Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8072Ключевые слова 19701 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Взаимосвязь мотивации к обучению и рефлексии студентов бакалавриата очной формы обучения 340

Тихомирова Т.С., Педагог-психолог, ГБОУ «Школа №1321 "Ковчег"», Москва, Россия, t_tatyana_92@list.ru
Кочетков Н.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, nkochetkov@mail.ru

Аннотация

Представлены результаты изучения взаимосвязи личностной рефлексии и выраженности мотивации к обучению в вузе.В работе использовались методика определения уровня индивидуальной меры рефлексивности А.В. Карпова, В.В.Пономаревой и методика диагностики мотивации обучения в вузе Т.И.Ильиной.Всего в эмпирическом исследовании приняли участие 143 студента.Полученные данные позволяют сделать вывод, что на 1-м курсе обучения значение мотива «овладение профессией» прямо связано с рефлексией настоящей и будущей деятельности, а значение мотива «получение диплома» обратно связано с рефлексией общения.На 2-м курсе выраженность мотива «получение знаний» коррелирует с рефлексией общения, а значение мотива «овладение профессией» имеет обратную взаимосвязь с рефлексией будущей деятельности.На 3-м курсе значения мотива приобретения знаний коррелируют с интегральным показателем рефлексии, тогда как на 4-м курсе очной формы обучения бакалавров ни один из компонентов рефлексии не взаимосвязан с составляющими мотивации к обучению в вузе.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Аванесов B.C., Вербицкий A.A., Ительсон Л.Б. Основы педагогики и психологии высшей школы: Учебное пособие.М.: Изд-во Московского университета, 1986.302 с.
  2. Вартанова И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности // Вестник Московского университета.Сер.14.Психология.2000.№ 4.С.33—41.
  3. Гаврилова О.В. Взаимосвязь удовлетворенности и мотивации учебной деятельности студентов в системе многоуровневого образования: дис.… канд. психол.наук.Казань, 2000.270 с.
  4. Григорьева М.В., Шамионов Р.М., Голубева Н.М. Роль рефлексии в адаптационном процессе студентов к условиям обучения в вузе // Психологическая наука и образование.2017.Т.22.№ 5.С.23—30.doi:10.17759/pse.2017220503
  5. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности / Под ред.Е.В. Шороховой.М.: Наука, 1999.С.146—169.
  6. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии.1984.№ 4.С. 126—130.
  7. Дроздов C.B. Динамика мотивационно- смысловых образований личности студентов в процессе адаптации к учебе: дис....канд.психол.наук.М., 2000.168 с.
  8. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы.Минск: Изд-во БГУ, 1981.383 с.
  9. Зарецкий В.К. Становление и сущность рефлексивно-деятельностного подхода в оказании консультативной психолого-педагогической помощи // Консультативная психология и психотерапия.2013.№ 2.С.8—37.
  10. Зотова О.И., Бобнева М.И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии.М.: Наука, 1975.С.241— 254.
  11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.СПб: Питер, 2011.512 с.
  12. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал.2003.Т.24.№ 5.С.45—57.
  13. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности: Учеб.пособие.Новосибирск: НГПИ, 1987.89 с.
  14. Леонтьев Д.А. Понятие мотива у А.Н.Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.2016.№ 2.С.3—18.doi: 10.11621/vsp.2016.02.03
  15. Манукян В.Р. Психологическое содержание и факторы возникновения кризиса профессионального развития у студентов вуза // Психологическая наука и образование.2011.№ 4.С.109—117.
  16. Осипова Т.П. Рефлексивно-деятельностный подход в процессе профессиональной подготовки студентов.Ярославский педагогический вестник.2012.№ 1.Т.2.С.163—166.
  17. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности.М.: Академия, 2001.304 с.
  18. Сорокина Ю.Л. Преодоление кризиса учебной адаптации студентами педагогического вуза: дис. … канд.психол.наук.Ярославль, 2005.257 с.
  19. Тейяр де Шарден П. Феномен человека.Введение к объяснению мира.М.: Наука, 1987.240 с.
  20. Тихомирова Т.С., Кочетков Н.В. Мотивация к обучению и личностная рефлексия: особенности и взаимосвязь у студентов вузов // Психологическая наука и образование.2017.Т.22.№ 3.С.53—62.doi: 10.17759/pse.2017220306
  21. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования.М.: Наука, 1966.450 с.
  22. Холодная М.А., Кострикина И.С. Особенности когнитивных стилей «импульсивность/рефлективность» и «ригидность/гибкость познавательного контроля» у лиц с высокими и сверхпороговыми значениями IQ // Психологический журнал.2002.№ 6.С.72—82.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика