженной значимостью ценностей социального фокуса, во-вторых, важную роль в антисоциальной креативности может играть враждебность, для понимания психологических механизмов использования творческого потенциала в антисоциальных целях необходимо исследовать влияние таких ключевых параметров, как агрессия, враждебность, поиск новизны, ценности социального фокуса («Традиция» и «Конформизм») в качестве регуляторов поведения в антисоциальной креативности

Материалы и методы

Участники

Данные для адаптации опросника были получены на выборке из 458 человек: из них 74 осужденных за корыстные, агрессивно­корыстные и агрессивно-насильственные преступления; сотрудники силовых ведомств, футбольные болельщики; 285 учащихся образовательных учреждений разного профиля г . Москвы . В табл . 1 представлен состав выборки Всем участникам для заполнения раздавались бланки . Исследование проводилось в 2016—2018 гг .

Методики и гипотезы

Оригинальная версия опросника MCBS включает 3 шкалы — «Нанесение вреда» (6 пунктов), «Ложь» (4 пункта) и «Злые шутки» (3 пункта), именно по данным показателям проявляется вредоносная креативность в ситуациях обыденной жизни Трехфакторная структура опросника подтвердилась в результате эксплораторного факторного анализа Опросник содержит 13 вопросов . Респондентам предлагается выбрать один ответ в соответствии с частотой каждого действия в обыденной жизни при ответе на заданный вопрос: «никогда», «редко», «иногда», «часто» или «всегда/обычно» Ответы кодировались от 0 до 4 (соответственно) . Баллы по шкалам суммировались с таким расчетом, что чем больше баллов, тем выше показатель вредоносной креативности, таким образом, согласно авторам опросника, вредоносная креативность диагностируется по общей шкале опросника В процессе апробации были осуществлены перевод опросника на русский язык и обратный перевод на английский язык, который показал адекватность русскоязычной версии

Для проверки конструктной валидности опросника и выдвинутых нами гипотез использовались адаптированные на российской выборке опросники:

1)          шкала «Поиск новизны» опросника TCI-125 К . Клонинжера, которая хорошо зарекомендовала себя при исследовании де­виантного поведения скинхедов;

2)          опросник агрессии Басса—Перри для диагностики когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов агрессии . Испытуемым предлагается оценить 29 утверждений по 5-балльной шкале Лайкерта от 1 «очень на меня не похоже» до 5 «очень на меня похоже» Важной особенностью опросника является «обнаруженная связь между самоотчетом о склонности к агрессии и реальным агрессивно-насильственным поведением»;

3)          сокращенный вариант NEO-FFI опросника NEO PI-R П . Коста и Р . Макраэ;

4)          портретный ценностный опросник Шварца — пересмотренный PVQ-R на основе усовершенствованной теории 19 базовых индивидуальных ценностей, объединяющихся в ценности высшего порядка Для нас важно, что дальнейшая работа по апробации авторами данного опросника состоит «в исследовании связи ценностей и широкого набора типов поведения, которые данные ценности должны предсказывать». Кроме того, в зависимости от исследовательских целей допускается использование отдельных ценностей.

Результаты адаптации опросника и их обсуждение

Оценка уровня факторных нагрузок

шкал опросника

Анализ факторных нагрузок проводился согласно распределению вопросов по шкалам, в оригинальной версии опросника (см . табл . 2) .

Таблица 1

Состав выборки

Состав выборки

Пол

Всего

Возраст

Мср±SD

женский

мужской

1

Осужденные

0

74

74

36,53±8,06

2

Силовые ведомства

6

71

77

27,19±3,71

3

Футбольные фанаты

0

22

22

23,05±7,01

4

Кадеты

25

72

97

15,41±0,64

5

Студенты

104

32

136

21,26±3,57

6

Школьники

33

19

52

15,96±0,52

Всего

168

290

458

 

Таблица 2

Распределение пунктов опросника по шкалам и показатели альфа Кронбаха

 

 

Модель 1

Модель 2

Вопросы

Шкала 1. Причинение вреда

0,809

0,823

1

Как часто вы думаете о том, чтобы отомстить своим обидчикам?

. 779

.801

2

Как часто у вас возникают идеи относительно новых способов наказания тех людей, которые этого заслуживают?

. 758

.768

3

Как часто у вас возникают идеи о том, как избавиться от тех, кто мешает осуществлению ваших планов?

. 760

.779

4

Как часто вы наносите вред кому-либо новым, оригинальным способом?

. 777

.800

5

Как часто у вас возникает идея навредить самому себе?

. 823

 

6

Как часто у вас появляются мысли о новых способах причинения вреда другим в этом грубом, жестоком мире?

. 770

.791

 

Шкала 2. Ложь

0,694

0,725

7

Как часто вы обманываете других, для того чтобы решить проблемную ситуацию?

. 646

.673

8

Как часто вы придумываете отговорки, чтобы оправдать собственные поступки?

. 596

.647

9

Как часто у вас появляется беспокойство, что при обмане кого- либо ваша ложь может быть раскрыта?

. 687

. 718

10

Как часто вы думаете о том, чтобы скрыть неблаговидные поступки от окружающих?

. 592

.660

 

Шкала 3. Злые шутки

0,699

. 710

11

Как часто у вас возникают мысли зло подшутить над кем-либо?

. 538

n/a

12

Как часто вы пытаетесь злыми шутками отомстить другим?

. 571

n/a

13

Как часто у вас возникают идеи нарушить правила, когда общепринятые способы не работают?

. 710

.694 (ко второй шкале)

Таблица 2

Распределение пунктов опросника по шкалам и показатели альфа Кронбаха

Так, тест Колмогорова—Смирнова показал, что для большинства пунктов распределение является пуассоновским с лямбда меньшим 1,6 . Исключение составляют пункты 5—8, но и в них тоже нормальность отсутствует . Поэтому при выполнении КФА мы использовали AGLS — метод, который предназначен для анализа данных с распределением, отличающимся от нормального3.

Было протестировано 7 моделей, в которых был исключен пункт 5:

М1 — пункты относятся к своим шкалам как в оригинальной версии опросника Все факторные нагрузки значимы

М2 — пункт 13 является полинагружен- ным: детерменирован не только фактором «Злые шутки», но и фактором «Ложь», эта модель значимо лучше При этом нагрузки и на второй, и на третий фактор значимы, но на второй больше

M3 — если мы вообще изымем пункт 13 из шкалы «Злые шутки», то модель ухудшается значимо Таким образом, оставляем полина- груженную модель

М4 — все пункты детерминируются одним общим фактором Такая модель значимо хуже

М5 1 — существует фактор второго порядка, детерминирующий все три фактора для модели M1, по индексам согласованности идентична М1

М5 2 — существует фактор второго порядка, детерминирующий все три фактора для модели M2, по индексам согласованности идентична М2

Таблица 3

Индексные характеристики тестируемых моделей

 

Модель

х2

df

p-значение

AGLS

RMSEA

М1

156

51

< 10-3

0,919

0,067

М2

133

50

< 10-3

0,930

0,061

М3

148

51

< 10-3

0,923

0,065

М4

222

54

< 10-3

0,884

0,083

М5 . 1

156

51

< 10-3

0,919

0,067

М5 . 2

133

50

< 10-3

0,930

0,061

М5 . 3

148

51

< 10-3

0,923

0,065

Примечание: df — число степеней свободы; RMSEA, AGLS — индексы, позволяющие установить согласованность модели с данными .
Таблица 4

Значимые корреляции интегрального показателя антисоциальной креативности

Коэффициент корреляции

Количество испытуемых p-значение

Опросник Басса—Перри*

Враждебность

0,360

354

<10-3

Гнев

0,333

354

<10-3

Агрессия

0,205

354

<10-3

Общая шкала агрессии

0,365

354

<10-3

Ценностный опросник Ш . Шварца**

Традиция

-0,187

190

0,010

Конформизм: межличностный

-0,180

190

0,013

Опросник К . Клонинжера***

Поиск новизны

0,369

173

<10-3


Примечание: «*» — проводился на всех подвыборках и частично среди студентов; «**» — проводился частично среди осужденных, школьников и кадетов; «***» — проводился на подвыборках: МВД, частично на подвыборке осужденных, частично на подвыборке школьников, частично на подвыборке студентов .

М5 . 3 — существует фактор второго порядка, детерминирующий все три фактора для модели M3, по индексам согласованности идентична М3

В табл . 3 содержатся индексы согласованности всех 7 моделей, полученные с помощью программы структурного моделирования EQS. Видно, что модель М5 . 2 с очень высоким уровнем значимости «выигрывает» перед всеми остальными моделями . Таким образом, можно утверждать валидность введенных конструктов Для рассмотрения мы оставили иерархическую модель с полинагруженностью пункта 13 (модель М5 . 2), которая имеет лучшую согласованность и теоретически обоснована

Конструктная валидность опросника Исследовав факторную структуру опросника, мы перешли к анализу его конструктной валидности, в ходе которого проверялись гипотезы: 1) о корреляции интегрального показателя антисоциальной креативности с агрессией, враждебностью, гневом, параметром темперамента «Поиск новизны», открытостью опыту и экстраверсией; 2) учитывая тот факт, что девиантное поведение опос­редуется низкой выраженностью ценностей социального фокуса, мы предположили, что поведенческие проявления антисоциальной креативности могут быть отрицательно связаны с ценностями социального фокуса В табл . 4 представлены значимые корреляции показателя антисоциальной креативности с показателями, измеряемыми другими опросниками

Согласно полученным результатам на общей выборке, общая шкала антисоциальной креативности значимо положительно коррелирует с агрессией, враждебностью, гневом и поиском новизны (табл . 4), однако пошаговый регрессионный анализ показал, что лишь 14% дисперсии значений общей шкалы антисоциальной креативности объясняются агрессией и враждебностью (р=0,243; 0,227 соответственно, p < 0,01) . Это значит, что есть не учтенные нами показатели и список пре­дикторов может быть расширен

Таблица 5

Корреляции антисоциальной креативности с компонентами агрессии в группах

Группы

Агрессия

Г нев

Враждебность

Интегральный показатель агрессии

Осужденные-м

0,241*

0,255*

нет

0,301**

Футбольные болельщики-м

0,540*

0,455*

0,633**

0,637**

Кадеты-м

0,294*

0,413**

0,439**

0,429**

Кадеты-ж

0,660**

нет

0,451*

0,570**

Студенты-ж

0,462*

нет

0,601**

0,640**

Силовые структуры-м

0,307**

0,300*

0,514**

0,481**


Примечание: «*» — корреляция значима на уровне р < 0,05; «**» — корреляция значима на уровне р<0,01; «нет» — отсутствие корреляций; «м» — мужской пол, «ж» — женский пол .

Следует пояснить, что корреляции по группам параметра антисоциальной креативности с компонентами агрессии, экстраверсии, открытости опыту проводились, во-первых, по аналогии с процедурами, осуществленными авторами оригинальной версии опросника, а во-вторых, с дополненными параметрами «Поиск новизны» и ценностями «Традиция» и «Конформизм» в соответствии с выдвинутыми нами гипотезами При этом, во-первых, ни в одной из групп не было выявлено корреляций с открытостью опыту и экстраверсией (см . табл . 4), а во-вторых, в группе студентов мужского пола не были выявлены значимые корреляции также и с компонентами агрессии (см табл 5) Отсутствие корреляций антисоциальной креативности с перечисленными шкалами опросника NEO-FFI (который проводился на подвыборках осужденных и кадетов) не согласуется с результатами авторов оригинальной версии опросника. Полученные нами результаты можно объяснить тем, что у данных представителей подвыборок может отсутствовать креативный потенциал для создания новых и оригинальных решений/идей, именно открытость опыту и экстраверсия являются параметрами, ассоциирующимися с креатив­ностью В данном случае нам представляется важным не наличие потенциала придумать, как можно нанести вред, а возможность и способность осуществить идеи, придуманные другими . Что касается отсутствия корреляций MCBS с компонентами агрессии в подвыборке студентов мужского пола, а также с враждебностью в подвыборке осужденных (см . табл . 5), то здесь можно предполагать наличие модераторов связи компонентов агрессии и антисоциальной креативности, подтверждение чему было получено при анализе ценностей социального фокуса в качестве модераторов такой связи (см . табл . 6) .

Учитывая низкие, хотя и значимые отрицательные коэффициенты корреляции с ценностями социального фокуса, которые показывают, что эти ценности все же оказывают влияние, мы предположили, что ценности могут стать модераторами поведенческих проявлений антисоциальной креативности, во-первых, у агрессивных и враждебных людей, а во-вторых, существуют гендерные особенности такой связи Для проверки данной гипотезы мы провели анализ модераций по группам по следующей схеме: 5 независимых переменных: агрессия, враждебность, гнев, общая шкала агрессии, поиск новизны; зависимая переменная — общий показатель антисоциальной креативности; модераторы — ценности социального фокуса «Традиция» и «Конформизм».

В каждом случае для каждой группы рассматривалось следующее регрессионное уравнение:

Y= a0 + аЛ-Х + a2Mo + a3XMo

Xэто независимая переменная (агрессия, гнев и враждебность),

Y — зависимая переменная (антисоциальная креативность),

Mo — модератор (традиция, конформизм) .

Таким образом, всего было рассмотрено 6 вариантов группировки независимой переменной и модератора при единственной зависимой переменной. Модерация имеет место, т е при разных значениях модератора влияние независимой переменной на зависимую происходит по-разному, если значимо отличен от нуля коэффициент a3, полученный в результате регрессии Регрессионный анализ для каждой из 6 схем был выполнен для каждой из указанных выше подвыборок по-отдельности . В результате было отобрано 9 случаев, когда a3 оказался значимо отличным от нуля Эти случаи, для которых получены значимые различия в зависимостях антисоциальной креативности от независимой переменной при разных уровнях выраженности модератора, для той или иной подвыборки приведены в табл 6

На рисунке для каждой модели приводятся графики зависимости антисоциальной креатив­ности от независимой переменной (агрессии, гнева и враждебности) при высоком и низком уровнях выраженности модераторов (рис )

Из рисунка, на котором представлены графики зависимости антисоциальной креа­тивности от агрессии, гнева и враждебности при высоком и низком уровне выраженности модераторов (ценности «Традиции» и «Конформизм-правила»), видно, что при высоком уровне выраженности ценностей повышение независимой переменной не приводит к повышению антисоциальной креативности Приверженность этим двум ценностям является своеобразным блокировщиком такой прямой связи Полученные нами результаты согласуются с результатами коллектива авторов во главе с M . Molero Jurado, показавшими, что девиантное поведение опосредуется сниженными значениями у респондентов ценностей социального фокуса, а также с нашими результатами, согласно которым у агрессивно-насильственных преступников отказ от мести в социальной ситуации с отрицательной коннотацией опосредуется ценностями сохранения статус-кво, самоограничения и порядка, с преодолением личных интересов ради общественных Однако исключение составляют девушки-студентки (Модели 3 и 6) .В этой под­выборке ситуация прямо обратная, позволяющая предположить, во-первых, что нормативы общества для девушек — повышенная антисоциальная креативность, а во-вторых, возможность влияния других параметров на эту связь, например ценностей личного фокуса, что в настоящем анализе не учитывалось

Таблица 6

Модераторы антисоциальной креативности в группах респондентов

Модераторы

Традиция

Конформизм-правила

Независимые переменные

Гоуппа

t / sig .

Гоуппа

t / sig .

Агрессия

Кадеты-м

М1: 2,163 / 0,037

Силовые структуры

М2:3,224 / 0,03

Гнев

Студенты-ж

М3: -3,267/ 0,003

Кадеты-ж

М5:43,122 / 0,01

Студенты-м

М4:8,801 / 0,07

 

 

Враждебность

Студенты-ж

М6:-2,041/ 0,05

Кадеты-ж

М8:19,261 / 0,033

Осужденные

М7:2,244/ 0,03

Студенты-м

М9:-10,656/ 0,06

 
Примечание: «м» — мужской пол, «ж» — женский пол; «t / sig. » — t-статистика регрессионного показателя a3 из модели (1) / р-значение этого показателя; «М» — модели анализа и их номер .
 

 

Рис. Графики зависимости антисоциальной креативности от независимой переменной (агрессии, гнева и враждебности) при высоком и низком уровне выраженности модератора Условные обозначения: линия черного цвета соответствует зависимости при высоком уровне выраженность модератора; линия серого цвета соответствует зависимости при низкой выраженности модератора; по оси Х — значения независимой переменной, по оси Y — значения антисоциальной креативности . Модели представлены в табл . 6 .

Нормы и гендерные различия С помощью попарных сравнений подвыборок, однофакторного и многофакторного дисперсионного анализа, Т-критерия Стьюдента был сделан анализ по интегральномупоказателю антисоциальной креативности . Для возможности сопоставления результатов усредненные оценки были приведены в диапазоне от 0 до 4, т . е . итоговый суммарный балл поделен на 12 (в общий показатель мы включили все пункты, кроме пункта 5) . Результаты представлены в табл . 7 .

Сравнение среди групп респондентов проводилось отдельно с помощью параметрического (Т-критерия Стьюдента) и непараметрического (критерий Манна—Уитни) методов Распределение ответов отличается от нормального практически во всех выборках .

Девушки-кадеты значимо отличаются (значимость различий . 002 по Т-критерию Стьюден- та) от студенток и школьниц (показатель ниже), студентки и школьницы значимо друг от друга не отличаются . Таким образом, можно предположить, что здесь определяющим различием является сфера деятельности, так как по возрасту школьницы и кадетки не различаются Что касается мужских подвыборок, то там можно объединить осужденных и представителей силовых ведомств, с одной стороны, и всех остальных — с другой (значимость различий по Т-критерию Стьюдента 000; уровень значимости по Манну—Уитни . 000) . Внутри каждой из двух групп значимых различий не выявлено . Различия между, если можно так выразиться, «объединенной группой» осужденных и представителей силовых структур и остальной мужской частью выборки можно объяснить влиянием, которые оказывают ценности на поведенческие особенности антисоциальной креативности В нашем пилотажном исследовании на выборке осужденных за мошенничество/корыстно-насильственные преступления и агрессивно-насильственные преступления мы пришли к выводу о том, что ценности, формируемые криминальной субкультурой, могут оказывать влияние на связь вредоносной креативности и агрессивного поведения, нивелируя ее. Можно предположить, что ценности, формируемые профессией, например, в среде МВД и других силовых ведомствах, также могут оказывать влияние на выраженность антисоциальной креативно­сти . Не исключены также и возрастные особенности антисоциальной креативности, что станет дальнейшим направлением нашего исследования и анализа

При сопоставлении влияния, которое оказывает пол на выраженность показателя антисоциальной креативности, были выявлены значимые различия у юношей и девушек среди студентов: у юношей выше (значимость различий . 008 по критерию Манна—Уитни; и . 009 по Т-критерию Стьюдента) .

Ретестовая надежность

Ретестовая надежность опросника проверялась дважды Спустя три недели группа студентов, обследовавшихся в 2017 г . (10 м и 20 ж), заполнила опросник еще раз . Кроме того, группа респондентов из силовых структур (49 м и 4 ж) заполнили опросник в 2018 г . дважды с интервалом в 5 недель . Подсчитанные коэффициенты корреляции Пирсона и Спирмана имели следующие значения для интегральной шкалы опросника: 0,835 и 0,846 соответственно (корреляции значимы на уровне 0,01) . Полученные результаты свидетельствуют о приемлемом уровне надежности русскоязычной версии опросника MCBS .

Нормы и гендерные различия С помощью попарных сравнений подвыборок, однофакторного и многофакторного дисперсионного анализа, Т-критерия Стьюдента был сделан анализ по интегральному

Таблица 7

Описательная статистика интегрального показателя антисоциальной креативности по группам

Параметр

Интегральный показатель антисоциальной креативности

Пол

мужской

женский

Группа

среднее

ст. откл.

среднее

ст. откл.

Осужденные

0,677

0,438

-

-

Силовые ведомства

0,811

0,522

0,625

0,297

Футбольные фанаты

1,280

0,607

-

-

Кадеты

1,169

0,583

1,090

0,673

Студенты

1,568

0,666

1,240

0,498

Школьники

1,627

0,979

1,374

0,599


Результаты проведенного психометрического анализа подтверждают пригодность адаптированной русскоязычной версии опросника «Поведенческие проявления антисоциальной креативности» Достоинством опросника является его компактность Выделенная трехфакторная структура адаптированной версии соответствует теоретическим положениям о трех поведенческих проявлениях антисоциальной креативности оригинальной версии, встречающихся в повседневной жизни: «Нанесение вреда», «Ложь» и «Злые шутки». В дальнейшем можно будет расширить количество шкал, отражающих поведение, в котором может проявляться антисоциальная креативность, например, манипулятивным поведением или отказом от сотрудничества, а также, возможно, провести ревизию формулировок опросника.

Важным результатом исследования является обнаруженная связь между компонентами агрессии и интегральной шкалой опросника, суммирующей показатели по всем трем шкалам Создатели опросника исследовали связь MCBS с интегральным показателем агрессии, не рассматривая каждый ее компонент в отдельности . Наше исследование показало, что важную роль в антисоциальной креативности играет враждебность — когнитивный компонент агрессии . Ранее на выборке осужденных за мошенничество и корыстно-насильственные преступления мы получили результаты о том, что враждебность положительно связана с количеством продуцируемых решений в ситуации с негативной коннотацией. Таким образом, высокий уровень враждебности у человека является индикатором возможного наличия негативного креативного потенциала

Что касается формулировок и пунктов опросника . Если анализировать вопросы, то их можно дифференцировать по следующим основаниям: реальное поведение — например, п . 7 «Как часто вы обманываете других, для того чтобы решить проблемную ситуацию?»; п . 6 «Как часто у вас появляются мысли о новых способах причинения вреда другим в этом грубом, жестоком мире?»), и мысли/идеи — например, п . 1 «Как часто вы думаете о том, чтобы отомстить своим обидчикам?»; п 13 «Как часто у вас возникают идеи нарушить правила, когда общепринятые способы не работают?») . Понятно, что влияние компонентов агрессии на данные пункты не может быть одинаковым, да и нельзя ограничиваться в данном случае только этими компонентами . Представляется, что дальнейший анализ должен быть направлен как на изучение влияния эмоционального интеллекта и макиавеллизма, а также шкал NEO-FF, оказываемого на шкалы опросника MCBS, так и на осмысление вклада всех компонентов, включая враждебность, гнев и агрессию, в поведенческие и когнитивные особенности антисоциальной креативности

Проведенная работа по конструктной валидности опросника по внешним критериям позволяет составить ядро профиля антисоци­ально-креативной личности, т е личности, которая может и придумывать идеи, и реализовывать их: высокие враждебность и агрессия и низкая значимость ценностей социального фокуса . Представляется, что разработчика от исполнителя могут отличать уровни выраженности агрессии и враждебности: чтобы реализовать решения в жизнь, нужно иметь достаточный уровень агрессии и не всегда высокую враждебность, а для продуцирования антисо­циально направленных идей враждебность у субъекта должна быть на высоком уровне . Направлением для последующего исследования может стать анализ конструктной валидности шкал «Ложь» и «Злые шутки» и выявление вклада каждого из компонентов ядра профиля в данные шкалы . Что касается ценностей, то наше исследование показало, что ценности социального фокуса могут блокировать связь агрессии и реализацию антисоциальной креа­тивности в поведении, что рекомендуется учитывать при разработке интервенций по профилактике девиантного поведения

Последующая работа над адаптированной русскоязычной версией опросника, направленная на дальнейшее изучение конвергентной, прогностической валидности, позволит выявить возрастные и гендерные особенности поведенческих проявлений антисоциальной креативности и сформировать возрастной и гендерный профили антисоциальной креативности Использование опросника в исследованиях различных профессиональных групп, в кросс-культурных исследованиях позволит проанализировать социально-психологический контекст феномена использования креативного потенциала для нанесения намеренного вреда.

Литература

  1. Антропова М.Ю., Мешкова Н.В. О ситуационных характеристиках креативности в социальном взаимодействии старших школьников [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования.2017.Т.9.№ 3.С.175—185.doi: 10.17759/psyedu.2017090318
  2. Ениколопов С.Н., Ефремов А.Г. Апробация биосоциальной методики Клонинжера «Структура характера и темперамента» // Материалы 1-й международной конференции, посвященной памяти Б.В.Зейгарник.М.: МГУ, 2001.С.104—105.
  3. Ениколопов С.Н., Цибульский Н.П. Психометрический анализ русскоязычной версии опросника диагностики агрессии А.Басса и М. Перри // Психол.журн.2007.№ 1.С.115—124.
  4. Ениколопов С.Н., Мешкова Н.В. Предубежденность в контексте свойств личности // Психологический журнал.2010.Т.31.№ 4.С.35—46.
  5. Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н. Направления исследований креативности в социальном взаимодействии // Вопросы психологии.2016а.№ 4.С.118—128.
  6. Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н. О психологических исследованиях асоциальной креативности [Электронный ресурс] // Психологические исследования.2016б.Т. 9.№ 50.С. 3.URL: http:// psystudy.ru (дата обращения: 03.01.2017).
  7. Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н. Негативная креативность в образовании: особенности, угрозы и перспективы исследования // Психологическая наука и образование.2017.Т/ 22.№ 5.С.67—76.doi: 10.17759/pse.2017220508
  8. Мешкова Н.В., Дебольский М.Г., Ениколопов С.Н., Масленков А.А. Особенности креативности в социальном взаимодействии у осужденных, совершивших корыстные и агрессивно- насильственные преступления [Электронный ресурс] // Психология и право.2018.Т.8.№ 1.С. 147—163.doi: 10.17759/psylaw.2018080111
  9. Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н. Креативность и девиантность: связь и взаимодействие // Психология.Журнал Высшей школы экономики.2018.Т.15.№ 2.С.279—290.doi: 10.17323/1813- 8918-2018-2-279-290
  10. Мешкова Н.В. Особенности взаимосвязи антисоциально направленной креативности и ценностей у подростков с разным уровнем агрессии [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования.2018.Т.10.№ 2.C.77—87 doi: 10.17759/psyedu.2018100207
  11. Митина О.В. Основные идеи и принципы структурного моделирования // Уч.зап.кафедры общей психологии МГУ.Вып.2 / Под общ.ред.Б.С. Братуся, Е.Е.Соколовой.2006.С.272—296.
  12. Митина О.В. Задачи и методы структурного моделирования как средства приращения нового знания // Моделирование и анализ данных: Труды факультета информационных технологий МГППУ.2007.Вып.3.С.68—85.
  13. Орел В.Е., Сенгин И.Г. Опросник NEO PI R.Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 2004.33 с.
  14. Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С., Липатова А.С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология.Журнал Высшей школы экономики.2012.Т.9.№ 1.С.43—70.
  15. Barbot B., Besancon M., Lubart T. The generality-specificity of creativity: Exploring the structure of creative potential with EPoC // Learning and Individual Differences.2016.doi: 10.1016/j.lindif.2016.06.005
  16. Bentler P. EQS structural equation program manual.Encino, CA, 2003.
  17. Corazza G.E. Potential originality and effectiveness: the dynamic definition of creativity.Creativity research journal.2016.Vol.28 (3).P.258—267.doi: 10.1080/10400419.2016.1195627
  18. Cropley D.H., Cropley A.J. Engineering creativity: A systems concept of functional creativity.NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 2005.P.169—185.
  19. Cropley D.H., Kaufman J.C., Cropley A.J. Rejoinder to Commentaries on Malevolent Creativity: A Functional Model of Creativity in Terrorism and Crime // Creativity Research Journal.2008.Vol.20 (2).P.134—136.doi:10.1080/10400410802059812
  20. Cropley D.H., Cropley A.J., Kaufman J.C., Runco M. (Eds.).The dark side of creativity.New York, NY: Cambridge University Press, 2010.doi.org/10.1017/ CBO9780511761225
  21. Hao N., Tang M., Yang J., Wang Q., Runco M.A. A New Tool to Measure Malevolent Creativity: The Malevolent Creativity Behavior Scale // Front.Psychol.2016.Vol.7.P.682.doi: 10.3389/fpsyg.2016.00682
  22. Harris D.J., Reiter-Palmon R. Fast and Furious: The Influence of Implicit Aggression, Premeditation, and Provoking Situations on Malevolent Creativity // Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts.2015.Vol.9 (1).P.54—64.doi:10.1037/a0038499
  23. James K., Clark K., Cropanzano R. Positive and negative creativity in groups, institutions, and organizations: A model and theoretical extension // Creativity Research Journal.1999.Vol.12 (3).P.211—227.
  24. Law D.M., Shapka J.D., Domene J.F., Gagne M.H. Are cyberbullies really bullies? An investigation of reactive and proactive online aggression // Computers in Human Behavior.2012.Vol.28 (2).P.664—672.
  25. Mayer J., Mussweiler T. Suspicious spirits, flexible minds: When distrust enhances creativity // Journal of Personality and Social Psychology.2011.Vol.101 (6).P.1262—1277.
  26. Molero Jurado M.D.M. et al. Interpersonal Values and Academic Performance Related to Delinquent Behaviors // Front.Psychol.2016.Vol.7.P.1480.doi: 10.3389/fpsyg.2016.01480
  27. Rhodes M. An analysis of creativity // Phi Beta Kappen.1961.Vol.42.P.305—310.

Информация об авторах

Мешкова Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретических основ социальной психологии, факультет социальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3965-9382, e-mail: nmeshkova@yandex.ru

Ениколопов Сергей Николаевич, кандидат психологических наук, доцент, заведующий отделом клинической психологии, ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» (ФГБНУ НЦПЗ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7899-424X, e-mail: enikolopov@mail.ru

Митина Ольга Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии общения, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломоносова), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2237-4404, e-mail: omitina@inbox.ru

Мешков Иван Андреевич, магистр психологии, независимый исследователь, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8789-4614, e-mail: ivan_meshkov1985@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3536
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 49

Скачиваний

Всего: 3166
В прошлом месяце: 66
В текущем месяце: 58