Включен в Web of Science СС (ESCI) Рейтинг Science Index РИНЦ 2017 1 место — направление «Психология» 31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов) 5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 1,786 — двухлетний импакт-фактор Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Исследование взаимосвязи уровня сформированности психологических границ и развития ассертивности младших школьников 492
Боголюбская Л.А., педагог-психолог, ОАНО «Школа права и экономики», Москва, Россия, bogolubskaya@bk.ru
Хухлаева О.В., доктор педагогических наук, профессор кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования,факультет социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ovc54@yandex.ru АннотацияПредставлены результаты исследования взаимосвязи уровня сформированности психологических границ и развития ассертивности младших школьников. Рассмотрены основные теоретические представления об ассертивном поведении в трудах отечественных и зарубежных психологов, обозначены ключевые аспекты феномена «психологические границы» в современной психологической науке. В исследовании приняли участие 165 учащихся третьих и четвертых классов. В качестве методик исследования применялись: методика «Границы Я» Н.Браун, «Тест ассертивности личности» В.П.Шейнова, тест Томаса—Килманна «Стиль поведения в конфликтной ситуации». Выявлены и описаны взаимосвязи сформированности психологических границ с моделями поведения в конфликтной ситуации и развитием навыков ассертивного поведения учащихся. Делается вывод о том, что развитие ассертивности может оказывать положительное влияние на формирование автономности, здоровых психологических границ младших школьников, повышать у них уверенность в себе, способствовать развитию умения конструктивно преодолевать трудности в различных жизненных, в том числе и конфликтных ситуациях. Ключевые слова: психологические границы, ассертивность, ассертивное поведение, поведение в конфликте, социальные страхи, младшие школьники Рубрика: Психология образования Тип: научная статья Фрагмент статьи Младший школьный возраст характеризуется активным развитием различных психологических конструктов, среди которых одним из важнейших является навык построения эффективной коммуникации со сверстниками и межличностного взаимодействия в целом. По мнению исследователей, развитие ассертивности способствует формированию коммуникативных навыков, поскольку оказывает положительное влияние на самооценку и уверенность в себе, а также способствует снижению уровня агрессивности и тревожности. Литература
Статьи по теме
Организационная психология, Педагогическая психология | Гордеева Т.О., Сычев О.А., Лункина М.В. Школьное благополучие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы Живая жизнь без комментариев | Исаев Е.И., Ежкова Н.С., Пазухина С.В. Талантливый исследователь развивающего обучения (к 100-летию со дня рождения Г.И. Минской) Педагогическая психология, Педагогическое образование | Данилова Е.Е. Содержание и динамика мотивационных предпочтений современных младших школьников и младших подростков |
© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ |