Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Исследование взаимосвязи уровня сформированности психологических границ и развития ассертивности младших школьников 492

Боголюбская Л.А., педагог-психолог, ОАНО «Школа права и экономики», Москва, Россия, bogolubskaya@bk.ru
Хухлаева О.В., доктор педагогических наук, профессор кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования,факультет социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ovc54@yandex.ru

Аннотация

Представлены результаты исследования взаимосвязи уровня сформированности психологических границ и развития ассертивности младших школьников. Рассмотрены основные теоретические представления об ассертивном поведении в трудах отечественных и зарубежных психологов, обозначены ключевые аспекты феномена «психологические границы» в современной психологической науке. В исследовании приняли участие 165 учащихся третьих и четвертых классов. В качестве методик исследования применялись: методика «Границы Я» Н.Браун, «Тест ассертивности личности» В.П.Шейнова, тест Томаса—Килманна «Стиль поведения в конфликтной ситуации». Выявлены и описаны взаимосвязи сформированности психологических границ с моделями поведения в конфликтной ситуации и развитием навыков ассертивного поведения учащихся. Делается вывод о том, что развитие ассертивности может оказывать положительное влияние на формирование автономности, здоровых психологических границ младших школьников, повышать у них уверенность в себе, способствовать развитию умения конструктивно преодолевать трудности в различных жизненных, в том числе и конфликтных ситуациях.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Младший школьный возраст характеризу­ется активным развитием различных психоло­гических конструктов, среди которых одним из важнейших является навык построения эффективной коммуникации со сверстниками и межличностного взаимодействия в целом. По мнению исследователей, развитие ассер­тивности способствует формированию ком­муникативных навыков, поскольку оказывает положительное влияние на самооценку и уве­ренность в себе, а также способствует сниже­нию уровня агрессивности и тревожности.

Литература
  1. Биченкова О.Е., Богатырева О.А., Плюснин Ю.М. Пространственное поведение и социальный статус ребенка в группе // Вопросы психологии.1993.№ 2.С.106—116.
  2. Боголюбская Л.А. Особенности психологических границ младших школьников с социальными страхами в поликультурном классе [Электронное издание] // Этнокультурное образование в современном мире: Сб.науч.статей по материалам Всероссийской научно-методической конференции «Этнокультурное образование в современном мире» / Науч.ред.Е.А. Александрова.М.: «Перо», 2017.С.56—61.
  3. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика.Справочник практического психолога.М.: ЭКСМО, 2005.960 с.
  4. Марцинковская Т.Д. Психологические границы: история и современное состояние // Мир психологии.2008.№ 3.С.55—61.
  5. Нартова-Бочавер С.К. Психологическое пространство личности: Монография.М.: Прометей, 2005.312 с.
  6. Пивненко Т.В. Психологические границы Я в игре детей, не принимаемых сверстниками: Дисс.… канд.психол.наук.М., 2008.166 с.
  7. Попова И.В. Ассертивность подростков с нормальным и задержанным развитием и педагогов в различных образовательных учреждениях // Культурно-историческая психология.2010.№ 2.С. 55—60.
  8. Почебут Л.Г., Безносов Д.С. Ассертивность и толерантность в межкультурном взаимодействии // Социальная психология и общество.2017.Т.8.№ 3.С.8—19.
  9. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика.Методики и тесты.М.: Бахрах-М, 2011.672 с.
  10. Силина О.В. Структура границ Я у детей 2—10 лет // Социальная психология и общество.2016.Т.7.№ 4.С.83—98.
  11. Смит М. Дж. Тренинг уверенности в себе: Комплекс упражнений для развития уверенности.М.: Речь, 2002.254 с.
  12. Филиппова Е.В., Пивненко Т.В. Исследование игры детей дошкольного возраста с проблемами в oбщении // Психологическая наука и образование, 2010.№ 3.С 80—88.
  13. Хохлова Е.В. Конструктивная агрессивность в формировании навыков ассертивного поведения студентов вуза: Дисс.… канд.психол.наук.Н. Новгород, 2008.220 с.
  14. Хухлаева О.В. Коррекция социальных страхов у младших школьников // Актуальные проблемы психологического знания.2016.№ 2 (39).С.124—129.
  15. Шамшикова Е.О. Нарциссические корреляты психологического пространства личности: Дис.… канд.психол.наук.Новосибирск, 2010.252 с.
  16. Шейнов В.П. Взаимосвязи ассертивности с психологическими и социально-психологическими характеристиками личности // Вестник РУДН.Серия: Психология и педагогика.2018.Т.15.№ 2.С.147—161.
  17. Шейнов В.П. Разработка теста ассертивности, удовлетворяющего требованиям надежности и валидности // Вопросы психологии.2014.№ 2.С. 107—116.
  18. Шейнов В.П. Ассертивное поведение: преимущества и восприятие // Современная зарубежная психология.2014.№ 2.С.107—120.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика